Трансфер технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Новая экономическая политика России сегодня должна стать суммой промышленной политики и политики технологической модернизации. Ее ключевой целью должен стать экономический рост и структурные сдвиги в экономике. Сегодня понятно, что обеспечение структурных сдвигов в экономике России невозможно без достаточно интенсивного трансфера технологий.

Содержание

Введение 3
Трансфер технологий 4
Виды каналов трансфера технологий 4
Явное и неявное знания, как составляющие технологии 6
Классификация стран по уровню технологического развития 8
Прямые зарубежные инвестиции и лицензирование, как два самых эффективных способа трансфера технологий 10
Аналитические данные 14
Пример Китая на рынке трансфера технологий 16
Положение России 20
Заключение 21
Список используемой литературы 22

Работа содержит 1 файл

Курсовая на тему Трансфер технологий.docx

— 55.87 Кб (Скачать)

Более того, по мнению многих западных аналитиков, массовая технологическая имитация и копирование в китайской  фармацевтической (а также в родственной  химической) промышленности до сих  пор продолжают процветать, регулярно  порождая все новые и новые  юридические тяжбы о защите интеллектуальной собственности в этих отраслях.

Но как  бы то ни было, одной из наиболее серьезных  стратегических проблем для современного Китая и ряда его соседей по региону, еще раньше вступивших на путь активного использования нерыночных каналов трансфера технологий (прежде всего Кореи и Тайваня), постепенно становится необходимость все больше соответствовать цивилизованным правилам большой технологической игры, декларируемым промышленно развитой элитой в качестве базового условия доступа к новейшим разработкам. Представителям второго яруса технологической пирамиды предстоит также решить другую сложнейшую задачу — научиться эффективно перерабатывать полученное честными и нечестными способами, то есть не только обеспечить широкую диффузию новых технологических идей и решений среди местных компаний, но и освоить четвертую стадию технологического мастерства — научиться самим производить «тайное знание».

В 2006 году Госсовет КНР выпустил документ с  длинным названием «Инструкции  по применению государственных среднесрочной  и долгосрочной программ по научному и технологическому развитию на период с 2006-го по 2020 год». В нем перед Китаем была поставлена цель создания деловой среды, которая способствовала бы появлению независимых инноваций, продвигаемых силами частных компаний.

Примерно  в это же время был сформулирован  план развития экономики на 11-ю пятилетку, в котором акцент впервые был  сделан на продвижение новых отраслей, связанных с высокими технологиями. Китайские компании активно поощрялись к разработке местных инноваций, в том числе путем совместных инноваций с иностранцами или даже улучшения иностранных инноваций. Китайские власти официально выделили пятнадцать направлений, среди которых оказались технологии масштабной разработки нефтяных и газовых месторождений, создание программного обеспечения и ключевых электронных компонентов, создание атомных реакторов и больших самолетов, различные производственные цепочки. Фактически речь шла о том, что китайские компании, опиравшиеся на второсортный западный технологический опыт все время с начала реформ, должны были за несколько лет перепрыгнуть сразу несколько технологических ступеней и встать на равных с европейскими и американскими технологическими лидерами.

В октябре 2010 года китайские власти сформулировали план развития КНР на 12-ю пятилетку, с 2011-го по 2015 год. В нем приоритет  отдавался развитию семи стратегических отраслей, которые в идеале должны полностью поменять структуру экономики Китая. Это:

— технологии «чистой» энергетики;

— новое  поколение телекоммуникационного  оборудования;

— биотехнологии;

— высокотехнологичное  оборудование;

— новая  энергетика;

— новые  материалы;

— гибридные и электрические автомобили.

Именно  в этих семи отраслях разрыв между  Китаем и Западом должен быть ликвидирован в максимально короткое время, а  значит, соответствующие технологии оказались в центре внимания китайского государства и частного бизнеса.

На государственном  уровне трансфер технологий через границу  КНР регулируется двумя документами  — импортным и экспортным каталогами технологий. Все типы технологий в  нем разделены на три вида —  свободно обращаемые, ограниченно обращаемые и запрещенные (к импорту или  экспорту). Согласно этим документам, в  последний раз серьезно обновленным  в 2008 году, проблемы в технологическом  сотрудничестве могут возникнуть в  том случае, если технология угрожает национальной безопасности, интересам  общества или общественной морали. Импорт или экспорт может быть запрещен в целях сохранения жизни  людей, животных или растений; ограничения  также могут возникнуть в том  случае, если технология имеет отношение  к драгоценным металлам, а кроме  того, экспорт затруднен, если внутри Китая предложение этой технологии ограничено, и в нескольких других, довольно редко встречающихся ситуациях. В остальных случаях процедура  трансфера технологии остается на усмотрение договаривающихся сторон, правда, с  обязательной регистрацией процесса в  государственных органах.

Как правило, необходимость передачи технологии обусловлена либо производственной необходимостью, либо важностью получения  определенного статуса в Китае, который дает компании право на налоговые льготы, иные преференции или доступ к государственным заказам.

Положение России

Что в  этой ситуации делать России, которая  вплоть до 1990-х принадлежала к элитному технологическому клубу, а сегодня  рискует потерять позиции даже во втором эшелоне? Видимо, стране необходима достаточно разнообразная технологическая  политика, комбинирующая как рыночные, так и (несмотря на вступление в ВТО) нерыночные каналы трансфера технологий. Во-первых, если мы хотим занять достойные  позиции в «горячих» отраслях мировой экономики, таких как  микроэлектроника, биотехнологии, новые  материалы и новая энергетика, нам никуда не деться от промышленного  шпионажа. Говорить об этом не принято, но сильные государства помогают лидерам национального бизнеса  в этой непубличной деятельности и системой подготовки кадров, и  политическим ресурсом. Во-вторых, необходимо привлекать высококвалифицированный  персонал из других стран, прежде всего  представителей диаспоры. В-третьих, нам  нужно организовать системную работу с открытыми источниками информации в интересах бизнеса. Он, конечно, и так вынужден этим заниматься, но для успешного технологического скрининга нужен дальний горизонт планирования, для этого потребуется  участие государства, заботящегося о технологической информации, которая  будет использоваться фирмами лет  через десять-пятнадцать. Что касается рыночных каналов, то правильная их комбинация может быть изобретена лишь после  того, как будет четко сформулирована национальная промышленная политика. В одних отраслях окажутся предпочтительными  ПЗИ, в других создание — СП или  лицензирование. Где-то нам предстоит  период старательного копирования, а где-то мы можем замахнуться  на творческое заимствование или  даже на технологическое творчество. А главное, пока мы окончательно не потеряли способности воспроизводить то самое неявное знание хотя бы по некоторым технологическим направлениям, необходимо этот процесс всячески стимулировать. Научные и инженерные школы, отраслевые НИИ, сильные технические вузы, корпоративные  лаборатории и опытные производства — вот сферы обитания tacit knowledge. Без них мы никогда не преодолеем имитационную стадию и перенесенные технологии так и не превратятся в точки роста собственных инноваций.     

Заключение

В России есть почти все условия для  ускоренной модернизации за счет трансфера  технологий. Еще сохранились инженерные кадры и научные школы, есть запас  по промышленной инфраструктуре, своя сырьевая база и приличный внутренний рынок. Основное препятствие на пути заимствования технологий — низкая конкурентоспособность условий  ведения бизнеса в России, морально устаревшая система технических  норм, громоздкая и медлительная система  согласований и разрешений, отсутствие дешевого финансирования промышленных инвестиционных проектов.

Трансфер  технологий не самоцель. Это лишь один из инструментов повышения конкурентоспособности  и реализации целей промышленной политики. А именно с ее формулированием  в большинстве отраслей серьезные  проблемы. «Новая индустриализация»  — броский термин, но не указание целей. Там же, где государство  явно обозначает свои интересы, бизнес в состоянии взять на себя поиск  оптимальных решений: будь то варианты трансфера технологий или их самостоятельное  создание. Однако для максимального облегчения трансфера технологий государству явно необходимо решить проблему излишней бюрократии и заинтересованности местных ведомств в привлечении технологий.

 

 

Список  используемой литературы

 

  1. Журнал «Эксперт» №12 (795)
  2. Monthly Bulletin of Statistics 2010
  3. State Intellectual Property Office of P.R.China
  4. 2005 Unico Commercialisation Survey
  5. Metrics for the Evaluation of Knowledge Transfer Activities at Universities by UNICO
  6. Methodological and Technological issues in Technology Transfer by IPCC
  7. http://www.nsf.gov/statistics/seind10/
  8. http://www.techtransfer.berkeley.edu/
  9. http://en.wikipedia.org/wiki/Technology_transfer
  10. http://www.missouriwestern.edu/orgs/polanyi/

1 http://www.missouriwestern.edu/orgs/polanyi/

2 Журнал «Эксперт» №12 (795)

3 http://www.nsf.gov/statistics/seind10/

4 Журнал «Эксперт» №12 (795)

5 Monthly Bulletin of Statistics 2010

6 State Intellectual Property Office of P.R.China

 


Информация о работе Трансфер технологий