Шпаргалка по «Инновационный менеджмент»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 20:17, шпаргалка

Описание работы

Вопросы к зачету по дисциплине «Инновационный менеджмент».

Работа содержит 1 файл

Инновации зачет.docx

— 140.82 Кб (Скачать)

В инновационном предпринимательстве  бизнес-план подготавливается для решения  как внешних, так и внутренних задач развития. Бизнес-план не должен разрабатываться как формально  необходимый документ. Он должен отражать определенный этап развития МИП, обновляться  и уточняться по мере перехода к  следующей фазе его жизненного цикла, изменения организационно-правовой формы МИП или состава учредителей.

Степень детализации разделов плана  зависит от характера проекта  и жизненной фазы МИП. Наиболее детальные  и точные планы разрабатываются  по технологическим инновационным  проектам, производственным проектам инновационных продуктов и материалов. Исследовательские и проектно-конструкторские  проекты содержат менее обоснованные стоимостные оценки.

 

Содержание бизнес-плана  МИП

Раздел

Краткое содержание

1. Титульный лист

• Название МИП • Охватываемый период времени • Автор плана и  его должность • Адрес, телефон, факс МИП • Дата составления

2. Оглавление

• Перечень разделов, страницы

3. Краткое описание проекта (резюме)

• Краткая характеристика МИП •  Цель бизнес-плана • Финансовые требования • Источники получения  средств • Направления использования  средств и суммы затрат • Целесообразность инвестиций для инвестора • Сроки  и условия возврата средств

4. Общие сведения о МИП

• Название и юридический адрес  • Регистрационные документы  и имеющиеся лицензии • Состав акционеров и их доля в капитале • Цели и задачи МИП • История  развития • Экономическое положение  МИП • Организационная структура  • Руководство МИП


 

5. Инновационные продукты и услуги

• Направления, области применения •  Специфические черты, особенности  использования • Общие характеристики, параметры • Отличия от аналогов, особые достоинства • Оценка потребителей, ожидаемая реакция • Сервисные услуги и дополнительные преимущества, получаемые клиентом • Научно-технический уровень и конкурентоспособность • Результаты проверок, аттестаций, аккредитаций, сертификации и прочих акций

6. Исследования и разработки

• Инновационные намерения МИП  • Состав направлений НИОКР, их целевая ориентация • Объемы затрат (абсолютные или относительные) на НИОКР • Полученные результаты и перспективы их практического использования • Участие в совместных научных проектах, научных сообществах, конференциях • Патенты, лицензии, ноу-хау

7. Производственная деятельность, инвестиции

• Характеристика зданий, сооружений, производственных площадей (имеющиеся и дополнительно необходимые) • Состав и характеристика производственного оборудования, необходимого для проекта • Потребности в сырье, материалах, полуфабрикатах и ожидаемые источники их удовлетворения • Оценка потребности в инвестициях

8. Анализ ситуации в инновационной сфере

• Характеристика инновационного рынка: состав рынков, их размеры, перспективы развития • Собственная доля рынка: фактическая и ожидаемая • Тенденции изменения инновационной ситуации • Политические, экономические, социальные, экологические факторы влияния на ситуацию • Факторы риска и возможная реакция МИП • Характер конкуренции: состав ближайших конкурентов и их поведение • Оценка сильных и слабых сторон бизнеса

9. Сбыт (реализация)

• Фактический й планируемый объем  реализации инновационного продукта по направлениям деятельности • Ценовая политика предприятия и уровень рентабельности • Организация сбыта инновационной продукции: формы реализации, учет продаж, масштабы и региональная структура сбытовых организаций

10. Маркетинг

• Анализ клиентов и потребителей • Формы продвижения инновационного продукта на рынок • Организация рекламы • Система скидок и гибких цен

11. Финансо-вый план

• Расчет прибылей и убытков • Расчет текущих издержек • Прогноз движения денежных средств • Балансовый отчет

12. Оценка перспектив, риски и шансы

• Долгосрочные цели и задачи развития предприятия (проекта) • Необходимые меры, организационные преобразования • Требуемая поддержка

 

Бизнес план. Составление бизнес-плана.


  • Бизнес-план составляется в целях эффективного управления и планирования бизнеса и является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности, основным документом в партнерских отношениях с позиции выгодности и стабильности сотрудничества

В условиях рынка и жестокой конкурентной борьбы предприятие должно уметь  быстро и адекватно реагировать  на изменения, происходящие во внешней  среде и внутри самого предприятия.

Это становится возможным, когда выполняется  несколько условий:

- администрация и инвестор правильно оценивают реальное финансовое положение предприятия и его место на рынке;

- существуют конкретные цели к достижению которых должно стремиться предприятие;

- планируется и выполняется каждый шаг по достижению этих целей;

- администрация предприятия и инвестор понимают суть процессов происходящих на рынке, во внешней среде и внутри самой организации.

Бизнес-план составляется для внутренних и внешних  целей. В подавляющем большинстве  случаев, так уж сложилось в нашей  стране, бизнес-план начинают составлять, когда необходимо привлечь инвестиции. Но дело в том, что это только одна сторона дела, на самом деле он составляется не только для внешних целей.

Внешние цели, для которых составляется бизнес-план - обоснование необходимости привлечения  дополнительных инвестиций или заемных  средств, демонстрация имеющихся у  фирмы возможностей и привлечение  внимания со стороны инвесторов и  банка, убеждение их в достаточном  уровне эффективности инвестиционного  проекта и высоком уровне менеджмента  предприятия.

Каждый  инвестор захочет оценить выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект и оценить соотношение  возможной отдачи от проекта и  рискованности вложений, а лучший способ для этого - изучить и проанализировать бизнес-план инвестиционного проекта.

Бизнес-план, по сути - визитная карточка инвестиционного  проекта. Он дает инвестору ответ  на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и  при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора  степени риска и верности допущений, сделанных разработчиком инвестиционного  проекта.

Обязательным  условием получения банковского  кредита является предоставленный  банку грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта. Если у  заемщика он отсутствует, это говорит  о низком профессиональном уровне администрации  предприятия и делает получение  банковского кредита невозможным, кроме того, в будущем банк будет  оценивать выдачу кредита такому предприятию, как более высокорисковую операцию, что обязательно повлияет на величину процентов по кредиту в сторону увеличения.

Гораздо более важными для предприятия  являются внутренние цели, для которых  составляется бизнес-план.

Внутренние  цели - проверка знаний управляющего персонала, понимания ими рыночной среды  и реального положения предприятия  на рынке. Очень важны достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного  инвестиционного проекта, его возможной  эффективности при заданных условиях.

Таким образом, составив бизнес-план, Вы сделаете предприятие более эффективным  и управляемым, сможете с более  высокой точностью прогнозировать ситуацию на будущее.

Создание  новых проектов предполагает предварительное  экономическое обоснование их целесообразности, последующее планирование необходимых  затрат на их осуществление и ожидаемых  конечных результатов. Бизнес-планирование позволяет экономистам-менеджерам не только обосновать необходимость  разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его  реализации в действующих рыночных условиях.

Основными объектами бизнес-планирования в  свободных экономических отношениях служат высокодоходные и конкурентоспособные  инновационные проекты. Как известно, современный рынок, основанный на соблюдении всеми производителями и потребителями  равновесия между спросом и предложением и соизмерении своих доходов  и расходов, всегда будет отдавать предпочтение в кредитовании и финансировании тем производственным, предпринимательским  или коммерческим предложениям, которые  в будущем дадут наибольший социально-экономический  результат. Бизнес-планы в основном предназначаются для того, чтобы  способствовать выходу на рынок высококонкурентных новых видов товаров и услуг.

Следовательно, любой инновационный бизнес-проект должен иметь соответствующий бизнес-план обоснования оптимальных показателей  производства и продажи товаров  и услуг как на отечественном, так и на зарубежном рынке. В рыночных отношениях бизнес-план сам превращается в своеобразный товар, продвижение  которого в окружающую предприятие  внешнюю банковско-кредитную или  финансово-инвестиционную среду должно принести максимальный доход разработчикам  нового проекта.

Бизнес-планы  являются для наших производителей новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение  на малых и средних предприятиях. Бизнес-планы разрабатываются на различные инновационные объекты  или процессы, связанные с проектированием  или созданием новых фирм и  их подразделений, разработкой и  поставкой на рынок требуемых  товаров и услуг, реконструкцией предприятий и расширением выпуска  продукции, совершенствованием технологии и организации производства, повышением качества товаров и производительности труда. В них обосновывается определенная социально-экономическая цель, как  правило, имеющая завершенный созидательный  результат: рост прибыли, увеличение доли рынка, удовлетворение требований покупателей, ускорение оборота продукции, создание новых рабочих мест и т.д.

Выбранная социально-экономическая цель фирмы  на предстоящий период ее производственно-хозяйственной  или иной деятельности должна получить наиболее полное отражение в разрабатываемом  бизнес-плане. На вновь создаваемые  или открываемые фирмы и предприятия  разрабатывается в соответствии с проектом комплексный бизнес-план, включающий подробные технико-экономические  расчеты по всем разделам и показателям  проектирования, строительства и  освоения нового производства товаров  и услуг. На действующих предприятиях бизнес-планы обычно создаются с  целью достижения соответствующих  стратегических, тактических или  оперативных направлений или  задач, связанных с дальнейшим развитием  производственных или функциональных подразделений, реструктуризацией  или расширением организации  и т.д. При стабильной и устойчивой работе предприятия бизнес-план может  быть направлен на обновление основных производственных фондов и развитие новых технологий. При значительном спаде производства, имеющем место  в переходный период, бизнес-план должен предусматривать поиск новых  рынков, расширение сбыта продукции  и т.п. В одних случаях требуется  разработка комплексных бизнес-планов, в других - локальных бизнес-проектов. Бизнес-планы нужны на открытие любого нового проекта или своего дела всем производителям и предпринимателям.

Бизнес-план представляет собой документ, который  описывает аспекты будущего коммерческого  предприятия, анализирует проблемы, с какими оно может столкнуться, а также устанавливает способы  их решения. Бизнес-план в конечном счете должен дать правильный ответ  на такие важные вопросы рыночных отношений, как возможная стоимость  проекта и планируемые доходы. Каждый предприниматель должен знать, сколько будет стоить новый проект и принесет ли это дело доходы, а  если принесет, то когда и какова степень риска? Ответы на эти вопросы  рационального хозяйствования в  сложных рыночных отношениях дает правильно  составленный бизнес-план. Передовой  зарубежный опыт свидетельствует, что  в условиях рынка всем производителям необходимо составлять планы как  долгосрочной, так и текущей деятельности. Это означает, что всем нашим предпринимателям следует также иметь деловые  планы. Составление бизнес-плана  служит первым шагом каждого начинающего  предпринимателя в сферу инновационной, хозяйственной, коммерческой или инвестиционной деятельности. Разработка такого плана требует не только всесторонней экономической оценки будущего бизнес-проекта профессиональными менеджерами, но и непосредственного участия самих предпринимателей и высших руководителей предприятия или фирмы. Совместное участие в составлении бизнес-планов экономистов и предпринимателей особенно необходимо на отечественных предприятиях, имеющих многолетний опыт составления тактических и стратегических, в частности пятилетних и годовых, планов. Поэтому возникает вопрос о преемственности или соотношении широко известных в российской промышленности систем и методов планирования социально-экономического развития предприятий и новых бизнес-планов.

В условиях рынка основные плановые задачи каждого предприятия сводятся к решению следующих вопросов:

- какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;

- каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;

- какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;

- сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надежных поставщиков;

- каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;

- какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на нее повлияют конкуренты;

- какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;

- каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.

На  начальных этапах составления бизнес-планов на те или иные бизнес-проекты достаточно приближенных ответов на основе выполнения укрупненных расчетов экономистами-менеджерами. В дальнейшем требуется проведение специалистами подробных или  уточненных расчетов основных планово-экономических  показателей. Содержание бизнес-плана, его состав и степень детализации  определяются взаимодействием таких  факторов, как вид и объем выпускаемой  продукции, величина рыночного спроса и предложения, уровень развития и масштабы производства, источник финансирования бизнеса и платежеспособность предприятия и т.п. Для предварительного технико-экономического обоснования  бизнес-проекта, как подтверждает отечественная  практика, необходимы следующие рыночные показатели:

- общие исходные данные и условия выполнения проекта;

- рынок сбыта продукции и производственная мощность;

- материальные факторы производства и требуемые ресурсы;

- местонахождение предприятия и транспортные связи;

- проектно-конструкторская документация; 

- организация предприятия и накладные расходы;

- потребность трудовых ресурсов и источники покрытия;

- планирование сроков осуществления проекта;

- финансово-экономическая оценка бизнес-проекта.

Приведенные показатели бизнес-плана определяют не только содержание, но и последовательность выполнения необходимых планово-экономических  расчетов. Поэтому для качественной разработки бизнес-планов необходима достоверная исходная маркетинговая, производственная, финансовая и другая планово-экономическая информация. В связи с этим рассмотрим примерную  структуру действующих на зарубежных фирмах бизнес-планов, раскрывающих более  подробно как исходную информацию, так и разрабатываемые на ee основе плановые показатели.

Информация о работе Шпаргалка по «Инновационный менеджмент»