Внедрение инноваций на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

цель этой работы – дать представление об инновационной деятельности предприятий и применения ее на практике. А основные задачи – понять сущность инноваций, выявить виды инноваций, а также рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.
Объектом этой работы является предприятие, как хозяйствующий субъект, а предметом-инновационная деятельность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Инновационная деятельности
1.1. Инновации, их экономическая сущность и значение……………...5
1.2. Инновационный процесс как объект управления……………….....8
1.3. Структура инновационного процесса………………………………9
1.4. Классификация инноваций.…………………………………….…...10
1.5. Роль инноваций в развитии предприятия.………………………....16
2. Инновационная деятельность предприятия ОАО «Северсталь» .
2.1. Инновационный план ОАО «Северсталь»………………………....18
2.2. Производство металлопроката ……………………………………..20
2.2.1. Производственная программа ……………………………………21
2.2.2. Сбытовая программа …………………………….………………..23
2.2.3. Коммерческая программа ………………………………………...25
2.2.4. Техническая программа …………………………………………..28
2.3.Проекты………………………………………………………….....…30
2.4.Персонал……………………………………………………………....33
Заключение………………………………………………………………..37
Список используемой литературы………………………………............39

Работа содержит 1 файл

Курсач науруз.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

     Создатель новой технологии, т.е. инноватор, исходит из таких критериев, как уникальность и новизна; а имитатор - из таких критериев, как жизненный цикл изделия и его экономическая эффективность.

    Уникальность может быть достигнута лишь в том случае, если персонал предприятия обладает собственными, оригинальными знаниями и навыками в данной промышленной сфере. Инновации крайне важны для таких организаций, которые продают лицензии.

    Под воздействием современных изменений, тенденций и процессов как в технике, так и в экономике формируются новые потребности, которые не могут быть удовлетворены за счет имеющихся результатов деятельности людей. Возникают проблемы, решение которых возможно лишь путем конструирования новых средств и изделий, новых организационных форм, т.е. благодаря инновационной деятельности людей, которая и составляет содержание любой инновации. 

1.3. Структура инновационного процесса. 

    В динамическом плане, т.е. во времени, структуру инновационного процесса можно представить в следующем виде:

   1) выявление проблемной ситуации (имитация инновации);

   2) формулировка целей инновации;

   3) анализ существующего положения (диагностика проблемы организации или отдельного ее элемента);

4) принятие  решения о целесообразности разработки  инновации определенного вида;

5) разработка (проектирование) инновации;

6) согласование  и утверждение проекта инновации;

7) подготовка  объекта к инновации;

8) внедрение  инновации;

9) оценка  фактической эффективности инновации;

10) устаревание.

      Контроль перехода от одной  операции инновационного процесса  к другой является действенным  инструментом управления процессом  внедрения инновации. Успешность внедрения инновации в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения по логической цепочке операций, особенно на их стыках, а это зависит в первую очередь от согласованности смежных подразделений при переходе от одной операции к другой и, конечно, от заинтересованности организаций, выполняющих соответствующие операции.

      Вслед за экономическим освоением  инновации сначала на первом, а затем и на остальных предприятиях  следует фаза ее эффективного  использования, которая характеризуется постепенной стабилизацией затрат и возрастанием эффекта в основном за счет наращивания объемов использования новшества. Именно здесь реализуется основная часть фактического экономического эффекта инновации.

      Заключительная фаза жизненного цикла инновации - ее устаревание. 

1.5. Классификация инноваций. 

    Для получения более высокой отдачи от инновационной деятельности осуществляется классификация нововведений. Необходимость классификации, т.е. разделения всей совокупности нововведений по тем или иным признакам на соответствующие группы, объясняется тем, что выбор объекта инновации является очень важной процедурой, поскольку она предопределяет всю последующую инновационную деятельность, результатом которой станут повышение эффективности производства, расширение номенклатуры наукоемкой продукции и рост ее объемов.

   Классификация инноваций на соответствующие группы осуществляется с помощью следующих признаков.

   По признаку возникновения инноваций выделяются две группы: защитные и стратегические.

   Защитная группа инноваций обеспечивает необходимый уровень конкурентоспособности производства и продукции на основе внедрения соответствующих нововведений как способа защиты от конкурентов.

    Стратегическая формирует перспективные преимущества в конкурентной борьбе.

     По предмету и сфере приложения инноваций происходит деление нововведений на продуктовые (новые продукты и материалы), рыночные (новые сферы использования товара, возможность реализации инноваций на новых ранках), процессные (технологии, новые методы организации и управления производством).

    По степени новизны инноваций выделяют:

-нестандартные  группы инноваций, включающие  новый товар, произведенный на  основе впервые разработанного  технического решения, не имеющего  аналога;

-улучшающие - новые товары или технологические  процессы, разработанные на основе  использования достижений научно-технического  процесса и обеспечивающие совершенные  технико-эксплуатационные характеристики  в сравнении с действующими  аналогами;

-модификационные - нововведения, расширяющие эксплуатационные возможности товара или технологического процесса.

   По характеру удовлетворения потребностей инновационные группы определяются нововведениями, которые удовлетворяют сложившиеся на рынке новые потребности.

   По масштабам распространения инновации могут быть базовыми для молодых отраслей, производящих однородный продукт, или используемыми во всех отраслях промышленного производства.

   Несмотря на общность предмета инноваций, каждое их внедрение является весьма индивидуальным и даже уникальным. Вместе с тем существует множество классификаций инноваций и, соответственно, субъектов инновационного предпринимательства. Рассмотрим некоторые из них.

     Г. Менш выделил три крупные группы инноваций: базисные, улучшающие и псевдоинновации. Базисные инновации, в свою очередь, подразделяются на технологические (образующие новые отрасли и новые рынки) и нетехнологические (изменения в культуре, управлении, общественных услугах). Движение от одного технологического пата к другому происходит, по мнению Менша, посредством перехода от базисных инноваций к улучшающим и далее - к псевдоинновациям.

   Детальная и оригинальная типология инноваций дана А.И. Пригожиным. Он классифицировал инновации в зависимости от типа новшеств (материально-технические и социальные нововведения), механизма осуществления, особенностей инновационного процесса. А.И. Пригожин ввел в научный оборот замещающие, отменяющие, открывающие нововведения, ретронововведения, единичные, диффузные, внутриорганизационные, межорганизационные и др. Он разделил понятия "инновация" и "новшество". Новшество, по мнению А.И. Пригожина, - это предмет инновации; новшество и инновация имеют различные жизненные циклы; новшество - это разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание. Инновация же - это зарождение, диффузия, рутинизация (стадия, когда инновация "реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов").

- крупнейшие (базисные) инновации - реализуют  крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей. Такие инновации требуют длительного времени и крупных затрат для своего освоения, но зато обеспечивают значительный по уровню и масштабу народно-хозяйственный эффект, однако происходят они не каждый год;

- крупные  инновации (на базе аналогичного  ранга изобретений) - формируют новые  поколения техники в рамках  данного направления. Они реализуются  в более короткий срок и  с меньшими затратами, чем крупнейшие (базисные) инновации, но скачок в техническом уровне и эффективности сравнительно меньше;

- средние  инновации реализуют такого же  уровня изобретения и служат  базой для создания новых моделей  и модификаций данного поколения  техники, заменяющих устаревшие модели более эффективными либо расширяющих сферу применения этого поколения;

- мелкие  инновации - улучшают отдельные  производственные или потребительские  параметры выпускаемых моделей  техники на основе использования  мелких изобретений, что способствует либо более эффективному производству этих моделей, либо повышению эффективности их использования.

    М. Уолкер выделяет семь типов инноваций в зависимости от степени использования в них научных знаний и широкого применения:

1) основанные на использовании фундаментальных научных знаний и широко применяющиеся в различных сферах общественной деятельности (например, ЭВМ и др.);

2) также  использующие научные исследования, но имеющие ограниченную область  применения (например, измерительные  приборы для химического производства);

3) разработанные  с использованием уже существующих  технических знаний новшества  с ограниченной сферой применения (например, новый тип смесителя  для сыпучих материалов);

4) входящие  в комбинации различных типов  знаний в одном продукте;

5) использующие  один продукт в различных областях;

6) технически  сложные новшества, появившиеся  как побочный результат крупной  исследовательской программы (например, керамическая кастрюля, созданная  на основе исследований, проводившихся  в рамках космической программы);

7) использующие  уже известную технику или  методы в новой области.

    Обобщенная классификация инноваций  по признакам приведена в табл. 1.1.

 

Таблица 1.1.

Обобщенная  классификация инноваций  по признакам.

     Признак классификации Виды инноваций 
С точки  зрения цикличного развития - Крупнейшие

- Крупные

- Средние

- Мелкие 

В зависимости  от степени использования научных  знаний Основанные  на:

- фундаментальных  научных знаниях

- научных исследованиях  с ограниченной областью применения

- существующих  технических знаниях

- комбинации  различных типов знаний

- использовании  одного продукта в различных  областях

- побочных результатах  крупных программ

- уже известной  технологии 

С точки  зрения структурной характеристики - На входе

- На выходе

- Нововведения  структуры предприятия 

С точки  зрения увязки с отдельными сферами  деятельности - Технологические

- Производственные

- Экономические

- Торговые

- Социальные 

В области  управления - Инновации  продукции

- Инновации процессов  (технологических)

- Инновации рабочей  силы

- Инновации управленческой  деятельности 

С точки  зрения назначения - Для потребления  в качестве товара массового  спроса

- Для промышленного  потребления в гражданских отраслях

- Для потребления  в оборонном комплексе

По  способу  - Экспериментальные

- Прямые 

По  стадии жизненного цикла  Инновации, внедряемые на стадии:

- стратегического  маркетинга

- НИОКР

- организационно-технологической  подготовки производства

- производства

- сбыта

- сервиса 

1 2
В зависимости от размера экономического эффекта - Обнаружение  новых областей применения (повышает  эффективность в 10-100 и более  раз)

- Использование  новых принципов функционирования (повышает эффективность в 2-10 раз)

- Создание новых  конструктивных решений (повышает эффективность на 10-50%)

- Расчет и  оптимизации параметров (повышает  эффективность на 2-10%)

По  уровню управления - Федеральные

- Отраслевые

- Территориальные

- Первичного  звена управления 

По  срокам управления - 20 и более  лет

- 10-15 лет

- 5-10 лет

- до 5 лет 

По  степени охвата жизненного цикла  - НИОКР

- Освоение и  применение НИОКР 

По  объему - Точечные

- Системные

- Стратегические 

По  отношению к предыдущему состоянию  процесса (системы) - Заменяющие

- Отменяющие

- Открывающие

- Ретронововведения

По  назначению Направленные  на:

- эффективность

- улучшение условий  труда

- повышение качества  продукции 

По  источнику планирования - Централизованные

- Локальные

- Спонтанные 

По  результативности - Внедренные  и полностью используемые

- Внедренные  и слабо используемые

По  уровню новизны  - Радикальные  и изменяющие или создающие  вновь целые отрасли

- Системные

- Модифицирующие 

Информация о работе Внедрение инноваций на предприятии