Особенности малых инновационных предприятий в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 10:16, контрольная работа

Описание работы

В Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства относят коммерческие организации, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и других организаций не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает до 250 для средних и до 100 - для малых предприятий.

Работа содержит 1 файл

КР Инновационный менеджмент.docx

— 41.53 Кб (Скачать)

     11

стихийности. Кроме того, они играют объективно подчиненную роль в системе отношений  с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами.

     Худшие  внешние условия функционирования малого инновационного предпринимательства  проявляются в силу того, что ему  не доступен широкий обзор рынков факторов производства; предприятия  имеют незначительное число поставщиков, а, следовательно, высокую зависимость  от источников сырья; малые объемы закупок  оборачиваются более высокими ценами в силу отсутствия различного рода скидок; небольшие объемы производства приводят к относительно высоким  накладным расходам на транспортировку, хранение и т.д.; отсутствие органов  контроля качества сырья и готовой  продукции также ослабляет рыночные позиции малых предприятий.

     Проблемы  сбыта для малых наукоемких компаний связаны с чрезмерной зависимостью от клиентов и спроса на инновационную  продукцию, отсутствием возможностей для проведения активной маркетинговой  политики, высокими издержками на рекламу, а также недостатком аналитической  информации о состоянии и перспективах рынка, политических и экономических  условиях в различных странах  в случае экспортно-импортной деятельности.

     Кроме негативных факторов внешней среды  на возрастание неопределенности и  степени рисков деятельности малых  инновационных предприятий влияют и характеристики, определяемые внутренней средой их функционирования. Это условия  финансирования, технологического трансфера и стратегического планирования, проблемы управления, организационной структуры и кадрового обеспечения, особенности маркетинговой и коммуникативной политики.

     Для повышения устойчивости МИП на рынке  могут быть использованы тактические  приемы, широко распространенные в  теории риск-менеджмента: страхование, самострахование, локализация рисков, диссипация, диверсификация деятельности и пр.

     За  счет взаимодействия с государством МИП получают организационную, техническую, юридическую, финансовую, маркетинговую  поддержку, что приводит к снижению уровня неопределенности их деятельности и повышению конкурентоспособности. Сотрудничество субъектов малого инновационного предпринимательства с крупными компаниями и научными организациями приводит к ограничению концентрации риска и его распределению между всеми участниками проекта,  

     12 

а также позволяет  всем участникам проекта не только повысить эффективность производства, но и достичь существенных конкурентных преимуществ.

     Условия развития малых инновационных предприятий  определяются эффективностью системы  государственного регулирования и  уровнем развития рыночных отношений, а также комплексным воздействием инструментов государственной поддержки  малого предпринимательства и механизмов рынка.

     Функционирование МИП зависит от созданных государством условий, которые направлены на поддержание среды, благоприятно влияющей на деятельность инновационных предприятий, и предполагает наличие действенной нормативно-правовой базы, инновационной инфраструктуры, организационной, информационной и финансовой поддержки, а также гибкой денежно-кредитной и налоговой политики, что включает в себя следующие направления: 

     - законодательное обеспечение инновационной деятельности малого предпринимательства, которое должно быть основано на разработанных нормативно-правовых актах и государственных программах поддержки МИП;

     - создание эффективной инновационной инфраструктуры. Она предполагает наличие и высокую активность таких специальных институтов, как венчурные фонды, деятельность которых, как свидетельствует западный опыт, в существенной мере зависит от размеров государственного прямого финансирования, условий кредитования венчурных капиталистов, регламентации круга инвесторов, наличия для них налоговых льгот, особенностей регулирования рынка ценных бумаг и пр;

     - преодоление информационной асимметрии между МИП и потенциальными инвесторами;

     - формирование сетей бизнес-ангелов, содействуют кооперации между инвесторами и предпринимателями, поддерживают формирование бюро кредитных историй, предоставляют малым предприятиям консультационные услуги по подготовке бизнес-планов и финансовых проектов, обеспечивают выход МИП на международный уровень; 

     13

     - ориентирование денежно-кредитной   политики государства на движение финансовых ресурсов в пользу МИП и на рост капитализации инновационных предприятий; 

     - налоговая политика государства, ориентированная на снижение налогового бремени предприятий с целью повышения скорости обновления их основных фондов, роста затрат на НИОКР, внедрения в производство новых продуктов и технологий, а также содействия коммерциализации знаний;

     - содействие в проведении выставок и ярмарок инновационной продукции, организации рекламы и поиске партнеров за рубежом;

     - совершенствование инновационно-технологической инфраструктуры;

     - формирование условий по повышению конкурентоспособности отечественной продукции на международных рынках.

     Данные  направления государственной поддержки  малых инновационных предприятий  промышленности России позволят повысить экспортный потенциал этих субъектов  хозяйствования и обеспечить высокую  эффективность их внешнеэкономической  деятельности

     Таким образом, государству необходимо  разрабатывать механизм поддержки инновационной деятельности малых предприятий и, тем самым, формировать рамочные условия для развития МИП. Государство и рынок должны содействовать расширению деятельности инновационного сектора экономики, обеспечить проведение эффективной национальной промышленной политики, стимулировать инновационную активность малых производственных предприятий, что, в свою очередь, будет способствовать инновационному прогрессу общества в целом. 
 
 
 
 
 

14 

Список  использованной литературы

1. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления. Российский экономический журнал", 2007

2. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство М. ИНФРА-М, 1998

3. Медынский В., Шаршукова Л. Инновационное предпринимательство:  Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1997;

4. Мягков П., Фесенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна.

5. Оноприенко  В.И. Малые предприятия: Опыт, проблемы. М.: Профиздат, 1991

6. Певзнер  А.Г. Новое о малых предприятиях. М.: АО "Факт", выпуск 2, 1990

7. Серегин А.С. «Эффективность малого бизнеса». М.: Экономика, 1990

8. Фатхутдинов Р. Инновационный менеджмент. чебник, 4-е изд. – СПб.: Питер, 2003.- 400 с.

9. Шахмалов Ф. Малое предпринимательство в системе рыночных реформ: проблемы роста или выживания. Ж. "Вопросы экономики", 1993

10. Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка. Ж. "Деньги и кредит", 1992, N 1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15

Информация о работе Особенности малых инновационных предприятий в рыночной экономике