Внедрение методов Кайдзен на производственном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 00:38, реферат

Описание работы

«Кайдзен» в переводе с японского означает «постоянные улучшения». Авторитет мирового бизнеса, Масааки Имаи, издал свои книги «Кайдзен» и «Гемба Кайдзен», в которых делится наиболее успешным опытом проведения улучшений в японских фирмах за последние 50 лет.
Подход «Гемба Кайдзен» ориентируется на проведение улучшений, прежде всего, в «гемба» — рабочих местах, на которых непосредственно создается ценность

Содержание

Введение
3
Что такое методика Кайдзен?
5
Кайдзен и менеджмент
8
Внедрение контроля качества в кайдзен
11
Кайдзен и TQC
13
Кайдзен и система предложений
14
Кайдзен и конкуренция
14
Заключение

Работа содержит 1 файл

Кайдзен зародился в Японии.docx

— 127.95 Кб (Скачать)

 

 
Рис. 2. Японское понимание распределения  рабочих функций 

 

Задачи менеджмента в  рамках поддержания состоят в  том, чтобы обеспечить каждому сотруднику компании возможность следовать  СРП (стандартной рабочей процедуре).  

Это значит, что менеджмент сначала должен определить политику, правила, директивы и процедуры, касающиеся всех основных операций, а  затем следить, чтобы все использовали СРП. Если люди могут ее придерживаться, но не делают этого, руководство применяет  дисциплинарные меры. Если люди не могут  следовать стандартной процедуре, менеджеры обязаны либо обучить их, либо пересмотреть и исправить стандарт таким образом, чтобы появилась возможность действовать в соответствии с ним. 
 
В любой сфере профессиональной деятельности работают на основе стандартов, установленных менеджментом, явно или по умолчанию. Поддержание предполагает их соблюдение благодаря обучению и дисциплине. Японское понимание управления сводится к следующему: соблюдать стандарты и совершенствовать их.  
 
Чем выше иерархический уровень менеджера, тем больше он занят вопросами совершенствования. Неквалифицированный рабочий, стоящий у станка, практически все время следует инструкции. Однако по мере приобретения опыта он начинает думать об улучшениях, совершенствовать свои методы труда, внося собственные предложения самостоятельно или в составе группы.  

Любой менеджер из преуспевающей  японской компании назовет «кайдзен» задачей, которую ставит перед собой высший менеджмент. Другими словами совершенствование, которое означает установление более высоких стандартов. Как только они установлены, задача менеджмента - следить за их соблюдением. Стабильное улучшение достигается лишь тогда, когда люди работают по более высоким стандартам. Таким образом, поддержание и совершенствование превратились для большинства японских руководителей в неразрывные понятия.

Что такое совершенствование? Его можно разбить на кайдзен и инновации. Кайдзен означает небольшие улучшения в ходе текущей работы, не меняющие статус-кво. Инновация представляет собой коренное преобразование, которое изменяет статус-кво и осуществляется в результате крупных инвестиций в новую технологию и/или оборудование. На рис. 1.3 показано соотношение поддержания, кайдзен и инновации с точки зрения японского менеджмента.  
 

 
Рис. 3. 

 

При этом большинство западных менеджеров видит распределение  функций так, как это показано на рисунке "4". Здесь остается мало места для концепции кайдзен.  

 

 
Рис. 4. Западное понимание распределения  рабочих функций 

 

Иногда в области индустрии  высоких технологий можно встретить  иной тип менеджмента, показанный на рисунке "5". Это компании, которые  внезапно появляются, бурно развиваются  и столь же быстро исчезают, когда  их первый успех идет на убыль или  меняется ситуация на рынке. 

 

 
Рис. 5. Распределение функций при  ориентации на инновации 

 

Худшие компании - это  те, что сосредоточены исключительно  на поддержании и не видят внутренних стимулов для кайдзен или инноваций. Конкуренция и изменение условий рынка вынуждают их менеджмент к изменениям, но при этом он не представляет себе, в каком направлении надо идти.

 

Поскольку кайдзен - непрерывный процесс, в котором участвуют все сотрудники компании, то менеджеры любого уровня, так или иначе, занимаются кайдзен. Это показано на рисунке "6". 
 

 
Рис. 6. Иерархия вовлеченности персонала  в кайдзен 

 

 

 

 

Внедрение контроля качества в кайдзен. 

 

Хотя менеджмент обычно озабочен такими вопросами, как производительность и качество, тема данной книги - взглянуть  на обратную сторону картины - стратегию  кайдзен.  
 
В ходе любой серьезной дискуссии о качестве сразу встает вопрос о том, как его определить, оценить, а также какие оно дает преимущества. Формулировок столько, сколько тех, кто пытается их дать, и единого мнения о том, что представляет собой качество или каким ему следует быть, нет. То же самое верно в отношении производительности. Разные люди вкладывают в этот термин разный смысл, зачастую почти противоположный, при этом менеджмент и рабочие часто не сходятся во мнениях.  
 
Но в чем бы ни заключалась сущность качества или производительности, кайдзен всегда был оборотной стороной медали по отношению к этим понятиям. Как только речь заходит о кайдзен, все становится удивительно просто. Прежде всего, никто не ставит под сомнение ценность совершенствования, которое носит всеобщий характер, само по себе - благо и хорошо уже по определению. В какой бы сфере деятельности ни имело место усовершенствование, оно, в конечном счете, ведет к повышению качества и производительности.  
 
 

Отправная точка для совершенствования - выявление потребности. Для этого  требуется признать наличие проблемы. Если она не выявлена, значит, нет  нужды в совершенствовании. Самоуспокоенность  и самодовольство - заклятые враги  кайдзен. Следовательно, эта концепция делает акцент на признание проблемы и дает ключ к ее выявлению.

Если проблема известна, ее нужно решать. Таким образом, кайдзен, кроме того, представляет собой процесс решения проблемы и на практике требует использования различных инструментов. С решением любой проблемы совершенствование выходит на новые рубежи. Это следует отразить в новых стандартах, чтобы закрепить достижения. Следовательно, кайдзен требует также стандартизации.  
 
Такие термины, как КК (контроль качества), SQC (статистический контроль качества), кружки КК, TQC (или CWQC - контроль качества в масштабе всей компании), часто упоминаются в связи с кайдзен. Чтобы избежать путаницы, ниже мы проясним эти термины.  
 
Как уже говорилось, слово качество можно понимать по-разному, и нет единого мнения о том, что оно представляет собой на самом деле. В широком смысле этот термин применим ко всему, что можно улучшить. С этой точки зрения качество свойственно не только товарам и услугам, но и методам работы людей, машин и механизмов, а также системам и процедурам. Оно свойственно всем аспектам деятельности человека. Поэтому удобнее говорить о кайдзен, а не о качестве или производительности.

 

Английское слово improvement (совершенствование, улучшение) в западном контексте чаще всего применяется к оборудованию, а не к человеческому фактору. Понятие кайдзен, в отличие от него, носит всеобъемлющий характер и может применяться к любому аспекту деятельности человека. Однако при этом не следует забывать, что термины "качество" и "контроль качества" играют жизненно важную роль в развитии кайдзен в Японии.

 

 

Кружок контроля качества (КК) представляет собой малую группу, которая постоянно и добровольно  работает в цехе в рамках существующей в компании общей программы по контролю качества, саморазвитию, взаимному  образованию, управлению процессом  и совершенствованием.

Деятельность кружков  КК - это лишь часть программы, которая  разворачивается в масштабах  компании; TQC или CWQC никогда не исчерпывается  только их работой.  
 
Те, кто интересовался кружками КК в Японии, знает, что они часто уделяют внимание проблемам, связанным с затратами, безопасностью и производительностью, и что их деятельность часто лишь опосредованно связана с повышением качества продукции, по большей части она направлена на совершенствование в пределах цеха.  
 
Без сомнения, кружки КК сыграли важную роль в повышении качества продукции и производительности в Японии. Однако зарубежные наблюдатели часто преувеличивают их значение, полагая, что они служат основой всеобщего контроля качества в стране. Это глубочайшее заблуждение, в особенности если речь идет о японском менеджменте. Объем работ кружков КК обычно составляет от 10 до 30% общего объема работ по TQC в наших компаниях.  
 
За этими преобразованиями менее заметна эволюция самого термина "контроль качества" (КК) в Японии. Как и во многих западных компаниях, он изначально применялся по отношению к производственному процессу, в частности, к технической инспекции для отбраковки не соответствующего требованиям входного сырья или продукции на выходе поточной линии. Но очень скоро пришло понимание того, что контроль такого рода не позволяет повысить качество продукции, которое следует создавать в ходе производства.

 

Первоначально КК применялся в тяжелой промышленности, в частности, при производстве стали. Поскольку  в этих отраслях нужен инструментальный контроль, применение SQC (статистического  контроля качества) было жизненно важным. По мере того как КК распространился  на машиностроение и автомобильную  промышленность, где очень важен  контроль производственного процесса, потребность в SQC стала еще более  острой.  
 
Позднее КК стал применяться и в отраслях, производящих потребительские товары длительного пользования и бытовую технику. Здесь, чтобы удовлетворить потребителя, который становился все более взыскательным, качество закладывается уже на стадии проектирования. Сегодня менеджмент подчеркивает важность учета качества до начала разработки и проектирования, и это означает, что с самого начала анализируется информация о запросах потребителя и применяется маркетинг.  
 
Тем временем КК превратился в полноправный инструмент менеджмента кайдзен, в котором принимают участие все сотрудники. Такую деятельность, которая осуществляется в масштабе всей организации, часто называют TQC (всеобщий контроль качества) или CWQC (контроль качества в масштабе всей компании). Какое бы название ни использовалось, TQC или CWQC обозначают деятельность в русле кайдзен, в которую вовлечены все сотрудники компании, от менеджеров до рабочих. С годами КК превратился в SQC, а затем в TQC или CWQC, и каждый раз, выходя на новый уровень, контроль качества повышал эффективность управления. Поэтому такие слова, как КК и SQC, стали почти синонимами кайдзен. Именно поэтому, рассказывая, что такое кайдзен, я постоянно обращаюсь к таким понятиям, как КК, TQC и CWQC.  
 
С другой стороны, функция контроля качества в изначальном смысле слова остается в силе. Обеспечение качества по-прежнему неотъемлемая часть менеджмента, и большинство компаний имеют в своем составе отдел ОК (обеспечения качества). Некоторую путаницу вносит то, что мероприятия TQC или CWQC иногда проводятся отделом обеспечения качества, а иногда - отдельной службой TQC. Поэтому важно, чтобы понятия, связанные с КК, рассматривались в контексте.  

Кайдзен и TQC 

 

Рассмотрение движения TQC как части стратегии кайдзен позволяет получить более ясное представление о японском подходе. Прежде всего, следует отметить, что мероприятия TQC в Японии направлены не только на контроль качества. Термин "контроль качества" вводит людей в заблуждение и часто интерпретируется слишком узко как контроль качества продукции.

 

На Западе вопросы TQC в  основном обсуждаются в технических  изданиях, тогда как эта проблема должна быть в центре внимания журналов по менеджменту. В Японии создана  тщательно продуманная система  стратегий кайдзен, которые служат инструментами движения TQC. Они по праву стоят в одном ряду с самыми выдающимися достижениями менеджмента XX века. Однако из-за узкого понимания КК на Западе большинство их специалистов, изучающих японский контроль качества, не могут понять подлинного значения этой деятельности и ее масштабов. При этом в Японии постоянно разрабатываются и испытываются новые методы и инструменты TQC.  
 
Они постоянно совершенствуются, не оставаясь неизменным ни дня. Например, до сих пор непременной принадлежностью TQC были так называемые "Семь статистических инструментов", которые широко использовались кружками КК, инженерами и менеджерами. В последнее время в дополнение к этим семи инструментам появились "Семь новых", используемых для решения более сложных проблем, таких, как разработка новой продукции, совершенствование инфраструктуры, повышение качества и снижение затрат. Новинки в этой сфере появляются почти ежедневно. ("Семь статистических инструментов" и "Семь новых" представлены в Приложении E).

 

Мероприятия TQC в Японии направлены на повышение эффективности управления на всех уровнях. Поэтому обычно они  затрагивают следующие аспекты:

  • Обеспечение качества.

  • Снижение затрат.

  • Достижение производственных квот.

  • Соблюдение дисциплины поставок.

  • Безопасность.

  • Разработка новой продукции.

  • Повышение производительности.

  • Управление поставщиками.

В последнее время TQC стал, помимо этого, включать маркетинг, продажи  и услуги. Более того, он занимается теперь такими важными вопросами  управления, как развитие организации, межфункциональный менеджмент, развертывание политики и структурирование качества. Иными словами, менеджмент использует TQC как инструмент для улучшения всех показателей.

Внимание менеджеров в  рамках TQC направлено главным образом  на такие сферы, как образование, совершенствование систем, развертывание  политики, межфункциональный менеджмент, к которым в последнее время добавилось структурирование качества. 

 

Кайдзен и система предложений 

 

Японский менеджмент совместными  усилиями вовлекает сотрудников  в кайдзен через систему предложений. Таким образом, она становится неотъемлемой частью сложившейся системы менеджмента, и число предложений, поданных рабочими, расценивается как важный критерий оценки эффективной деятельности их мастеров. А менеджер этих мастеров, в свою очередь, готов помочь им в том, чтобы рабочие подавали больше предложений. 

 
В большинстве японских компаний, действующих  в рамках программ кайдзен, система контроля качества и система подачи предложений согласованы между собой. Можно лучше понять роль кружков КК, если рассматривать их совокупность как метод подачи групповых предложений по совершенствованию.

Информация о работе Внедрение методов Кайдзен на производственном предприятии