Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:33, курсовая работа
Инновационное управление предприятием по своему содержанию представляет уникальную сферу деятельности: здесь используются и взаимодействуют знания из областей техники, экономики и экологии, социальной психологии и социологии, фундаментальных и прикладных наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия и тактика.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Основные аспекты сопротивления инновациям……………………………...5
1.1. Сущность и содержание инноваций……………………………………...5
1.2. Феномен сопротивления инновациям на торговом предприятии…….11
1.3. Методы нейтрализации сопротивления инновациям………………….19
2. Особенности сопротивления инновациям на примере ООО "Юмакс-
Иваново"………………………………………………………………………21
2.1. Краткая характеристика ООО "Юмакс-Иваново"……………...……...21
2.2. Процесс сопротивления инновациям в ООО "Юмакс-Иваново"……24
2.3. Причины и пути преодоления сопротивления инновациям………….31
Заключение………………………………………………………………………40
Список используемой литературы……………………………………………..42
Приложение
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Основные аспекты
сопротивления инновациям………………
1.1. Сущность
и содержание инноваций……………………
1.2. Феномен сопротивления инновациям на торговом предприятии…….11
1.3. Методы нейтрализации сопротивления инновациям………………….19
2. Особенности сопротивления инновациям на примере ООО "Юмакс-
Иваново"…………………………………………………………
2.1. Краткая характеристика ООО "Юмакс-Иваново"……………...……...21
2.2. Процесс сопротивления инновациям в ООО "Юмакс-Иваново"……24
2.3.
Причины и пути преодоления
сопротивления инновациям………….
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………..
Приложение
Введение
Инновационное управление предприятием по своему содержанию представляет уникальную сферу деятельности: здесь используются и взаимодействуют знания из областей техники, экономики и экологии, социальной психологии и социологии, фундаментальных и прикладных наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия и тактика.
Само
развитие становится возможным благодаря
гению
человеческой мысли, накоплениям капитала
и высококачественному
Инновационный менеджмент призван обеспечить научную организацию этого сложного и богатого по своему содержанию процесса и управление им.
В данной курсовой работе на тему «Особенности сопротивления инновациям на торговом предприятии» инновационный процесс представлен, в первую очередь, как содержание социально-экономического развития общества, определяемое объективными закономерностями. Выявление закономерностей научно-технического развития производства в условиях становления рыночной экономики и разработка новых принципов, обеспечивающих целенаправленность развития, составляют одну из главных особенностей этой курсовой работы.
Так, система удовлетворения потребностей представлена в качестве большой экономической системы. В ней удовлетворение общественных потребностей рассматривается как главная цель не только деятельности предприятий - производителей конечной продукции, но и как миссия предприятий инвестиционных отраслей, обеспечивающих научно-техническое развитие товаропроизводителя. Для достижения этой цели в условиях рыночной экономики необходимо каждому предприятию формировать систему своего развития из внутренних и внешних элементов. Образование такой системы предполагает совершенно новый подход к организации общественного производства и управления им.
Закономерности развития служат, базой выявления приоритетности задач развития в различных условиях, образования совокупности системных принципов технического развития, формирования системы разнообразных, по природе воздействия, механизмов управления, выявления факторов повышения работоспособности человека в производственном процессе, построения корпоративных промышленных структур и т.д.
Таким образом, формируется хозяйственный механизм нового типа - комплексный механизм управления, обеспечивающий воздействие на факторы различной природы. Следует отметить, что ранее действующие механизмы управления формировались как мономеханизмы и это не могло обеспечить эффективность воздействия на многие факторы социально-экономического развития.
Интерес
к проблемам теории инноваций
в последнее время резко
В данной работе для достижения поставленной цели наиболее подробно рассмотрены два элемента инновационного управления предприятием: источники инноваций и сопротивление инновациям.
Применительно к торговым предприятиям инновации представляют собой реализацию в торговую практику результатов исследований и разработок в виде новых подходов к услугам, позволяющих повысить эффективность производства.
1.Основные аспекты сопротивления инновациям
1.1. Сущность и содержание инноваций
Понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов еще в XIX в. И означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Обычно, речь шла об инфильтрации европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества. И только в начале ХХ столетия стали изучаться закономерности технических нововведений.
Основоположником теории инноваций считают Й. Шумпетера. Он в своей работе «Теория экономического развития», изданной в 1912 г., рассматривал инновацию (новые комбинации) как средство предпринимательства для получения прибыли. Автор предпринимателями называл «хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент». /9/
Позднее, в 30-х годах Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений в экономическом развитии:
- использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);
- внедрение продукции с новыми свойствами;
- использование нового сырья;
- изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
- появление новых рынков сбыта.
Значительный вклад в исследование инноваций внес Н.Д. Кондратьев, который обосновал теорию больших циклов продолжительностью 50-60 лет, разработал модели циклов конъюнктуры. Он доказал, что переход к новому циклу связан с расширением запаса капитальных благ, создающих условия массового внедрения накопившихся изобретений. Н.Д. Кондратьев связывал переход к новому циклу с техническим прогрессом: «Перед началом повышательной волны каждого большого цикла, а иногда в самом ее начале – писал он – наблюдаются значительные изменения в условиях хозяйственной жизни общества. Эти изменения обычно выражаются в той или иной комбинации, в значительных технических изобретениях и открытиях, в глубоких изменениях техники производства и обмена». Главную роль в изменениях экономической жизни общества Н.Д. Кондратьев отводил научно-техническим новациям.
В
мировой экономической
В
исследованиях отечественных
Для того чтобы эффективно управлять инновациями необходимо четко понимать смысл и значение термина «инновация». В словарях С. И. Ожегова и В. И. Даля понятия «инновация» нет. У С. И. Ожегова есть термин «новация» - нечто новое, новшество, «новшество» - новый порядок, новый обычай, новый метод изобретения, новое явление. В словаре В. И. Даля – «новшество», употребляемое как введенье новизны, новых обычаев, порядков. В «Большой советской энциклопедии» понятие «инновация» также отсутствует.
В английских терминологических словарях термин «инновация» является синонимом нововведения или новшества. В ряде изданных в последние годы в России энциклопедических словарях инновация также отождествляется с нововведением, новшеством.
На основе изучения в экономической литературе последних лет на предмет понятия «инновация» можно утверждать, что существует множество его определений. Систематизация толкований понятия «инновация» приведена в табл.
Анализ
приведенных определений
Существует
множество определений «
А.Л. Суворова говорила об инновациях, как об использовании результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности.
А.С. Кулагин писал об инновациях как о новой или улучшенной продукции (товар, работа, услуга), способе (технологии) ее производства или применения, нововведении или усовершенствовании в сфере организации и (или) экономики производства, и (или) реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду, создающие условия для такой выгоды или улучшающие потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги). /2/
Большой толковый выделяет в качестве инновации нововведение в области техники, технологии. /5/
Мы
разделяли позицию тех
Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов маркетинговых исследований и т.д. Вложение инвестиций в разработку новшества – половина дела. Главное – внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затем продолжить диффузию инновации. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу.
Таким
образом, новшество выступает как
конкретный результат научных
На наш взгляд, инновация должна обладать следующими свойствами: иметь новизну, применимость в любой сфере деятельности человека, реализована на рынке, приносить экономический и другие виды эффекта.
Обобщая приведенные определения этого термина, можно дать следующую формулировку понятия инновация. Инновация – коммерциализация научных знаний, получивших воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции (услуги), техники, технологии, организации производства, управления и приносящих различные виды эффекта. /3/