Вектор инновационного развития глобальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Определить направление инновационного развития глобальной экономики и место России в данном процессе.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать характеристику перспективным направлениям исследований и разработок в мировой экономике.
2. Сравнить потенциал сферы науки стран мира в динамике
3. Представить возможные сценарии развития российского инновационного сектора.
4. Выбрать наиболее перспективное направление инновационного развития для России

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристика перспективных направлений исследований и разработок в мировой экономике 4
1.1. Прогноз RAND Corporation 4
1.2. Прогноз института П.Сорокина 12
1.3. Направления исследований и разработок в передовых странах 18
Глава 2. Сравнение потенциала сферы науки стран мира в динамике 20
Глава 3. Возможные сценарии развития российского инновационного сектора 30
3.1. Интеграция российского сектора с другими странами 30
3.2. Перспективные направления развития российского инновационного сектора 35
Заключение 41
Список использованных источников информации 43

Работа содержит 1 файл

Курсовой эк.развития.doc

— 778.50 Кб (Скачать)

     Источник: worldbank.org 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

     Рис. 2.4. Динамика количества публикаций, шт

     По  количеству научных статей лидирующую позицию занимает Евросоюз, что говорит о высоком уровне развития фундаментальной науки в этих странах, который плавно возрастает с течением времени. За Евросоюзом  следуют США, угол наклона двух первых трендов совпадает, что говорит о том, что темпы прироста показателя в США и в Евросоюзе достаточно близки. Нельзя не обратить внимания на сходство двух других трендов: по Японии и России. Эти страны значительно отстают от стран-лидеров и, что ещё критичнее, число публикаций в них имеет тенденцию к уменьшению. Китай демонстрирует стабильный рост, однако о полной ликвидации отставания от лидеров говорить пока преждевременно.

     Таблица 2.5.

     Динамика экспорта высокотехнологичной продукции, USD

Страна/год 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Евросоюз 256771498380 283803431072 312359128366 345908441381 385188075323 379715439288 378270584047 413613880293 490833642961 543724172640 614798026666 581730401054 602165964002
Китай 15294803789 19788048994 24195401151 28848967925 40836758856 48494321318 68181619308 107543319644 161603317497 214245892126 271169677651 336988280848 381344642493
Россия 2162072407 1829120373 2427711925 2744028147 4191850198 3120735790 4864781403 5631042561 5355284648 3689753009 3827493652 4144105189 5107299941
США 140249911174 163943898652 172012870970 181203430092 196697756114 176145900759 162344824332 160211692791 176605846021 190864005744 219179330135 228654832989 231126189384
Япония 100165400333 103170984800 94011175181 103201548111 127368188231 98155740299 94729820921 105454390499 124044957467 122679616925 126618183514 121424935102 123732654770

     Источник: worldbank.org 

     Рис.2.5. Динамика экспорта высокотехнологичной продукции, USD

     Лидером в экспорте высокотехнологичной продукции является Евросоюз. Эта величина составила в 2008 г. в этой стране в стоимостном выражении 602165964002 долларов, что составляет 14,4% от совокупного экспорта стран Евросоюза, и эта доля стремительно растёт. Такой же устойчивый рост показателя наблюдается в Китае. При этом начале рассматриваемого периода Китай значительно отставал от лидирующих стран и находился на уровне России по данному показателю, тогда как в конце периода Китай ликвидировал отставание, обогнав США и Японию, абсолютный показатель экспорта высокотехнологичной продукции для которых составил в 2008 году 231126189384 (27,1%) и 123732654770  долларов (17,9%) соответственно. Российский экспорт высокотехнологичной продукции составил лишь  5107299941 долларов (6,5% от совокупного экспорта) и оставался стабильно низким на протяжении всего анализируемого периода.

     В то время как абсолютный показатель экспорта высокотехнологичной продукции  в динамике  в лидирующих странах имел тенденцию к увеличению, относительный показатель (доля экспорта высокотехнологичной продукции в совокупном экспорте) снижался во всех анализируемых странах (см. табл. и рис.), кроме Китая.  
 
 
 
 

     Таблица 2.6.

     Динамика  экспорта высокотехнологичной продукции, % от совокупного экспорта

Страна/год 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Евросоюз 18,3 19,0 20,9 20,2 18,8 17,4 17,3 17,9 18,1 14,7 14,4
Китай 15,1 16,8 18,6 20,6 23,3 27,1 29,8 30,6 30,3 29,7 28,7
Россия 11,8 14,9 17,2 13,5 20,0 19,4 13,2 8,1 7,7 6,9 6,5
США 33,2 34,2 33,7 32,6 31,8 30,8 30,3 29,9 30,1 28,5 27,1
Япония 25,7 26,3 28,3 26,2 24,5 24,1 23,7 22,5 21,6 19,0 17,9

     Источник: worldbank.org

Рис. 2.6. Динамика экспорта высокотехнологичной продукции, % от совокупного экспорта

     Образовательные ресурсы

           При анализе уровня инновационного развития страны также  следует принимать во внимание показатели, характеризующие уровень образования  в стране, поскольку именно от качества образования зависит формирование важнейшего инновационного ресурса – человеческого капитала.

     Одним из ключевых показателей, характеризующих  ресурсы знаний отдельно взятого  государства, являются затраты на образование в расчёте на одного студента (см.табл. и рис.). 
 
 

     Таблица 2.7.

     Динамика  затрат на образование в расчёте на одного студента, USD

Страна/год 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Евросоюз 12019,9 12446 12615,9 12706,2 12869,6 12732
Китай 4979,5 5005,3 5024,4 5005,9 4962 4921,3
Россия 2936 3420,9 4279,2 4361,9 4569,3 4777,6
США 24222 24370,1 25108,8 25108,8 25373,7 25136,6
Япония 11940,8 12326,1 13418 13477,5 13763,4 13469

     Источник: worldbank.org

     Рис.2.7. Динамика затрат на образование в расчёте на одного студента, USD

     Лидером группы являются США со значением  показателя в 2009 году равным 25136,6 доллара. За ними следуют Япония (13469 долларов) и Евросоюз (12739 долларов). Россия в начале анализируемого периода имела наименьшее значение показателя, однако показатель плавно возрастал с течением времени, и в 2009 году Россия практически догнала Китай. Примечательно, что именно в России наблюдался устойчивый рост показателя, тогда как в более развитых странах этот показатель оставался достаточно стабильным в течение всего периода. Однако такое явление, очевидно, объясняется не столько увеличением государственного финансирования образовательного сектора, сколько ростом стоимости платных образовательных услуг.

     Ключевым  показателем качества образования  является уровень грамотности населения (см. табл. и рис.). 
 

     Таблица 2.8.

     Динамика  уровня грамотности взрослого населения, % от населения старше 15 лет

Страна/год 2004 2005 2006 2007 2008 2009
США 99,9 99,9 99,9 99,9 99,9 99,9
Евросоюз 96,7 96,8 96,8 96,8 96,9 96,9
Япония 99,9 99,9 99,9 99,9 99,9 99,9
Китай 94,3 94,6 94,8 95,1 95,4 95,6
Россия 99,5 99,5 99,5 99,5 99,5 99,6

     Источник: worldbank.org

     

     Рис.2.8. Динамика уровня грамотности взрослого населения, % от населения старше 15 лет

     По  уровню грамотности среди взрослого населения (достигших 15 лет и выше) лидируют США и Япония с показателем, равным 99,9%. Отставание России является незначительным (0,3%). Европейские страны отстают от лидеров на 3%. Значение показателя для вышеперечисленных стран в динамике за последние несколько лет не подвержено колебаниям. При этом в Китае наблюдается значительный рост показателя с 94,3% в 2004 до 95,6% в 2009.  

     Выводы: Проведённый анализ выявил устойчивый рост в динамике большинства показателей у лидирующих  стран, что говорит о росте научного потенциала глобальной экономики. Анализ продемонстрировал безусловное лидерство Японии в финансировании НИОКР и количестве научных сотрудников, которое, однако, не сопровождается абсолютным лидерством в результативности проводимых исследований и разработок. США также сохраняют устойчивую лидирующую позицию по показателям финансирования НИОКР и числа занятых в исследованиях и разработках, но они ещё и остаются крупнейшим в мире производителем наукоёмкой продукции, что подтверждается растущим числом выдаваемых патентов и долей высокотехнологичной продукции в экспорте США. Сравнение потенциала лидирующих  стран также выявило отставание стран Евросоюза от США и Японии в сфере наукоёмких производств, однако продемонстрировала высокий потенциал Евросоюза в области фундаментальных исследований. Динамика ключевых показателей в Китае говорит о том, что страна уверенно выходит в инновационные лидеры как в сфере финансирования НИОКР, так и в результативности проводимых исследований. По показателю экспорта высокотехнологичной продукции результаты Китая выше результатов США,  Японии и стран Евросоюза. Россия, уровень инновационного развития которой в начале исследуемого периода соответствовал уровню Китая, не смогла сократить отставание от лидирующих стран, а, напротив, утратила свои конкурентные преимущества (например, по численности специалистов, занятых в науке и научном обслуживании).

 

 
Глава 3. Возможные сценарии развития российского  инновационного сектора

    1. Интеграция  российского сектора  с другими странами

     Большинство экспертов сходятся во мнении, что  инновационное развитие России невозможно без интеграции с  зарубежными странами, без использования мирового опыта:

     Каширин А.И. «Не следует замыкаться исключительно  на локальный рынок – мировой  рынок вполне может стимулировать  развитие российского инновационного сектора. Возможна тесная интеграция российской инновационной экономики с мировой. Глобальный рынок может предложить и капитал, и производственную базу для развития российских инноваций».[16]

Информация о работе Вектор инновационного развития глобальной экономики