Правовое обеспечение инновационной деятельности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение правовой регламентации инновационной деятельности и разработка рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы регулирующей инновационную деятельность в Российской Федерации.

Задачи исследования – для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

изучить роль правовой регламентации в инновационной деятельности;
проанализировать правовое обеспечение инновационной деятельности федерального законодательства и регионального;
разработать рекомендации по совершенствованию правового обеспечения инновационной деятельности в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..4
1 РОЛЬ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………………6

1.1 Сущность инновационной деятельности и ее роль в развитии национальной экономики………………………………………………………………………………….6

1.2 Законодательное регулирование инновационной деятельности в РФ…………11

2 АНАЛИЗ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ……………………………………………………………………………….18

2.1 Тенденции развития инновационной деятельности в РФ………………………18

2.2 Анализ федерального законодательства регламентирующего инновационную деятельность……………………………………………………………………………...23

2.3 Анализ нормативно-правовой базы инновационной деятельности Свердловской области…………………………………………………………………...31

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ……………38

3.1 Предложения по совершенствованию федерального законодательства регламентирующего инновационную деятельность в РФ…………………………….38

3.2 Пути совершенствования нормативно-правовой базы инновационной деятельности в Свердловской области………………………………………………...41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

КУР РАБ ИННОВАЦИИ +.doc

— 442.50 Кб (Скачать)

    Существуют Указы Президента  РФ по вопросам государственной  инновационной и научно-технической  политике:

    • «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот

 результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий», в целях создания условий для сохранения интеллектуального потенциала страны и его эффективного использования в решении задач, направленных на социально - экономическое развитие РФ .

    • «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-

конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения», в целях обеспечения правовой защиты результатов научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ военного,

 Федеральный закон от 23.08.1996 №127-ФЗ 

Федеральный закон от 07.04.1999 №70-ФЗ

 Федеральный закон от 25.12.2008 №284-ФЗ

Указ Президента РФ от 22.07.1998 №863

специального  и двойного назначения .

    • «О премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых

 ученых»,  в целях поддержки молодых  ученых и специалистов, активизации их участия в инновационной деятельности .

     Среди нормативно-правовых актов,  регулирующих инновационную деятельность,  принятых постановлением Правительства  РФ можно выделить следующие:

    • Распоряжение Правительства РФ «О концепции долгосрочного социально-

экономического  развития Российской Федерации до 2020 года»

   Цель, которой определение путей и  способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения  благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе, путем перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития.

    • Постановление Правительства РФ «Об использовании результатов научно-

технической деятельности»

     В котором говорится, о введении  в хозяйственный оборот результатов  научно-технической деятельности  путем передачи третьим лицам  прав на использование выявленных  в результате инвентаризации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений и конфиденциальной информации об указанных результатах в соответствии с законодательством РФ. Введение этих результатов в хозяйственный оборот для обеспечения федеральных государственных нужд осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

    • Постановление Правительства РФ «О фонде содействия развитию малых форм

предприятий в научно-технической сфере», который создан в целях государственной поддержки развития инновационной деятельности в научно-

 Указ Президента РФ от 14.05.1998 №556

 Указ Президента РФ от 30.07.2008 №1144

 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008г. №1662-р

Постановление Правительства РФ от 02.09.1999 №982

технической сфере .

    • Постановление Правительства РФ «Об открытом акционерном обществе

«Российская венчурная  компания» .

  • Постановление Правительства РФ «Об осуществлении контроля в сфере

правовой  охраны и использования результатов  научно-исследовательских, опытно-конструкторских  и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств  федерального бюджета» .

     Где определены полномочия, функции и порядок деятельности по осуществлению контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета. Контроль осуществляется Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам во взаимодействии с государственными заказчиками и академиями наук, имеющими государственный статус.

    • Постановление Правительства РФ «О порядке инвентаризации и стоимостной

оценке  прав на результаты научно-технической  деятельности» .

   В целях совершенствования экономических  отношений, связанных с использованием результатов научно-технической  деятельности.

      Одна из функций государства по поддержке инновационной деятельности – формирование федеральных целевых программ. В настоящее время существуют несколько таких программ: «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы»; «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы»; «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы»; «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». 

 Постановление Правительства  РФ от 03.02.1994 №65

 Постановление Правительства  РФ от 24.08.2006 №516

 Постановление Правительства  РФ от 18.11.2006 №696

 Постановление Правительства  РФ от 14.01.2002 №7 
 

     Также имеются постановления   регулирующие вопросы федеральных  служб, агентств, министерств связанных  с  наукой и инновациями;  о предоставлении субсидий из  федерального бюджета для развития  и поддержки инновационной инфраструктуры  РФ и многие другие.

     На региональном уровне местными  властями принимаются нормативно- правовые акты, регламентирующие  инновационную деятельность в  регионах. Как правило, почти все  они основаны на федеральных  законах и постановлениях Правительства  РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 АНАЛИЗ ПРАВОВОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В  РОССИИ 

2.1 Тенденции развития  инновационной деятельности  в РФ 

      На протяжении нескольких лет  в области инновационной деятельности  действовали негативные тенденции,  наметившиеся еще с начала 1990-х годов. За период реформ значительно сократилось реальное государственное финансирование науки. Это привело к глубокому кризису науки и инновационной деятельности.

      В настоящее время ситуация  немного другая. Внутренние затраты  на исследования и разработки, выраженные в фактически действовавших ценах, в 2000-2007 гг. возросли с 76697,1 млн. руб до 371080,3 млн. руб. В таблице 1 приведены данные о внутренних затратах на исследования и разработки, из которых видно, что расходы к ВВП повысились с 0,74% в 1992 г. до 1,12% в 2007 г. 

Таблица 1 - Внутренние затраты на исследования и разработки  

  1992  1995  2000  2003  2004  2005  2006  2007
Внутренние  затраты на исследования и разработки:                
   млн. руб. (до 2000 г. - млрд. руб.)                 
      в фактически действовавших

ценах

140,6  12149,5  76697,1  169862,4  196039,9  230785,2  288805,2  371080,3
      в постоянных ценах 1989 г.   3,22  2,49  3,32  4,78  4,60  4,54  4,90  5,60
в процентах к валовому внутреннему продукту 0,74  0,85  1,05  1,28  1,15  1,07  1,07  1,12

Россия в цифрах - 2009 г.

Copyright © Федеральная  служба государственной статистики 

      Не смотря на это, по масштабу  финансирования науки положение  России на фоне стран входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОСЭР), выглядит  не лучшим образом. Россия находится в группе так называемых «средних» стран, по абсолютной величине затрат на науку.

      Что же касается финансирования  науки из средств федерального бюджета, как видно из таблицы 2, в целом в расходах федерального бюджета на науку наблюдается тенденция роста, но эта величина все еще далека от  4%  расходной части федерального бюджета, предусмотренным Законом «О науке и государственной научно-технической политике». 

Таблица 2 – Финансирование науки из средств  федерального бюджета  

  2000  2003  2004  2005  2006  2007
Расходы федерального бюджета на науку:            
млн. руб.  17396,4  41576,3  47478,1  76909,3  97363,2  132703,4
      в том числе:            
фундаментальные исследования  8219,3  21073,3  24850,3  32025,1  42773,4  54769,4
прикладные  научные исследования  9177,1  20503,0  22627,8  44884,2  54589,8  77934,0
в процентах             
   к расходам федерального бюджета  1,69  1,76  1,76  2,19  2,27  2,22
к валовому внутреннему продукту  0,24  0,31  0,28  0,36  0,36  0,40

Россия в цифрах - 2009 г.

Copyright © Федеральная  служба государственной статистик 

      Теперь рассмотрим развитие кадрового потенциала российской науки. Низкий уровень оплаты труда в науке способствовало падению его престижа, что в свою очередь, несомненно, сказалось на численности персонала занятого исследованиями и разработками, таблица 3. Отсюда видно, что численность персонала сократилась практически вдвое. Существенно изменилась структура занятых по категориям, снизилась доля исследователей, теперь она составляет  меньше половины общей численности занятых исследованиями и разработками. Сократилось и число техников. 
 

Информация о работе Правовое обеспечение инновационной деятельности в РФ