Развитие инновационной инфраструктуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:41, реферат

Описание работы

В настоящее время создание в России национальной инновационной инфраструктуры является ключевой задачей не только для научно-технической сферы, но и для повышения конкурентоспособности отече¬ственной экономики. Коммерциализация технологий является частью це¬лостного механизма создания и реализации нововведений в рамках на¬циональной инновационной инфраструктуры.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..2
Российская национальная инновационная система переходного периода………………………………………………………………………………....4
Понятие и классификация инновационной инфраструктуры…………….7
Государственные финансовые организации, финансирующие инновационную деятельность…………………………………………………………..…..9
Фонд содействия развитию малых форм предприятий
в научно-технической сфере……………………………………………………….10
Российский фонд технологического развития……………………………..……12
Венчурный инновационный фонд и развитие венчурной индустрии в России………………………………………………………………………………………….15
Новые инициативы государственных фондов по финансированию инновационных технологий…………………………………………………………………17
Формирование производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности……………...……………………………..........19
Научно-технологические парки…………………………………………………….19
Инновационно-технологические центры………………………………………....24
Инновационная инфраструктура Саратовской области………………….28
Заключение………………………………………………………………………..…31
Список использованной литературы………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Инновационная инфраструктура.doc

— 336.50 Кб (Скачать)

      Однако  смена приоритетов в работе Фонда происходила постепенно. Сначала фокус поддержки сместился на поощрение сотрудничества малых фирм и научных организаций - особенно после введения Бюджетного кодекса, когда Фонд утратил возможность выделять бюджетные средства на возвратной основе. Идея состояла в том, что поддержка через Фонд должна привести к стимулированию спроса на отечественные НИОКР со стороны малых фирм, а самим им дать импульс к дальнейшему инновационному развитию.

      Следующим шагом стала поддержка компаний, находящихся на ранних стадиях развития - через программу СТАРТ.

      Деятельность  Фонда содействия по поддержке инфраструктуры включала финансирование создания инновационно-технологических  центров и инновационно-промышленных комплексов, финансирование создания малыми фирмами приборов и оборудования для нужд академических НИИ, финансовый лизинг, подготовку кадров для инновационного бизнеса (проведение семинаров, а также финансовое содействие предприятиям и отдельным специалистам в повышении их квалификации).

      Одной из перспективных форм поддержки со стороны Фонда содействия может быть финансовый лизинг, однако возможности его использования ограничены, поскольку Фонд имеет право развивать лизинг только за счет своих внебюджетных средств, поэтому на этот вид поддержки Фонд может выделять только около 50 млн. руб. В то же время финансовый лизинг - это способ эффективного обеспечения малых предприятий современным оборудованием. При этом выплаты за лизинг могут осуществляться по ставке, которая не превышает 3%. Опыт работы Фонда показывает, что при финансовом лизинге доля невозвращенных средств снижается в 1,5-2 раза.

      Основными критериями успеха для Фонда содействия являются: прирост объемов реализуемой  малыми предприятиями продукции, темпы  роста (должны быть более 15% в год), рост численности занятых на инновационных предприятиях, выработка на человека в год (должна составлять минимум 20 тыс. дол. на человека), количество освоенных прав и вновь созданных объектов интеллектуальной собственности. Согласно этим критериям, около 50% малых предприятий, поддержанных Фондом, оказались успешными.

      Фонд  Содействия за 10 лет своего существования  профинансировал более 2000 малых  предприятий, причем около половины из них стали стабильно развивающимися компаниями. Сегодня такие предприятия  обеспечивают 5-20% от общего производства своих видов продукции на внутреннем рынке страны. А данные о финансово-экономической деятельности поддержанных малых фирм показывают, что отчисления государству в виде налогов превысили в 2,4 раза сумму полученных ими бюджетных средств6. Выработка на таких малых фирмах составляет 0,5-1,5 млн. руб. на человека в год, что ощутимо выше, чем в среднем по промышленности (где этот показатель равен 0,3 млн. руб. на человека в год).

      Опыт  развитых стран мира свидетельствует  о том, что главными принципами стимулирования интереса частного сектора к процессу внедрения в производство изобретений являются ясность (прозрачность) прав собственности на инновации, созданных за счет федеральных средств, а также перенос распоряжения ими с государственного на локальный (институциональный) уровень управления. К сожалению, в настоящее время в России не действуют оба фактора. 

      Российский  фонд технологического развития 

      Российский  фонд технологического развития был создан взамен прекратившего в 1991 г. свое существование Единого фонда развития науки и техники (ЕФРНТ). В ЕФРНТ в обязательном порядке направлялось 3% от себестоимости продукции всех предприятий народного хозяйства, и таким образом финансировались межотраслевые НИОКР. РФТР в определенной мере наследует функции ЕФРНТ.

      Новая система финансирования отраслевой науки выстраивалась в России по принципу трехуровневого режима поддержки прикладных исследований: на первом уровне предприятия финансируют за счет собственных средств относительно недорогие разработки; на следующем уровне ресурсы предприятий объединяются в отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды для разработки отраслевых продуктов и технологий. Внебюджетные отраслевые фонды формировались министерствами, ведомствами, концернами, корпорациями и ассоциациями за счет отчислений предприятиями средств в размере 1,5% себестоимости их товарной продукции (работ, услуг). На третьем уровне за счет отчислений 25% средств из внебюджетных фондов был создан специализированный фонд Миннауки России (впоследствии Минпромнауки) - Российский фонд технологического развития. После принятия нового Налогового кодекса бюджеты отраслевых фондов НИОКР стали формироваться за счет отчислений 0,5% валовой прибыли, что фактически означало уменьшение размеров выплат в РФТР почти в два раза (по отраслям, с которых собираются средства).

      РФТР  образован приказом Министерства науки, высшей школы и технологической  политики Российской Федерации от 26 февраля 1992 г. № 212 в соответствии с  постановлением Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. «О проекте бюджетной системы РСФСР на I квартал 1992 года». Порядок формирования и использования фонда определялся Указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 1992 г. № 426 «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации», Федеральным законом Российской Федерации «О науке и государственной научно-технической политике» и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 г. № 1156 «Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок».

      Основными задачами РФТР являются:

    • содействие развитию прикладных НИОКР, соответствующих приоритетным направлениям развития науки техники и перечню критических технологий федерального уровня;
    • поддержка НИОКР, направленных на решение проблем отраслевого и межотраслевого значения, важнейших социальных задач страны;
    • поддержка инновационных проектов, развитие инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности.

      РФТР  финансирует НИОКР в форме  беспроцентного целевого займа на срок, необходимый для выполнения работ  межотраслевого, общесистемного характера (как правило, не более 3 лет). Конечным результатом проекта, при его успешном завершении, должен стать выпуск опытной партии продукции.

      На  тематическую направленность проектов в определенной степени влияет отраслевое происхождение средств, поступающих  в РФТР(см. табл. 4, 5).  

      Таблица 4:

      Распределение внебюджетных фондов по отраслям промышленности 

Транспорт и связь 22%
Добыча энергоносителей 15%
АПК 11%
Химия 10%
Приборо- и  машиностроение 9%
Энергетика  и электротехника 6%
Прочие 27%
 

      Таблица 5:

      Структура финансирования проектов из средств РФТР в разрезе отраслей за 1992-2002 гг. 
 

Химия и  новые материалы 33%
Машиностроение, приборостроение 19%
Информатика, коммуникации, электроника 18%
Медицина  и медоборудование 8%
Энергетика  и электротехника 6%
Экология, природопользование, переработка отходов 5%
Авиация и  космонавтика 2%
Биология  и биотехнологии 2%
Металлургия и металлообработка 2%
Технологии  АПК 1%
Прочие 4%
 
 
 
 
 

      Среди поддержанных организаций малые  предприятия составляют почти треть - 32,7%, и, таким образом, РФТР и Фонд содействия работают на пересекающемся поле. Следующим после малых предприятий получателем средств РФТР являются государственные научные центры, которые как раз и являются ключевыми научно-техническими структурами в соответствующих отраслях (см. табл. 6). 

      Таблица 6.

Акционерные общества 50%
Государственные научные центры 21%
Российская  академия наук 10%
Отраслевые  академии наук 10%
Высшие учебные  заведения 5%
Прочие 4%
 
 

      В числе акционерных обществ есть как относительно недавно созданные предприятия (зарегистрированы не более 10 лет назад), так и организации, имеющие многолетнюю историю и акционированные в недавнее время (например, ОАО «НИИ нетканых материалов», расположенное в г. Серпухов Московской области).

      РФТР  в своей работе ориентирует исполнителей проектов на внутренний рынок, поэтому большинство разработок, поддержанных Фондом, направлены на импортозамещение. В то же время продукция для внутреннего рынка может оказаться вполне конкурентоспособной и на некоторых зарубежных рынках - например, таких стран, как Китай и Индия.

      Помимо  финансирования проектов НИОКР РФТР, как и Фонд содействия, участвует в создании инновационной инфраструктуры. Из средств Фонда софинансировалось создание инновационно-технологических центров, Фонд выделил единовременно 50 млн. руб. в 2000 г. на создание ВИФ, а в 2003 г. Фонд выступил инициатором формирования и реализации пилотных проектов по созданию технологических кластеров в Санкт-Петербурге (в области оптоэлектроники) и в Зеленограде (в области микроэлектроники).

      Несмотря  на то, что средства Фонда являются внебюджетными, он находился фактически под руководством Минпромнауки РФ и  действовал от его имени. Он не является заказчиком НИОКР, а соответственно не претендует на полученные при его финансировании результаты НИОКР. Вместе с тем в случае неуспеха проекта и не возврата средств в Фонд интеллектуальная собственность могла бы рассматриваться как один из возможных способов компенсации убытков.

      РФТР  пока не удалось найти свое точное позиционирование применительно к структуре этапов инновационного цикла. Изначально вся система внебюджетных фондов в значительной степени продолжала финансировать почти все виды НИОКР и не была ориентирована на создание конечного продукта. Постепенно акценты сместились в сторону реальных инноваций и рыночного спроса, однако до сих пор РФТР не может напрямую финансировать создание инновационной инфраструктуры.

      Главный критерий успешности работы РФТР - уровень  возврата средств. На 1 декабря 2003 г. полная или частичная просроченная задолженность составляла, при общем объеме профинансированных проектов 3 млрд. 938 млн. руб., 306 млн. руб., или 7,8%. К организациям, нарушившим сроки возврата займов, Фонд применяет меры, предусмотренные действующим законодательством: обращается в суд на предмет принудительного взыскания задолженности и штрафных санкций за несвоевременное исполнение обязательств. Судами принято решение о взыскании средств в пользу РФТР уже по более чем половине договоров с просроченной задолженностью.

      Второй  критерий оценки эффективности реализации проектов - выполнение проекта в полном объеме и способность организаций, поддержанных Фондом, успешно продолжать свою деятельность в дальнейшем.

      Оценка  деятельности РФТР показала, что каждый рубль вложенных Фондом средств дает три рубля прибыли, а всего за 1994-2003 гг. Фонд поддержал 840 межотраслевых научно-технических проектов. При этом 39% заявителей РФТР после реализации проектов существенно увеличили долю своей продукции на рынках. Это относится к таким отраслям, как приборостроение, энергетика, электротехника, биотехнологии, компьютерные технологии и программное обеспечение, химия, элементная база, медицина и фармакология. 

      Венчурный инновационный фонд и развитие венчурной  индустрии в России 

      Прообразом  ВИФ в значительной степени стала  модель Фонда фондов, реализованная в Израиле (фонд «Yozma»), где в течение трех лет на его базе было создано 10 региональных фондов.

      Первоначально предполагалось, что ВИФ начнет работать с такой же эффективностью. Однако этого не произошло. Пока в процессе создания находятся два фонда. Это - первый региональный венчурный фонд «Ли-динг» с общим бюджетом 11 млн. дол., а также первый отраслевой венчурный фонд. Он создается ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование», одной из крупнейших интегрированных структур отечественного ОПК, объединяющей более 30 разработчиков и производителей авиационного оборудования в России и странах СНГ. Первоначальный объем «Венчурного фонда аэрокосмической и оборонной промышленности» составит 10 млн. дол.

Информация о работе Развитие инновационной инфраструктуры