Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:56, курсовая работа
Новая экономическая политика России сегодня должна стать суммой промышленной политики и политики технологической модернизации. Ее ключевой целью должен стать экономический рост и структурные сдвиги в экономике. Сегодня понятно, что обеспечение структурных сдвигов в экономике России невозможно без достаточно интенсивного трансфера технологий.
Введение 3
Трансфер технологий 4
Виды каналов трансфера технологий 4
Явное и неявное знания, как составляющие технологии 6
Классификация стран по уровню технологического развития 8
Прямые зарубежные инвестиции и лицензирование, как два самых эффективных способа трансфера технологий 10
Аналитические данные 14
Пример Китая на рынке трансфера технологий 16
Положение России 20
Заключение 21
Список используемой литературы 22
Настаивая на своем видении того, что такое хорошо и что такое плохо в сфере обмена знаниями и идеями, компании - доноры, в частности, постулируют необходимость игры по одним правилам для всех, то есть призывают к тому, чтобы международный трансфер технологий осуществлялся исключительно по рыночным каналам, а нарушители правовых конвенций в сфере защиты интеллектуальных прав собственности подвергались всеобщему осуждению.
Естественно, подобные требования лидеров не встречают понимания у представителей второго и третьего ярусов мировой технологической пирамиды, которые вполне оправданно отмечают, что пресловутые нерыночные методы получения доступа к новейшим разработкам (копирование и реинжиниринг, переманивание техперсонала и промышленный шпионаж) — это один из немногих реально доступных им способов приобщиться к технологическому знанию элиты. И благодаря ему страны второго яруса, прежде всего Китай, добились в последнее время немалых успехов.
Другой важнейший рыночный канал международного трансфера технологий — прямые зарубежные инвестиции. Любым фирмам, стремящимся выйти на зарубежные рынки, приходится делать выбор между прямыми зарубежными инвестициями и лицензированием своей технологии (причем в последнем случае, как правило, принимается решение о создании совместного предприятия с какой-либо местной компанией). При прочих равных в данном случае фирма — владелец новой технологии, как правило, предпочтет ПЗИ, тогда как фирма, располагающая относительно зрелой технологией, скорее, будет склоняться в пользу второго варианта. Выбор ПЗИ более типичен и для компаний, активно инвестирующих во внутренние НИОКР (из-за вполне понятного желания сохранить за собой контроль над ценной интеллектуальной собственностью).
ПЗИ —
достаточно быстрый способ трансфера
технологий, но страна-реципиент при
использовании этого канала не всегда
получает полноценный доступ к ноу-хау.
Поэтому многие быстроразвивающиеся
страны, особенно в Восточной и
Юго-Восточной Азии (например, те же
Южная Корея и Китай, а еще
раньше — Япония), в своей государственной
политике на протяжении долгого времени
ориентировались на жесткое ограничение
притока ПЗИ, взамен которого предпочитали
активно стимулировать
О разной
скорости трансфера технологий в
различных каналах
Промышленные отрасли/сектора |
Прямые зарубежные инвестиции компаний США |
Прямые зарубежные инвестиции в США | ||
2000 |
2008 |
2000 |
2008 | |
Компьютеры и электроника | ||||
Все страны и регионы |
59,9 |
76,5 |
92,8 |
63,3 |
Aзия-9* |
20 |
22,9 |
н. д. |
н. д. |
Канада |
4,9 |
4,6 |
27,1 |
н. д. |
Китай |
5,1 |
9,9 |
0,2 |
н. д. |
ЕС |
23,3 |
26,7 |
40,4 |
40,1 |
Япония |
3,6 |
3,3 |
17,3 |
19 |
Латинская Америка |
0,7 |
1,4 |
2,8 |
1,5 |
Остальной мир |
2,3 |
7,7 |
н. д. |
н. д. |
Финансовые услуги | ||||
Все страны и регионы |
217,1 |
634 |
167 |
248,9 |
Aзия-9 |
6,2 |
21,6 |
н. д. |
н. д. |
Канада |
26,3 |
32,7 |
19,9 |
62,1 |
Китай |
6,7 |
13,4 |
н. д. |
0 |
ЕС |
н. д. |
314,1 |
94,8 |
146 |
Япония |
22,9 |
28 |
14,1 |
21,7 |
Латинская Америка |
73,7 |
195,1 |
12,7 |
н. д. |
Остальной мир |
н. д. |
29,1 |
н. д. |
н. д. |
Услуги в сфере IT | ||||
Все страны и регионы |
52,3 |
121,9 |
146,9 |
158 |
Aзия-9 |
1,1 |
6,5 |
н. д. |
н. д. |
Канада |
2,3 |
4,1 |
12,9 |
11,8 |
Китай |
0,7 |
1,1 |
0,3 |
н. д. |
ЕС |
33,7 |
77,5 |
98,6 |
126,1 |
Япония |
2,5 |
5,6 |
н. д. |
1,8 |
Латинская Америка |
6,9 |
8,6 |
13,3 |
0,7 |
Остальной мир |
5,2 |
18,5 |
н. д. |
н. д. |
Профессиональные и научно- | ||||
Все страны и регионы |
32,9 |
81,2 |
30,5 |
62,1 |
Aзия-9 |
1,5 |
5,2 |
н. д. |
н. д. |
Канада |
1,9 |
8,2 |
1,2 |
2,2 |
Китай |
0,8 |
3,7 |
н. д. |
н. д. |
ЕС |
16 |
52,8 |
27,7 |
45,1 |
Япония |
5,4 |
2,8 |
0,8 |
5 |
Латинская Америка |
3,5 |
2,1 |
0,5 |
1,8 |
Остальной мир |
3,8 |
6,4 |
н. д. |
н. д. |
*Азия-9 = Индия, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Таиланд и Вьетнам
Таблица 2. Объем прямых инвестиций компаний США за рубежом и прямых инвестиций иностранных компаний в американскую экономику: 2000 и 2008 гг.(млрд долл.) Источник: U.S. Bureau of Economic Analysis (BEA) 2009
Эта констатация находит подтверждение и при рассмотрении общей картины инвестиционных потоков западных транснациональных компаний в технологоемких отраслях мировой экономики. Так, согласно данным Бюро экономического анализа США (BEA), в этих отраслях (BEA рассматриваются те же пять основных отраслей, что и в анализе динамики мировой торговли высокотехнологичной продукцией NSF) общий объем ПЗИ американских ТНК в 2008 году составил 121 млрд долларов (в 2000 году — 87 млрд). При этом основными регионами и странами — реципиентами их инвестиций были государства Евросоюза (более трети общего объема в 2008 году). Европейский маршрут превалировал и в сфере оказания интеллектуальных услуг транснациональными корпорациями США. Например, на ЕС приходилось 64% (78 млрд долларов) от общего объема knowledge-intensive services американских транснационалов в IT-секторе (для сравнения: Китай занимает лишь 2% от всей доли), а в секторе профессиональных, научных и технических услуг страны Евросоюза получили 53 млрд долларов из 81 млрд, причем и в этой ключевой подгруппе доля Китая была ненамного выше — лишь около 5%.
Международная торговля продуктами и услугами, по мнению многих теоретиков процесса трансфера технологий, — базовый канал перетока технологий через государственные границы. За последнее время с его высокой долей высокотехнологичной продукции произошли серьезные изменения (далее используются данные доклада Национального научного фонда США (NSF) «Science and Engineering Indicators: 2010»)3.
Общий объем
глобального экспорта высокотехнологичных
продуктов — различных средств
коммуникации, полупроводниковых интегральных
схем и компьютерных комплектующих,
компьютеров и офисного оборудования,
фармацевтических продуктов, научных
инструментов и оборудования, а также
продукции аэрокосмической
При этом
доля недавнего лидера, Соединенных
Штатов, в общем объеме мирового
экспорта высокотехнологичной продукции
с 1995-го по 2008 год упала с 21 до 14%, и
главным виновником этого стало
резкое сокращение американского экспорта
продукции отрасли
Из пяти
основных категорий высокотехнологичной
продукции, рассматриваемых в докладе
NSF, США удалось сохранить мировое
экспортное лидерство лишь в одной
— в аэрокосмической отрасли,
где они удерживают около 50%. Европейцы
уверенно доминируют в фармацевтическом
секторе (на ЕС стабильно приходится
более 40% мирового экспорта в этой категории),
а также сохраняют сильные
позиции в аэрокосмической
Китай же
за этот период резко вырвался вперед
по части экспорта компьютеров и
офисного оборудования, захватив почти
40% мирового экспортного рынка по
этим группам продуктов (причем в 1995
году его доля в мировом экспорте
компьютеров составляла лишь чуть более
5%), а также более чем втрое
(с 7 до 22%) увеличил свою долю в экспорте
телекоммуникационного
Конечная сборка ИКТ - продуктов и компонентов окончательно переместилась из США, стран ЕС и Японии в Азию, прежде всего в Китай: доля КНР в импорте различного электронного оборудования ведущими промышленно-развитыми странами мира с 1995-го по 2008 год выросла в среднем с 10 до 40–50%. Таким образом, Китай стал крупнейшим мировым сборочным цехом ИКТ-продукции, тогда как страны так называемой «азиатской девятки» (Индия, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Таиланд и Вьетнам) дружно переквалифицировались в главных поставщиков ИКТ-комплектующих и полуфабрикатов: доля этих стран в импорте Китаем этих видов продукции выросла с 40% в 1995 году до 71% в 2008-м, а особенно заметно за этот период выросла импортная доля Тайваня — с 11 до 23% и Южной Кореи — с 8 до 14%.
Впрочем, подобная резкая перегруппировка сил в сфере международной торговли высокотехнологичными продуктами, прежде всего произошедшая смена мирового лидера, не свидетельствует о потере промышленно-развитыми странами технологического лидерства. Добившись успехов в перераспределении в свою пользу производственных мощностей в мировом производстве высокотехнологичной продукции, Китай пока не может похвастаться тем, что ему удалось получить контроль над ключевыми технологическими составляющими этих производственных процессов. Согласно некоторым оценкам, в среднем лишь 15%4 общей добавленной стоимости китайской экспортной продукции в ИКТ-сфере создается непосредственно на сборочных заводах КНР.
Наконец, стоит упомянуть, что Соединенные Штаты компенсируют свой приличный суммарный дефицит в торговле высокотехнологичной продукцией за счет предоставления значительного объема различных интеллектуальных услуг, так называемых knowledge-intensive services, прежде всего в сфере научно-технологического, финансового и бизнес-консалтинга, что по сути означает торговлю неявным знанием. Этот экспорт принес Соединенным Штатам в 2007 году 185 млрд долларов, тогда как импорт тех же услуг составил 138 млрд (профицит почти 50 млрд долларов). А основными реципиентами этих услуг были страны Евросоюза (42%) и Латинской Америки (21%), тогда как на Азиатский регион они распространялись в значительно меньших объемах5.
Относительные успехи Китая и других стран второго яруса в мировом трансфере технологий были бы невозможны, если бы ими использовались только рыночные каналы трансфера технологий. Согласно одной из множества моделей, предложенной китайскими исследователями (Цзинси Дин, Яцзюн Сюэ и др.) для описания процесса технологической имитации, в исторической динамике можно выделить четыре последовательных этапа (в порядке возрастания технологического мастерства обучающейся стороны и соответствующего роста доли неявного знания):
• простая (чистая) имитация;
• инновационная («креативная») имитация:
• «подражательная» инновация;
• самостоятельная (независимая) инновация.
Как полагают
разработчики этой модели, через все
этапы развития, например, прошла в
послевоенное время китайская
Инновационно-имитационный этап, сопровождающийся быстрым ростом инвестиций местных фармацевтических компаний в осуществление собственных НИОКР, по оценкам авторов, был существенно более коротким — уже к середине 1990-х китайские производители лекарств вполне созрели до уровня, соответствующего третьей стадии.
Впрочем, наступлению этапа «подражательных» инноваций тоже способствовало очередное ужесточение законодательства, в частности принятие в 1993 году поправок к закону о патентах и к закону о регистрации товарных знаков, существенно приблизивших их к международным стандартам в сфере защиты интеллектуальной собственности. На этом этапе, согласно официальной статистике, общее число поданных местными фармацевтическими компаниями патентных заявок с 1994-го по 2007 год выросло более чем в 200 раз6.
Высшая стадия технологического мастерства — этап начала генерации самостоятельных инноваций, — как полагают китайские исследователи, была достигнута в конце прошлого десятилетия (примерно в 2008 году), однако приводимые ими статистические данные о текущем уровне НИОКР-активности местных фармацевтических компаний и общем количестве научно-технического персонала, занятого в отрасли (менее 40 тыс. человек на весь Китай), пока заставляют усомниться в справедливости этого утверждения.