Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 22:39, курсовая работа
Цель исследования: Определить направление инновационного развития глобальной экономики и место России в данном процессе.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать характеристику перспективным направлениям исследований и разработок в мировой экономике.
2. Сравнить потенциал сферы науки стран мира в динамике
3. Представить возможные сценарии развития российского инновационного сектора.
4. Выбрать наиболее перспективное направление инновационного развития для России
Введение 3
Глава 1. Характеристика перспективных направлений исследований и разработок в мировой экономике 4
1.1. Прогноз RAND Corporation 4
1.2. Прогноз института П.Сорокина 12
1.3. Направления исследований и разработок в передовых странах 18
Глава 2. Сравнение потенциала сферы науки стран мира в динамике 20
Глава 3. Возможные сценарии развития российского инновационного сектора 30
3.1. Интеграция российского сектора с другими странами 30
3.2. Перспективные направления развития российского инновационного сектора 35
Заключение 41
Список использованных источников информации 43
Источник:
worldbank.org
Рис. 2.4. Динамика количества публикаций, шт
По количеству научных статей лидирующую позицию занимает Евросоюз, что говорит о высоком уровне развития фундаментальной науки в этих странах, который плавно возрастает с течением времени. За Евросоюзом следуют США, угол наклона двух первых трендов совпадает, что говорит о том, что темпы прироста показателя в США и в Евросоюзе достаточно близки. Нельзя не обратить внимания на сходство двух других трендов: по Японии и России. Эти страны значительно отстают от стран-лидеров и, что ещё критичнее, число публикаций в них имеет тенденцию к уменьшению. Китай демонстрирует стабильный рост, однако о полной ликвидации отставания от лидеров говорить пока преждевременно.
Таблица 2.5.
Динамика экспорта высокотехнологичной продукции, USD
Страна/год | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Евросоюз | 256771498380 | 283803431072 | 312359128366 | 345908441381 | 385188075323 | 379715439288 | 378270584047 | 413613880293 | 490833642961 | 543724172640 | 614798026666 | 581730401054 | 602165964002 |
Китай | 15294803789 | 19788048994 | 24195401151 | 28848967925 | 40836758856 | 48494321318 | 68181619308 | 107543319644 | 161603317497 | 214245892126 | 271169677651 | 336988280848 | 381344642493 |
Россия | 2162072407 | 1829120373 | 2427711925 | 2744028147 | 4191850198 | 3120735790 | 4864781403 | 5631042561 | 5355284648 | 3689753009 | 3827493652 | 4144105189 | 5107299941 |
США | 140249911174 | 163943898652 | 172012870970 | 181203430092 | 196697756114 | 176145900759 | 162344824332 | 160211692791 | 176605846021 | 190864005744 | 219179330135 | 228654832989 | 231126189384 |
Япония | 100165400333 | 103170984800 | 94011175181 | 103201548111 | 127368188231 | 98155740299 | 94729820921 | 105454390499 | 124044957467 | 122679616925 | 126618183514 | 121424935102 | 123732654770 |
Источник:
worldbank.org
Рис.2.5. Динамика экспорта высокотехнологичной продукции, USD
Лидером в экспорте высокотехнологичной продукции является Евросоюз. Эта величина составила в 2008 г. в этой стране в стоимостном выражении 602165964002 долларов, что составляет 14,4% от совокупного экспорта стран Евросоюза, и эта доля стремительно растёт. Такой же устойчивый рост показателя наблюдается в Китае. При этом начале рассматриваемого периода Китай значительно отставал от лидирующих стран и находился на уровне России по данному показателю, тогда как в конце периода Китай ликвидировал отставание, обогнав США и Японию, абсолютный показатель экспорта высокотехнологичной продукции для которых составил в 2008 году 231126189384 (27,1%) и 123732654770 долларов (17,9%) соответственно. Российский экспорт высокотехнологичной продукции составил лишь 5107299941 долларов (6,5% от совокупного экспорта) и оставался стабильно низким на протяжении всего анализируемого периода.
В
то время как абсолютный показатель
экспорта высокотехнологичной продукции
в динамике в лидирующих странах
имел тенденцию к увеличению, относительный
показатель (доля экспорта высокотехнологичной
продукции в совокупном экспорте) снижался
во всех анализируемых странах (см. табл.
и рис.), кроме Китая.
Таблица 2.6.
Динамика экспорта высокотехнологичной продукции, % от совокупного экспорта
Страна/год | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Евросоюз | 18,3 | 19,0 | 20,9 | 20,2 | 18,8 | 17,4 | 17,3 | 17,9 | 18,1 | 14,7 | 14,4 |
Китай | 15,1 | 16,8 | 18,6 | 20,6 | 23,3 | 27,1 | 29,8 | 30,6 | 30,3 | 29,7 | 28,7 |
Россия | 11,8 | 14,9 | 17,2 | 13,5 | 20,0 | 19,4 | 13,2 | 8,1 | 7,7 | 6,9 | 6,5 |
США | 33,2 | 34,2 | 33,7 | 32,6 | 31,8 | 30,8 | 30,3 | 29,9 | 30,1 | 28,5 | 27,1 |
Япония | 25,7 | 26,3 | 28,3 | 26,2 | 24,5 | 24,1 | 23,7 | 22,5 | 21,6 | 19,0 | 17,9 |
Источник: worldbank.org
Рис. 2.6. Динамика экспорта высокотехнологичной продукции, % от совокупного экспорта
Образовательные ресурсы
При анализе уровня
инновационного развития страны также
следует принимать во внимание показатели,
характеризующие уровень
Одним
из ключевых показателей, характеризующих
ресурсы знаний отдельно взятого
государства, являются затраты на образование
в расчёте на одного студента (см.табл.
и рис.).
Таблица 2.7.
Динамика затрат на образование в расчёте на одного студента, USD
Страна/год | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Евросоюз | 12019,9 | 12446 | 12615,9 | 12706,2 | 12869,6 | 12732 |
Китай | 4979,5 | 5005,3 | 5024,4 | 5005,9 | 4962 | 4921,3 |
Россия | 2936 | 3420,9 | 4279,2 | 4361,9 | 4569,3 | 4777,6 |
США | 24222 | 24370,1 | 25108,8 | 25108,8 | 25373,7 | 25136,6 |
Япония | 11940,8 | 12326,1 | 13418 | 13477,5 | 13763,4 | 13469 |
Источник: worldbank.org
Рис.2.7. Динамика затрат на образование в расчёте на одного студента, USD
Лидером группы являются США со значением показателя в 2009 году равным 25136,6 доллара. За ними следуют Япония (13469 долларов) и Евросоюз (12739 долларов). Россия в начале анализируемого периода имела наименьшее значение показателя, однако показатель плавно возрастал с течением времени, и в 2009 году Россия практически догнала Китай. Примечательно, что именно в России наблюдался устойчивый рост показателя, тогда как в более развитых странах этот показатель оставался достаточно стабильным в течение всего периода. Однако такое явление, очевидно, объясняется не столько увеличением государственного финансирования образовательного сектора, сколько ростом стоимости платных образовательных услуг.
Ключевым
показателем качества образования
является уровень грамотности населения
(см. табл. и рис.).
Таблица 2.8.
Динамика уровня грамотности взрослого населения, % от населения старше 15 лет
Страна/год | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
США | 99,9 | 99,9 | 99,9 | 99,9 | 99,9 | 99,9 |
Евросоюз | 96,7 | 96,8 | 96,8 | 96,8 | 96,9 | 96,9 |
Япония | 99,9 | 99,9 | 99,9 | 99,9 | 99,9 | 99,9 |
Китай | 94,3 | 94,6 | 94,8 | 95,1 | 95,4 | 95,6 |
Россия | 99,5 | 99,5 | 99,5 | 99,5 | 99,5 | 99,6 |
Источник: worldbank.org
Рис.2.8. Динамика уровня грамотности взрослого населения, % от населения старше 15 лет
По
уровню грамотности среди взрослого
населения (достигших 15 лет и выше) лидируют
США и Япония с показателем, равным 99,9%.
Отставание России является незначительным
(0,3%). Европейские страны отстают от лидеров
на 3%. Значение показателя для вышеперечисленных
стран в динамике за последние несколько
лет не подвержено колебаниям. При этом
в Китае наблюдается значительный рост
показателя с 94,3% в 2004 до 95,6% в 2009.
Выводы: Проведённый анализ выявил устойчивый рост в динамике большинства показателей у лидирующих стран, что говорит о росте научного потенциала глобальной экономики. Анализ продемонстрировал безусловное лидерство Японии в финансировании НИОКР и количестве научных сотрудников, которое, однако, не сопровождается абсолютным лидерством в результативности проводимых исследований и разработок. США также сохраняют устойчивую лидирующую позицию по показателям финансирования НИОКР и числа занятых в исследованиях и разработках, но они ещё и остаются крупнейшим в мире производителем наукоёмкой продукции, что подтверждается растущим числом выдаваемых патентов и долей высокотехнологичной продукции в экспорте США. Сравнение потенциала лидирующих стран также выявило отставание стран Евросоюза от США и Японии в сфере наукоёмких производств, однако продемонстрировала высокий потенциал Евросоюза в области фундаментальных исследований. Динамика ключевых показателей в Китае говорит о том, что страна уверенно выходит в инновационные лидеры как в сфере финансирования НИОКР, так и в результативности проводимых исследований. По показателю экспорта высокотехнологичной продукции результаты Китая выше результатов США, Японии и стран Евросоюза. Россия, уровень инновационного развития которой в начале исследуемого периода соответствовал уровню Китая, не смогла сократить отставание от лидирующих стран, а, напротив, утратила свои конкурентные преимущества (например, по численности специалистов, занятых в науке и научном обслуживании).
Большинство экспертов сходятся во мнении, что инновационное развитие России невозможно без интеграции с зарубежными странами, без использования мирового опыта:
Каширин А.И. «Не следует замыкаться исключительно на локальный рынок – мировой рынок вполне может стимулировать развитие российского инновационного сектора. Возможна тесная интеграция российской инновационной экономики с мировой. Глобальный рынок может предложить и капитал, и производственную базу для развития российских инноваций».[16]
Информация о работе Вектор инновационного развития глобальной экономики