Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:41, реферат
В настоящее время создание в России национальной инновационной инфраструктуры является ключевой задачей не только для научно-технической сферы, но и для повышения конкурентоспособности отече¬ственной экономики. Коммерциализация технологий является частью це¬лостного механизма создания и реализации нововведений в рамках на¬циональной инновационной инфраструктуры.
Введение………………………………………………………………………………..2
Российская национальная инновационная система переходного периода………………………………………………………………………………....4
Понятие и классификация инновационной инфраструктуры…………….7
Государственные финансовые организации, финансирующие инновационную деятельность…………………………………………………………..…..9
Фонд содействия развитию малых форм предприятий
в научно-технической сфере……………………………………………………….10
Российский фонд технологического развития……………………………..……12
Венчурный инновационный фонд и развитие венчурной индустрии в России………………………………………………………………………………………….15
Новые инициативы государственных фондов по финансированию инновационных технологий…………………………………………………………………17
Формирование производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности……………...……………………………..........19
Научно-технологические парки…………………………………………………….19
Инновационно-технологические центры………………………………………....24
Инновационная инфраструктура Саратовской области………………….28
Заключение………………………………………………………………………..…31
Список использованной литературы………………………………………….32
Введение…………………………………………………………
Российская
национальная инновационная
система переходного
периода……………………………………………………………
Понятие
и классификация
инновационной инфраструктуры……
Государственные
финансовые организации, финансирующие
инновационную деятельность………………………………………………
Фонд содействия развитию малых форм предприятий
в
научно-технической сфере………………
Российский фонд технологического развития……………………………..……12
Венчурный
инновационный фонд и развитие венчурной
индустрии в России………………………………………………………………
Новые
инициативы государственных фондов
по финансированию инновационных технологий………………
Формирование
производственно-
Научно-технологические парки…………………………………………………….19
Инновационно-
Инновационная инфраструктура Саратовской области………………….28
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………….32
Введение
В
настоящее время создание в России
национальной инновационной инфраструктуры
является ключевой задачей не только
для научно-технической сферы, но
и для повышения
Создание национальной инновационной инфраструктуры было провозглашено на государственном уровне в качестве стратегического направления развития страны в целом и научно-технологической сферы в частности в 1997 г. С тех пор создавались отдельные элементы (государственные фонды, технопарки, инновационно-технологические центры, Венчурный инновационной фонд и т.п.), но вне связи друг с другом и с другими секторами экономики (такими, как промышленность и сфера образования). При этом заимствование зарубежного опыта происходило путем переноса отдельных элементов целостных экономических механизмов и потому не приводило к ожидавшимся результатам. В итоге, несмотря на положительный опыт целого ряда инициатив, прорыва в области инновационного развития экономики не произошло. Главной проблемой остается отсутствие действенных экономических механизмов, стимулирующих как инвестирование в инновационную сферу, в создание нововведений.
Понятие и концепция национальной инновационной инфраструктуры в последнее десятилетие активно используется во всех работах, посвященных экономическим аспектам технологического прогресса. Это произошло во многом благодаря активности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также других международных организаций, в частности Мирового банка. Под эгидой этих организаций в последние годы было выполнено большое количество аналитических исследований, посвященных проблемам трансформации национальных экономик из традиционных индустриальных в постиндустриальные, т.е. в экономики, основанные на знаниях.
Родоначальником нового подхода следует считать К. Фримана, который в конце 1980-х гг. прошлого столетия ввел само понятие национальной инновационной системы1, как сложной системы экономических субъектов и общественных институтов (таких, как ценности, нормы, право), участвующих в создании новых знаний, их хранении, распространении, превращении в новые технологии, продукты и услуги, потребляемые обществом.
Согласно классическим определениям по Лундвалу и Нельсону2, «инновации представляют собой комплексный процесс, объединяющий различных участников, таких, как фирмы, производители новых знаний, технологические центры, аналитические центры, которые соединены множеством взаимосвязей, создающими таким образом инновационную систему».
Важно отметить главную
В этой связи, применительно
к рассматриваемым в данной
работе проблемам будем
В настоящее время развитие инновационной инфраструктуры является важной составляющей для разработки и продвижения инноваций в экономике, поэтому данная проблема является актуальной.
Российская
национальная инновационная
система переходного
периода
С 1992 г. в России начался переход к рыночной модели хозяйствования. Были реализованы два важных политических решения - открытость общественной системы и демилитаризация экономики. Одновременно, как под влиянием принятых государственных решений, так и в результате действий негосударственных субъектов начала формироваться новая национальная инновационная система рыночного типа. Значительные сдвиги произошли в одном из основных субъектов инновационного процесса - сфере российской науки. Изменения коснулись следующих ее характеристик.
Масштаб. Трудовые ресурсы сократились, по данным официальной статистики, более чем в два раза, финансовое обеспечение - в несколько раз. Существенно сузился фронт исследований, в силу неконкурентоспособности исчезли целые направления (и организации) в гражданском отраслевом секторе и отчасти в ВПК. При том что государственное финансирование научной и инновационной деятельности ограничено, финансовые рынки пока неразвиты, отсутствует достаточное число крупных фирм, готовых инвестировать в технологические инновации, не хватает начального капитала и бизнес-ангелов. Все это сдерживает инновационную деятельность.
Политические и идеологические ограничения. В основном реализован принцип открытости и включенности отечественной науки в мировые процессы. Десятки тысяч наших ученых и инженеров работают за рубежом, участвуют в международных и совместных проектах. Научно-следовательские организации и отдельные команды выполняют для зарубежных заказчиков работы на сотни миллионов долларов. Исчезли идеологические барьеры в науке.
Созданы основы законодательной базы, однако существуют целые группы актуальных проблем, для решения которых необходимы новые законы, а также корректировка существующих. К ним, например, относятся: инновационная деятельность; интеллектуальная собственность, созданная за бюджетные средства; интеграция науки и образования и ряд других.
Меняется, хотя и очень медленно, организационная структура науки: заметно (в разы) уменьшились размеры старых научных организаций, что повысило гибкость и качество управления. Появились новые сектора - негосударственной науки и малого инновационного бизнеса.
Качественные характеристики. Оснащенность приборами и оборудованием не улучшилась, но возросла дифференциация между сильными и слабыми. Наука существенно постарела, однако в последние год-два несколько вырос интерес молодежи к естественнонаучным и техническим вузам. Очень медленно сближаются наука и образование. Решение этой проблемы могло бы придать качественно новый импульс процессу возрождения отечественной фундаментальной науки.
За редким исключением совершенно неадекватен новым экономическим реалиям менеджмент в науке. Отсутствует инновационная культура в университетах и научных организациях. Создание нововведений преимущественно происходит исходя из логики развития науки, а не общественных потребностей и спроса (т.е. доминирует подход «технологического толчка»).
Неэффективно
используются средства бюджета. Одна из
причин -устаревшие механизмы финансирования
(базовый принцип) и архаичная
система организации научной
деятельности, где по-прежнему доминируют
традиционные ведомственные институты
советского типа. При этом производственно-
В
обобщенном виде место России в мировом
технологическом пространстве характеризуется
двумя группами показателей - «входа»
- т.е. уровня наукоемкости и «выхода» -
показателями эффективности и конкурентоспособности
(см. табл. 1).
Таблица 1
Место России в мире по уровню наукоемкости и инновационного развития3
Доля расходов на исследования и разработки в ВВП, % | Численность ученых и инженеров, занятых исследованиями и разработками (на 10000 населения) | Текущий индекс конкурентоспособного роста -GCI (место в мире) | Доля высокотехнологичной продукции в товарном экспорте, % | Доля в мировом экспорте информатизационного оборудования, % | Производительность труда, тыс. дол. ВВП на одного занятого | |
США | 2,69 | 41,0 | 2 | 32 | 13,0 | 73,1 |
Китай | 1,00 | 5,5 | 44 | 20 | 7,1 | 7,2 |
Япония | 2,98 | 51,0 | 11 | 26 | 9,7 | 56,0 |
Индия | 1,23 | 1,6 | 56 | 6 | 0,07 | 4,9 |
Германия | 2,48 | 31,6 | 13 | 18 | 4,8 | 56,0 |
Франция | 2,15 | 27,2 | 26 | 23 | 3,4 | 56,5 |
Великобритания | 1,87 | 26,7 | 15 | 31 | 5,3 | 54,5 |
Италия | 1,04 | 11,3 | 41 | 10 | 1,1 | 56,5 |
Россия | 1,00 | 34,8 | 63 | 8 | 0,04 | 18,0 |
Канада | 1,84 | 29,9 | 16 | 15 | 1,2 | 60,0 |
К сожалению, по индексу конкурентоспособного роста Россия в последние несколько лет уходила на все более дальние позиции. Согласно рейтингу стран, который ежегодно публикует Всемирный экономический форум, Россия по уровню конкурентоспособности среди 80 стран занимала в 2001 г. 63-ю позицию, в 2002 г. - 64-ю, в 2003 г. - 65-ю. По другим показателям место России также было невысоким.
Как
видно из представленных в табл.
2 данных, показатели инновационной деятельности
и коммерциализации технологий в России
- одни из самых низких. Действительно,
в настоящее время в сравнении с развитыми
странами мира существует большой разрыв
между получением результатов НИОКР и
их коммерциализацией. Причины такого
положения вытекают из общих характеристик
современной российской НИС, рассмотренных
выше.
Таблица 2.
Место России по отдельным показателям инновационного развития
Уровень интеграции образования, науки и производства | 45 |
Коррупция | 52 |
Качество инфраструктуры в стране | 57 |
Эффективность правительственных субсидий | 61 |
Интенсивность местной конкуренции | 66 |
Охрана интеллектуальной собственности | 69 |
Прозрачность правительственной политики и результатов | 70 |
Степень бюрократизма | 72 |
Доступность банковских займов | 73 |
Уровень развития финансового рынка | 74 |
Иностранные инвестиции в виде новых технологий | 75 |
Уровень развития маркетинга | 75 |
Инновационная активность компаний | 76 |
Любопытно, что зарубежные специалисты, пытающиеся работать в России в области высокотехнологичного бизнеса и коммерциализации технологий, обращают внимание в первую очередь на такие препятствия, как: