Особенности малых инновационных предприятий в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 10:16, контрольная работа

Описание работы

В Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства относят коммерческие организации, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и других организаций не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает до 250 для средних и до 100 - для малых предприятий.

Работа содержит 1 файл

КР Инновационный менеджмент.docx

— 41.53 Кб (Скачать)
 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия» 
 
 

Кафедра Менеджмента и государственного и муниципального управления 

                      Контрольная работа по дисциплине

                        «Инновационный менеджмент»

                      На тему: Особенности  малых инновационных 

                                      предприятий в рыночной экономике. 
 

                                                        Выполнил: студент Хребто К.Н.

                                                    Факультета экономики, управления и права

                                                    5 курса

                                                        Специальности: Менеджмент организации

                                                        Проверил:  доцент - Соколова Г.В. 
 
 

          Биробиджан 2011  

     В Российской Федерации к субъектам  малого и среднего предпринимательства  относят коммерческие организации, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и других организаций не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает до 250 для средних и до 100 - для малых предприятий.

     Для более полного описания сущности малого предпринимательства количественные показатели дополняют качественными, которые учитывают его положение на рынке, цели производства, особенности управления и организации хозяйственной деятельности, способы финансирования и др.

     Однако  имеющиеся в научной литературе определения не обладают достаточной  полнотой. Они, как правило, не отражают высокую инновационную активность малых фирм (предприятий), определяющую их конкурентные преимущества и влияющую на конкурентоспособность национальной экономики в целом, а также  возможные способы снижения рисков и повышения устойчивости на рынке.

     Поэтому в контрольной работе предложено рассматривать малые предприятия  как особые формы хозяйствования, которые характеризуются высоким  инновационным потенциалом, осуществляют деятельность в условиях существенного  риска и стремятся в целях  повышения конкурентоспособности  и устойчивости функционирования вступать в интеграционное взаимодействие с  различными институтами рынка.  

  1. Отличительные признаки малого инновационного предприятия.

     Сущность  малого предпринимательства неоднозначна. Она основана на сочетании количественных и качественных признаков, которые  отличаются большим многообразием: численность занятых, величина капитала, размер годового оборота, немонополистическое  положение на рынке, роль собственника в управлении, правовой статус, форма  собственности, стадии роста предприятия, характер взаимоотношений с крупными производственными структурами  и т.д.

     В международной статистике основными  количественными критериями, определяющими  размер предприятия, являются: численность  работающих, размер уставного капитала, величина годового оборота и балансовая стоимость активов.

     2

     Количественные  критерии определения малого предпринимательства  обычно применяются в статистической отчетности и экономическом анализе. Такие критерии, как годовой оборот, численность работающих, стоимость  активов, как правило, доступны для  исследователей и для государственных  органов, а также удобны в использовании. Однако они не могут быть достаточными, т.к. не позволяют анализировать  экономическую и социальную специфику малых форм хозяйствования. Количественные показатели характеризуют деятельность малых предприятий односторонне, не раскрывают особенностей этого сектора экономики, не учитывают такие факторы, как роль и место в рыночном хозяйстве, характер труда, особенности производства и управления.

     Для более полного описания сущности малого предпринимательства количественные показатели дополняют качественными, которые учитывают его положение на рынке, цели производства, особенности управления и организации хозяйственной деятельности, способы финансирования и др. При этом рассматриваются:          

 
          Оперативный режим менеджмента МИП, указывающий возможность

 существования,  развития МИП, главным образом с благоприятной внешней обстановкой, существенно повышает адаптационный потенциал малого бизнеса в переходной экономике управленческой структуры, привлечения специалистов. Упрощенный менеджмент создает МИП определенное преимущество, проявляющееся в гибком, быстром приспособлении к меняющимся требованиям и условиям, что особенно важно в неустойчивой, переходной ситуации.

     
    Выделение управленческих функций происходит на МИП за счет

персонификации  их в узком кругу лиц и начинается с учетно-бухгалтерской. Это объясняется запутанностью, усложненностью официальной бухгалтерии, необходимостью зачастую вести вторую, неофициальную. Показательно, что у предпринимателей - индивидуалов, платящих невысокие налоги, имеющих упрощенную форму отчетности, нет жалоб на сложность бухгалтерской работы и желания, объединившись, нанять профессионального бухгалтера. 
 
          Простота организационной структуры, личное участие и

заинтересованность  руководителя во всех делах МИП - одни из наиболее ярких отличий российского МП от крупного. Руководитель может и вынужден принять на себя решение большинства проблем. Ведь рынки локальны, номенклатура мала, объем производства невелик, число партнеров ограничено, небольшой штат сотрудников позволяет всех держать в поле зрения.  
 

3

     В экономической теории малые инновационные предприятия (МИП) определяются с позиции простой организационной структуры, высокой предпринимательской активности и эффективности, гибкости и мобильности, единства права собственности и управления, хозяйственной независимости и возможности воздействия на локальный рынок.

     Однако  имеющиеся в научной литературе определения не обладают достаточной  полнотой. Они, как правило, не отражают высокую инновационную активность малых предприятий, определяющую их конкурентные преимущества и влияющую на конкурентоспособность национальной экономики в целом, а также  возможные способы снижения рисков и повышения устойчивости на рынке.

     Поэтому мы будем рассматривать малые фирмы (малые предприятия) как особые формы хозяйствования, которые характеризуются высоким инновационным потенциалом, осуществляют деятельность в условиях существенного риска и стремятся в целях повышения конкурентоспособности и устойчивости функционирования вступать в интеграционное взаимодействие с различными институтами рынка.

     Учитывая, что в России под инновационно-активной понимается такая организация, которая в течение последних трех лет имела завершенные инновации, Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 № 156 а также действует количественный принцип отнесения предприятий к малому предпринимательству, можно сформулировать следующее определение МИП: малое инновационное предприятие по количественным признакам относится к субъектам малого предпринимательства, занимается инновационной деятельностью и в течение отчетного периода имеет новые или значительно усовершенствованные продукты (услуги, производственные процессы), внедренные на рынке.

     Для получения государственной поддержки  необходимо предусмотреть жесткую  регламентацию деятельности малых  инновационных предприятий. Например, затраты на НИОКР не должны быть менее 10% в год от общей величины расходов предприятия, а доля отгруженной  инновационной продукции не должна быть ниже 30% от общего объема реализации.Главным преимуществом МП в условиях современного рынка является намного более гибкая, чем у крупных предприятий (далее – КП) реакция на быстро меняющийся спрос: умение "уловить" возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей.  

     4 

     Эта маневренность вытекает из краткого упоминания особенностей МП: оно не связано обширной производственной программой, разработанной на перспективу; не обременено многочисленным персоналом, требующим сложных навыков менеджмента.; не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного капитала; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая "ниша", и манипулировать ценами на свою продукцию; перед ними вряд ли встанет проблема организованного противодействия наемных работников, отстаивающих с помощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработной платы.

     
    Кроме того, малое производство, как  правило, более экономично. У 

МП, по сравнению с КП, короче период капитального строительства, для их создания нужен  относительно меньший стартовый  капитал. Оборачиваемость средств  у них в 2-2,5 раза выше, что обеспечивает довольно высокую норму прибыли. Эти предприятия обычно лучше  используют свой капитал, оборудование и производственные площади, не держат крупных запасов. Они успешнее экономят на административно-управленческих расходах благодаря простоте и гибкости процедуры  менеджмента.

     
    Преимущества маневренности и  экономичности становятся особенно

важными, когда предприятие достигает высокого уровня специализации. Наиболее жизнеспособные МП, как правило, узко специализированы и именно в таком качестве полноправно участвуют в производственном процессе как его неотъемлемый компонент, в существовании которого крайне заинтересован крупный бизнес. МИП являются лидерами в зарождающихся отраслях экономики, они открывают новые сегменты рынка и способствуют развитию уже сложившихся рыночных структур. Они осваивают и внедряют новые технологии, повышают наукоемкость и конкурентоспособность производства и, тем самым, способствуют формированию новых технологических укладов.

     Малые инновационные предприятия, создавая потенциал для изменения диспропорций в организации производства, способствуют специализации национальных инновационных  систем, формированию рыночного спроса на новые технологии, материалы, продукты и взаимной увязке направлений развития науки и промышленности. Тем самым, малое инновационное предпринимательство  придает импульс науке для  изменения приоритетов в области  прикладных исследований и разработок. С другой стороны, - оно стимулирует процесс производства и доводит до коммерческого результата деятельность научных организаций.

     5

     Активно используя интернет-технологии, МИП внедряют новую культуру бизнеса, формируют индивидуальный спрос на новые модели и модификации уже существующих товаров. Малые инновационные предприятия имеют большие возможности в короткие сроки освоить выпуск мелкосерийной, уникальной продукции, наладить производство новых изделий на современной технической основе, с меньшими затратами его перепрофилировать или изменить технологию. Существенна их роль в предоставлении дополнительных услуг по консультированию, наладке и вводу в эксплуатацию новой техники.

     Малые предприятия являются своего рода полигонами для крупных компаний. Они активно  участвуют в реализации первых этапов инновационного процесса, являющихся наиболее рисковыми, и подготавливают почву для промышленного освоения инноваций большим бизнесом.

     Малое инновационное предпринимательство  вносит существенный вклад в решение  проблемы занятости, создавая наибольшую долю новых рабочих мест специалистов высокой квалификации. Например, в 2000 году 746.000 малых инновационных предприятий европейских стран обеспечивали занятость приблизительно 5 млн. человек, что составляло чуть менее половины всех занятых в отраслях высоких технологий.

Информация о работе Особенности малых инновационных предприятий в рыночной экономике