Правовое обеспечение инновационной деятельности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение правовой регламентации инновационной деятельности и разработка рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы регулирующей инновационную деятельность в Российской Федерации.

Задачи исследования – для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

изучить роль правовой регламентации в инновационной деятельности;
проанализировать правовое обеспечение инновационной деятельности федерального законодательства и регионального;
разработать рекомендации по совершенствованию правового обеспечения инновационной деятельности в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..4
1 РОЛЬ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………………6

1.1 Сущность инновационной деятельности и ее роль в развитии национальной экономики………………………………………………………………………………….6

1.2 Законодательное регулирование инновационной деятельности в РФ…………11

2 АНАЛИЗ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ……………………………………………………………………………….18

2.1 Тенденции развития инновационной деятельности в РФ………………………18

2.2 Анализ федерального законодательства регламентирующего инновационную деятельность……………………………………………………………………………...23

2.3 Анализ нормативно-правовой базы инновационной деятельности Свердловской области…………………………………………………………………...31

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ……………38

3.1 Предложения по совершенствованию федерального законодательства регламентирующего инновационную деятельность в РФ…………………………….38

3.2 Пути совершенствования нормативно-правовой базы инновационной деятельности в Свердловской области………………………………………………...41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

КУР РАБ ИННОВАЦИИ +.doc

— 442.50 Кб (Скачать)

   Анализ  общей направленности налоговой  политики Российской Федерации показывает, что налоговое законодательство направлено на общую поддержку развития научных работ и не способствует ведомственной разобщенности научных организаций, что можно отнести к положительным факторам государственной экономической политики. Но необходимо отметить отсутствие специальных налоговых льгот для самих организаций, вовлеченных в инновационную деятельность и реализующих объекты интеллектуальной собственности на внутренних и внешних рынках.

   Анализ  положений действующего законодательства показывает, что ни гражданское законодательство, ни законодательство о налогах и сборах в настоящее время не содержат четкого определения понятия «инновационной деятельности», «инноваций», «субъектов инновационной деятельности», «объектов инновационной деятельности». Следовательно, необходимо комплексное дальнейшее исследование положений российского законодательства о налогах и сборах, проведение сравнительного анализа данного законодательства с законодательством зарубежных государств. Механизм налоговой политики страны должен предусматривать упрощение налоговой системы РФ, для стимулирования инновационной

Налоговый кодекс РФ. Часть 2. Глава 23. Статья 217. 

деятельности  и помощи в ее развитии.

     Поскольку инновационная деятельность, в существенной мере, является предпринимательской, отдельные ее вопросы также регламентируются нормативно-правовыми актами, ориентированными на предпринимательство, например Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» , и, прежде всего,  Гражданским кодексом Российской Федерации.

     В России инновационная деятельность  представлена преимущественно крупными  организациями и предприятиями,  специализированными в рамках  отдельных отраслей народного  хозяйства. Но немаловажным является государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства, т.к. на начальных стадиях разработки новых продуктов или процессов преобладают малые и средние предприятия.

   В инновационной сфере существуют также:

    • внедренческие (венчурные) фирмы, которые созданы на ссуды венчурного капитала и специализирующиеся на доведении изобретений до стадии их коммерческой реализации;
    • фирмы созданные для реализации научно-технических достижений, являющихся побочным результатом выполнения НИОКР;
    • фирмы обслуживающие программно-целевые НИОКР;
    • временные творческие коллективы;
    • индивидуальные независимые изобретатели.

     Все они имеют поддержку со  стороны государственных институтов  развития, таких как Инвестиционный фонд РФ, Внешэкономбанк, ОАО «Российская венчурная компания», государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологии» и др.

     Последнее время наблюдается  появление государственных и  смешанных фондов (венчурных, инвестиционных), способствующих внедрению научных разработок, создание особых экономических зон технико-внедренческого типа и т.п.

Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ

      Инвестиционный фонд РФ является  одним из объектов государственной  поддержки при реализации инвестиционных проектов. Данный фонд создан Постановлением Правительства от 23.11.2005 №694.  Источниками финансирования его являются сверхдоходы федерального бюджета.

      Для инвестирования именно в инновационные проекты было создано ОАО «Российская венчурная компания» (ОАО «РВК») , финансирование которой происходит за счет средств Инвестиционного фонда РФ. При этом в Положении об Инвестиционном фонде РФ четко определены критерии, которым должны соответствовать проекты, претендующие на финансирование за счет средств фонда. ОАО «РВК» не соответствует данным критериям. В частности, это касается необходимости прохождения процедуры отбора проектов, предоставления 25% средств, необходимых для реализации проекта, участвующими в нем коммерческими организациями. Ответственность за создание данного акционерного общества возлагается на Министерство экономического развития и торговли РФ, а именно — ему необходимо обеспечить увеличение уставного капитала компании, а также «утвердить правила проведения конкурсного отбора кандидатов в члены совета директоров общества, не являющимися государственными служащими». Через ОАО «РВК» планируется создать более десятка региональных венчурных фондов в форме закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ), 49% паев которых будет принадлежать государству.

     На сегодняшний день создаются   региональные венчурные фонды,  и на эти цели выделяются  деньги из федерального бюджета.  Причем цель, которую ставит перед  собой Правительство, реализуя  данные меры, - создание венчурной индустрии в России для реализации приоритетных инновационных проектов путем привлечения частного капитала, так как это наиболее выгодный инструмент для поддержки идей малых инновационных предприятий.  Однако условия функционирования фондов свидетельствуют о намерении Правительства развивать инвестиционные проекты, реализуемые стабильными российскими компаниями. Поэтому необходимо четко

Постановление Правительства от 24.08.2006 №516

разграничивать  обычные и венчурные инвестиции и способствовать развитию первых, если государство стремится получить значительный экономический эффект от инноваций.

      Бюджетное финансирование распространяется  в основном только на фундаментальные  исследования. В финансировании науки существенную роль стали играть внебюджетные источники. Государственные внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности финансируют мероприятия за счет внебюджетных фондов, которые создаются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций.

      Очевидно, что фундаментальная наука должна быть поддержана государством. Но государство должно быть заказчиком исследований и разработок только в меру своих реальных экономических возможностей. Поэтому сегодня необходимо точно определить приоритеты государственного финансирования научных направлений. И одновременно с этим - изменить механизм их финансирования. В том числе и таким образом, как это уже не первый год делают отечественные научные фонды. Они на конкурсной основе финансируют именно исследования, а не исследовательские учреждения.

     За счет федерального бюджета  производятся затраты на финансирование  создания государственных корпораций, которым переданы функции инноваторов  (Роснанотех, Ростехнологии). Обе эти  корпорации созданы в 2007 году и призваны обеспечивать развитие инновационной инфраструктуры  в области высокотехнологичной промышленности и нанотехнологий.

      Правовой базой инновационного  процесса в настоящее время  является законодательство в  области интеллектуальной собственности. Сформулировано экономически необходимое комплексное законодательство, позволяющее идентифицировать и использовать в коммерческой деятельности интеллектуальную собственность в качестве объектов права. В частности, приняты законы: патентный, по товарным знакам, по авторскому праву, по селекционным достижениям, программ ЭВМ, базам данных и топологиям интегральных микросхем, по антимонопольной политике, по коммерческой тайне и ноу-хау.

      В дальнейшем некоторые из  этих законов утратили силу  с 01.01.2008г в связи с вступлением в силу четвертой части Гражданского кодекса РФ, в рамках которого появился раздел «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Кроме того, целый ряд вопросов не нашел решений в четвертой части ГК РФ, так например не прояснена да конца ситуация в области регулирования прав на интеллектуальную собственность, созданную за счет бюджетных средств. В помощь новому ГК РФ был принят федеральный закон «О передаче прав на единые технологии» , который создан на основании главы 77 и осуществляет законодательное регулирование порядка передачи прав на единые технологии, созданные с привлечением государственных бюджетных средств.

     Сформировано законодательство  в сфере бухгалтерского учета и налогообложения, позволяющее идентифицировать интеллектуальную собственность в качестве нематериальных активов и осуществлять с ними операции.

     Сформулировано законодательство  по пресечению правонарушений  в экономической сфере использования  интеллектуальной собственности, позволяющее налагать административные взыскания, возмещать ущерб, применять более жесткие меры, вплоть до лишения свободы. В частности, введены соответствующие статьи в составе Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации.

     Однако, принятые законодательные и нормативно-правовые документы, закрепив права на результаты интеллектуальной собственности за хозяйствующими субъектами, становящимися собственниками объектов интеллектуальной собственности, не регламентировали постановки и решения многих важных экономических проблем, в первую очередь связанных со скорейшим введением  объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот.

      Практика применения существующего законодательства показывает его неэффективность. Например, это касается обязательств по финансированию фундаментальной науки, порядка бюджетирования, отражение в бухгалтерском учете результатов научно-технической деятельности, созданных за счет средств Федеральный закон от 25.12.2008 №284-ФЗ

бюджетов  различных уровней и т.д. Поэтому  требуется осуществление комплекса  мероприятий по совершенствованию  законодательства и нормативной  базы в области создания и использования  интеллектуальной собственности.

     Проводимая государством научно-техническая  и инновационная политика несбалансированна  по территориальному признаку. Так,  можно выделить 2-3 региона, где  государство сконцентрировало свои  усилия. В Европейской части России  — это Москва и Московская область, в Сибири и на Дальнем Востоке, что представляет собой 2/3 территории России, — это Новосибирская и Томская области. Урал остался практически не охваченным в этом плане. К примеру, лишь в Пермском крае реализуются государственные мероприятия по развитию инновационной среды. При этом потенциально приоритетными научными центрами могут быть многие территории РФ, где велись значительные научные исследования во времена СССР.

     Государственное регулирование  экономической (инновационной) деятельности представляет собой совокупность мер организационно-правового и финансово-экономического воздействия, в том числе путем государственной поддержки и защиты субъектов инновационной деятельности, а также контроля за соблюдением ее законности. Разумеется, это исключает необоснованное вмешательство в дела хозяйствующих субъектов инновационной деятельности.

     Существующее в настоящее время  преобладание административно-правовых  форм регулирования объективно  обусловлено потребностями определения государством основных правил формирования инновационной политики и создания благоприятных условий для ее реализации в процессе осуществления инновационной деятельности.  
 
 
 
 

2.3 Анализ нормативно-правовой  базы инновационной  деятельности Свердловской области 

     Свердловская область – это  уникальное экономическое, территориальное  и социальное образование Урала,  оказывающее значительное влияние  на структуру, темпы роста и  модернизации промышленности региона  и всей страны.

     Являясь пятой по величине в России и крупнейшей на Урале, Свердловская область, располагающая значительными запасами полезных ископаемых, — один из крупнейших в стране транспортных узлов, обладает мощным промышленным комплексом и занимает одно из лидирующих мест в стране по объему промышленного производства.

     Для дальнейшего развития промышленности  области необходим экстенсивный  путь, приоритетом которого станет  выпуск нового инновационного  продукта, созданного на базе  новейших технологий.

     Инновационная деятельность является важнейшим ресурсом технологического развития Свердловской области, обязательным условием сохранения и инструментом мобилизации ее научно-технического потенциала на решение проблем региона.

     Свердловская область одна из  первых приняла основной документ своего долгосрочного развития - Схему развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 г. Существует и программа социально-экономического развития - это Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года.

     К законодательной базе Свердловской  области в сфере научно-технической  и инновационной деятельности  можно отнести:

Информация о работе Правовое обеспечение инновационной деятельности в РФ