Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:33, курсовая работа
Инновационное управление предприятием по своему содержанию представляет уникальную сферу деятельности: здесь используются и взаимодействуют знания из областей техники, экономики и экологии, социальной психологии и социологии, фундаментальных и прикладных наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия и тактика.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Основные аспекты сопротивления инновациям……………………………...5
1.1. Сущность и содержание инноваций……………………………………...5
1.2. Феномен сопротивления инновациям на торговом предприятии…….11
1.3. Методы нейтрализации сопротивления инновациям………………….19
2. Особенности сопротивления инновациям на примере ООО "Юмакс-
Иваново"………………………………………………………………………21
2.1. Краткая характеристика ООО "Юмакс-Иваново"……………...……...21
2.2. Процесс сопротивления инновациям в ООО "Юмакс-Иваново"……24
2.3. Причины и пути преодоления сопротивления инновациям………….31
Заключение………………………………………………………………………40
Список используемой литературы……………………………………………..42
Приложение
С точки зрения мотивационных аспектов, любая удобная форма поведения (привычка) и поведение, эффективно решающее данную проблему с первого раза, выступают в качестве фактора, формирующего сопротивление нововведениям. Действующие установки сами по себе являются фактором сопротивления, который определяет консервативный характер поведения. На стадии установки включаются три компонента - когнитивный, аффективный и поведенческий. Убеждения развиваются у индивида в результате получения информации в процессе социальных интеракций, чтения рекламных материалов, аналитических обзоров и т.д. Такие убеждения называются периферийными (вторичными). Они могут измениться, если подкрепляющий их авторитет изменяет свою статусно-ролевую позицию. Аффективный компонент на этой стадии выражен незначительно и четко проявляется на стадии активных действий (поведения).
Стадия легитимации - это период,
когда индивид ищет поддержку
На стадии оценки определяются все "за" и "против" участия (отказа от участия) в инновационном процессе. Ярко выраженный эмоциональный компонент состояния индивида воздействует на окончательное оформление ценностных ориентаций по отношению к инновации.
Выработка решения - последняя
стадия процесса. Здесь велика
вероятность возникновения
В контексте исследования феномена социального нововведения главная цель менеджмента при осуществлении нововведений видится в установлении и обеспечении группового равновесия и поддержке адаптации индивидов, условия которой диктовались процессом преобразований. Сохранение группового равновесия представлялось им как необходимое условие эффективного внедрения нововведений. Равновесием называется такая характеристика торговой организации, которая описывает способность организации восстанавливать и поддерживать баланс интересов индивидов, предохранять его от значительных нарушений. У каждого индивида существует определенный уровень толерантности к происходящим нововведениям в силу особенных физиологических, психических и социальных издержек адаптации индивида. Превышение определенного "лимита" издержек грозит индивиду жестокими стрессами и перегрузками, а организации - потенциальным провалом инновационного процесса. Рост масштабов инновации влечет рост издержек ее реализации, а скорость появления результатов нововведений обратно пропорциональна их масштабу.
Специалисты выделяют три типа сопротивления индивида нововведениям:
2) психологическое (эмоциональное - установки, аттитюды);
3) социальное (обусловленное воздействием группы на индивида).
В фазе внедрения
Явление первого типа свойственно авторитарному стилю принятия решений, второго - коллективному. Дестабилизация организационной системы на стадии инициирования инновации вызвана поступлением в организацию новой информации, новых знаний - в связи с использованием при передаче информации непривычной лексики. Сопротивление поступлению новой информации может быть вызвано статусными различиями потенциальных донора и реципиента.
Инновация может не
Причина сопротивления может заключаться и в том, что называется local pride. Торговая организация уникальна, а грядущие нововведения могут лишить ее этой уникальности. Фактором сопротивления инновации является применяемая в организации система ведения хозяйственной деятельности, особенно если она приносит определенные положительные результаты: по-настоящему сложной преградой на пути внедрения инновационных решений является благополучное текущее функционирование организации - в том, что оно "здорово", а не в том, что оно разъедается бюрократизмом, волокитой и самодовольством.
И наконец, препятствие кроется и в разделении труда и связанной с ним ролевой структурой торговой организации. Велика вероятность возникновения конкуренции между подразделениями. Речь в данном случае будет идти о процессе перераспределения ограниченных ресурсов. Качество связей между подразделениями ухудшается и чаще всего перерастает в конфликт.
1.3. Методы нейтрализации сопротивления инновациям
Инновация – это идея, товар или технология, применяемые в производстве, воспринимающие потребителем как новые или которым присущи уникальные свойства.
Внедряя что-либо новое, торговая компания сталкивается с такой проблемой, как сопротивление инновациям. Его присутствие обусловлено тем, что большинству людей присущи консерватизм и инертность, которые существенно осложняют восприятие новшества.
Любые проблемы, возникающие в ходе внедрения инноваций на фирме, связаны с неадекватной реакцией людей на эти изменения. Причиной тому часто становятся инертность и консерватизм, изначально присущие человеку и создающие внешний и внутренний барьер на пути инноваций. Можно выделить факторы внутреннего и внешнего сопротивления инновациям.
Под внутренним сопротивлением инновациям следует понимать нежелание или полный отказ участвовать в данном процессе со стороны организационных единиц компании, руководителей различных уровней управления и самих служащих. Данный вид сопротивления носит как осознанный, так и неосознанный характер и зависит от множества факторов.
Среди основных факторов внутреннего сопротивления можно выделить:
- характер внутрифирменного управления (в частности, такие функции, как планирование и контроль);
- уровень развития коммуникаций и системы сбора и анализа информации, профессиональную подготовку служащих;
- практику принятия важнейших решений руководством торговой компании.
Внешнее сопротивление. Любая организация действует в окружении других субъектов рынка и, естественно, испытывает определенное воздействие с их стороны. Поставщики, потребители, посредники, общественные организаций, конкуренты так или иначе влияют на деятельность компании. В период осуществления инноваций это влияние часто переходит в давление и сопротивление в силу того, что стратегические нововведения непременно затрагивают всех субъектов микросреды./6/
Главными задачами руководителя являются устранение сложившегося сопротивления и направление этой энергии в положительное русло еще на стадии планирования и разработки инновационной политики.
Для этого торговой компании необходимо прежде всего:
1)
реально подходить к
2)
создать хорошо отлаженную
3)
стимулировать поступление
4) внедрить систему консенсуса, то есть коллективного принятия решений и коллективной ответственности, с участием руководителей всех уровней и служащих;
5)
построить успешную систему
6) в инновационной деятельности торговым организациям необходимо ориентироваться на социально-этическую полезность нововведений для общества в целом;
7)
создавать долгосрочные связи
с кредиторами, поставщиками и
потребителями, а также
Таким
образом, несмотря на всевозможные проблемы,
связанные с внедрением инноваций,
преодоление сопротивления
2. Особенности сопротивления инновациям на примере ООО «Юмакс-
Иваново»
2.1. Краткая характеристика ООО «Юмакс-Иваново»
Общество с ограниченной ответственностью «Юмакс-Иваново» - это торговое предприятие, которое осуществляет свою торгово-хозяйственную деятельность на потребительском рынке г.Иваново. Основным видом деятельности предприятия является офисная техника, лазерные и струйные картриджи, тонер, фотобумага, CD/DVD-R/RW-диски и другие товары.
В настоящее время, данное предприятие является юридическим лицом и имеет самостоятельный отчетный баланс, расчетный счет и иные счета в Сбербанке РФ, круглую печать, штампы, бланки с указанием своего полного наименования, собственный товарный знак (Приложение 1, 2).
Торговое
предприятие ООО «Юмакс-
ООО «Юмакс-Иваново» является одним из показательных предприятий в Ивановском крае, по культуре производства и внедрению новейших достижений науки, техники и передового иностранного опыта. По основным производственно- экономическим показателям оно значительно опережает промышленные формирования в своей экономической зоне.
Данное предприятие отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. От своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, созданным для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Также данное предприятие самостоятельно отвечает за полученные результаты от своей производственной деятельности и выполнение обязательств перед заказчиками, бюджетами, банками и другими контрагентами.
Предприятие заключает сделки (договоры, контракты) со многими предприятиями г.Иваново на поставку своей продукции. Источниками формирования финансовых результатов предприятия являются прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг. На предприятии созданы следующие фонды: уставный, социального развития, резервный и другие фонды общего и специального назначения.