Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:47, реферат
Эффективность применения CALS-технологий предполагает неукоснительное соблюдение всеми участниками жестко регламентированных стандартов, процедур, правил, технических решений.
Стандарты и методические материалы в области CALS-технологий в основном определяют общий подход, способ представления и интерфейсы доступа к данным различного типа, вопросы защиты информации и ее электронной авторизации (цифровой подписи).
1.Направления стандартизации в мире и в России
2.Национальная система стандартизации и сертификации РБ
3. Базовые стандарты системы качества, используемые при сертификации предприятий – разработчиков программных средств
4.Сертифицирование программных средств и системы качества
5.Основы обеспечения качества сложных программных средств
6.Номенклатура показателей качества программной продукции
7.Стандартизация информационных технологий
8.Стандартизация локальных вычислительных сетей
9.Стандарты и протоколы Internet.
требования к представлению свойства материала, включая свойства, которые измерены или определены;
свойства материала поверхности изделия, включая покрытия.
До конца 2001 года планируется утвердить еще ряд нормативных документов в данной области. Находятся в стадии разработки и подготовки к принятию следующие нормативные документы.
1. ГОСТ Р ИСО 10303-22. Определяет функциональные характеристики интерфейса доступа к данным. На данный интерфейс ссылаются как на стандартный интерфейс доступа к данным (СИДД — SDAI). СИДД определяет команды, доступные приложениям в целях получения и управления данными, структура которых определена с использованием языка EXPRESS (ГОСТ Р ИСО 10303-11).
СИДД описан в терминах, не зависящих от любого машинного языка или системы. При установлении требований к функциональным возможностям, определенным в настоящем стандарте, в конкретном машинном языке используют понятие языковой привязки СИДД (SDAI language binding). Языковые привязки СИДД для конкретных машинных языков определяются в группе стандартов серии ГОСТ Р ИСО 10303 по методам реализации.
2. ГОСТ Р ИСО 10303-31. Является основополагающим в ряду стандартов группы аттестационного тестирования, определяющих основы тестирования реализаций, заявленных на соответствие стандартам серии ГОСТ Р ИСО 10303. Настоящий стандарт частично основан на материалах ГОСТ Р ИСО/МЭК 9646-1, который выполняет те же функции по отношению к аттестационному тестированию взаимосвязи открытых систем (ВОС). Основные положения указанного стандарта в представленном документе адаптированы применительно к рассматриваемой области. Настоящий стандарт играет ту же роль для данной группы стандартов, что и ГОСТ Р ИСО/МЭК 9646-1 применительно к стандартам серии ГОСТ Р ИСО/МЭК 9646. Последующие стандарты группы аттестационного тестирования из серии ГОСТ Р ИСО 10303 также основаны на соответствующих стандартах серии ГОСТ Р ИСО/МЭК 9646. Настоящий стандарт применим не только к структурам обмена, но и к другим методам реализации.
3. ГОСТ Р ИСО 10303-32. Устанавливает конкретные методы и средства, способствующие применению данных методов конкретной испытательной лабораторией или клиентом при аттестационном тестировании. Стандарт определяет роли конкретной испытательной лаборатории и клиента в процессе оценки соответствия, необходимость обеспечения взаимопонимания между этими сторонами и требования к каждой из сторон.
Основной целью стандартизации процесса оценки соответствия является обеспечение приемлемой и практичной степени сравнимости результатов аттестационного тестирования аналогичных изделий. Для реализации этой цели должны использоваться стандартизованные тесты, а методы выбора и присвоения значений параметрам этих тестов должны быть одинаковыми. Конкретные виды представления результатов тестирования также должны быть одинаковы.
Настоящий стандарт должен использоваться вместе с проектом ГОСТ Р ИСО 10303-31.
4. ГОСТ Р ИСО 10303-203. Определяет прикладной протокол для использования данных об изделии в конкретном контексте, удовлетворяющем потребностям промышленности по обмену конфигурационно-управляемыми данными о проектируемом изделии в формате трехмерной машинной графики (включая детали и узлы).
Для определения конкретной компоновки сведений об изделии различные организации используют собственные автоматизированные системы. Общая компоновка сведений о конкретном изделии должна проводиться на основе использования данных из прикладных автоматизированных систем в целях формирования конкретной конфигурации изделия.
Данный прикладной протокол определяет обмен описаниями изделий в формате трехмерной графики и данными, определяющими конфигурацию изделий. Настоящий протокол связан только с фазой проектирования в жизненном цикле изделий. С помощью данного протокола можно обмениваться данными только о проектах деталей и сборочных узлов.
5. Рекомендации по стандартизации «Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Интерактивные электронные технические руководства. Общие требования по содержанию, стилю и оформлению». Настоящие рекомендации по стандартизации содержат общие требования к содержанию, стилю и оформлению интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР). ИЭТР выполняются в цифровой форме и отображаются конечному пользователю через электронную систему отображения (ЭСО), управляемую компьютером. В документе также содержатся требования к средствам интерактивного взаимодействия с пользователем и программному обеспечению ЭСО.
6. Рекомендации по стандартизации «Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Интерактивные электронные технические руководства. Требования к логической структуре базы данных». Настоящие рекомендации по стандартизации определяют требования к логической структуре баз данных, используемых для разработки и сопровождения интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР) на промышленные изделия, а также баз данных, входящих в состав ИЭТР.
7. Рекомендации по стандартизации «Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования». Настоящие рекомендации по стандартизации распространяются на методологию моделирования для создания функциональной модели, отображающей структуру и функции системы, а также потоки информации и материальных объектов, преобразуемые этими функциями.
8. Рекомендации по стандартизации «Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Автоматизированный обмен технической информацией. Общие положения и требования».
Настоящие рекомендации по стандартизации распространяются на обмен между организациями или системами конструкторскими, технологическими, программными и другими проектными данными, представленными в электронном виде.
Рекомендации по стандартизации определяют основные правила формирования пакета технических данных для электронного обмена, форматы представления технических данных об изделии, а также устанавливают требования и соглашения к логическому распознаванию файлов независимо от среды передачи технической информации.
9. Рекомендации по стандартизации «Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Терминологический словарь» (части 1 и 2).
Настоящие Рекомендации содержат основные термины и определения, относящиеся к стадиям жизненного цикла изделия. Рекомендации разработаны на основе государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 10303, а также документов: DEF STAN 00-60 Integrated Support, MIL-Std-2549 Configuration Management Data Interface, CIMdata Glossary, Glossary of Product Data Management Related Terms, с уточнениями и дополнениями, отражающими национальную практику в области информационных технологий поддержки жизненного цикла продукции, в целях обеспечения гармонизации национальной терминологии с применяемой на международном и региональных уровнях.
2.Национальная система стандартизации и сертификации РБ.
Общие положения. Законодательные и нормативные документы в области стандартизации и сертификации. Структура системы и функции ее органов. Правила сертификации. Порядок проведения сертификации. Приостановление или отмена действия сертификата и соглашения по стандартизации и сертификации
Национальная система стандартизации и сертификации Республики Беларусь — совокупность взаимодействующих элементов, включающая законодательную и нормативную базы, определяющие собственные правила и процедуры проведения сертификации соответствия, а также участников процесса сертификации.
Система определяет цели процедуры сертификации, организационную структуру Системы, задачи и порядок функционирования органов по стандартизации и сертификации, требования, предъявляемые к экспертам-аудиторам, порядок ведения Реестра Системы.
Общие положения
Целями Системы сертификации являются:
защита потребителей от приобретения (использования) продукции, работ и услуг, представляющих опасность для жизни людей, их здоровья и имущества;
предотвращение распространения продукции, работ и услуг, представляющих опасность для окружающей среды;
устранение технических барьеров в международной торговле;
стимулирование повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции;
защита отечественного рынка от недоброкачественной и небезопасной продукции, поступающей по импорту.
В рамках Системы сертификации возможны следующие виды деятельности:
сертификация продукции;
сертификация услуг;
сертификация систем качества;
сертификация персонала;
инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, работами, услугами, системами качества и персоналом;
подготовка и аттестация экспертов-аудиторов по качеству;
подготовка и аттестация преподавателей, привлекаемых для проведения занятий в центрах (курсах) подготовки и повышения квалификации специалистов организаций (предприятий) по вопросам стандартизации, управления качеством и сертификации;
консалтинговая деятельность в области стандартизации, управления качеством и сертификации;
ведение Реестра Системы;
ведение государственного кадастра служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему.
Общее руководство Системой, организацию и координацию работ осуществляет Республиканский орган по стандартизации и сертификации.
Законодательные и нормативные документы в области сертификации
Законодательной и нормативной базой работ по стандартизации и сертификации является разветвленная система документов, которые, как правило, носят обязательный характер, направлены на создание правовой основы проведения работ по стандартизации и сертификации.
Законодательные акты Республики Беларусь регламентируют деятельность по стандартизации и сертификации. Законодательной базой сертификации являются Законы Республики Беларусь “О сертификации продукции, работ и услуг", "О защите прав потребителей", Указ Президента РБ "О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства (работ, услуг) и об усилении ответственности изготовителей, поставщиков и продавцов за качество продукции (работ, услуг)" и другие законодательные акты. В соответствии с этими актами вводится обязательная сертификация конкретных объектов, определяются органы, осуществляющие работы по стандартизации и сертификации этих объектов, создаются соответствующие системы и подсистемы сертификации.
Постановления Правительства Республики Беларусь вводят в действие перечень продукции, услуг и других объектов, подлежащих сертификации, регламентируют правила выполнения отдельных видов работ (услуг) или устанавливают порядок их осуществления (например, "О Государственном надзоре за выполнением требований стандартов, обеспечением единства измерений и контроле за соблюдением правил обязательной сертификации в РБ", "Об утверждении Положения о приемке товаров по количеству и качеству").
Нормативные документы в области сертификации определяют требования к организации работ по стандартизации и сертификации, участников работ, единые принципы сертификации. Исходя из области применения, необходимо выделить документы двух уровней:
1) документы, действующие на национальном уровне и распространяющиеся на всю Систему сертификации РБ;
2) документы, созданные компетентными органами и действующие в рамках конкретных подсистем сертификации.
Постановления, приказы и директивные указания Госстандарта РБ направлены на уточнение отдельных положений, действующих документов либо на их однозначное толкование (например, письма Госстандарта РБ "О сроках действия сертификата соответствия на продукцию серийного производства", "О копиях сертификатов”. “О применении штрафных санкций к поставщику недоброкачественной продукции“).
Классификаторы, перечни и номенклатуры используются для обозначения и идентификации отечественной и импортной продукции и услуг. В целях сертификации широко используется международный классификатор «Товарная номенклатура внешней экономической деятельности» (ТН ВЭД) для обозначения и идентификации девятиразрядного кода импортной и экспортной продукции.
Целью создания «Перечня продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации» и «Перечня органов по стандартизации и сертификации, аккредитованных в национальной системе сертификации РБ» является предоставление необходимой информации о продукции и услугах, подлежащих сертификации, сведений о нормативных документах, на соответствие которым осуществляется сертификация, а также наименование организаций, при которых функционируют органы по стандартизации и сертификации, и области их аккредитации.
Рекомендательные документы развивают и конкретизируют вопросы организации сертификации, методы, формы осуществления различных процедур сертификации с целью повышения эффективности работы участников процесса.
Справочно-информационные материалы содержат расширенную информацию об объектах сертификации, системах сертификации, органах по сертификации, испытательных центрах и лабораториях, экспертах-аудиторах. Главной информационной базой системы сертификации является Реестр Системы.