Основные направления стратегии развития инновационного потенциала РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка теоретических и прикладныхаспектовсовершенствованияуправленияинновационнойдеятельностью предприятия на основе системы показателей оценки его инновационного потенциала.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия инновации и инновационная деятельность предприятия, принципы ее функционирования.
2. Исследовать подходы к определению инновационного потенциала предприятия, уточнить его содержание и структуру.
3. Провести сравнительный анализ существующих методических подходов к оценке инновационного потенциала предприятия.
4. Рассмотреть современное состояние инновационной деятельности предприятий.
5. Проанализировать существующую практику управления инновационной деятельностью исследуемого предприятия.
6. Разработать систему показателей для оценки инновационного потенциала промышленного предприятия.
7. Провести оценку инновационного потенциала объекта исследования, а также сформулировать основные направления совершенствования системы управления инновационной деятельностью рассматриваемого предприятия.

Содержание

Введение
1. Теоретические и методические основы инновационного потенциала
1.1 Инновация: теоретический анализ понятия
1.2 Понятие, структура и функции инновационного потенциала
2. Содержание и направление инновационной политики РФ.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

иннов1.docx

— 49.01 Кб (Скачать)

     Инновационная политика в отношении этих групп  отраслей отличается по характеру, масштабам, объему ресурсов и т.д. В этой связи  к основным направлениям государственной  инновационной политики можно отнести:

         разработку и совершенствование  нормативно-правового обеспечения  инновационной деятельности, механизмов  ее стимулирования;

         создание системы поддержки инновационной  деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности  и экспорта наукоемкой продукции;

         развитие инфраструктуры инновационного  процесса, включая систему информационного  обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему,  систему сертификации и продвижения  разработок и т.д.;

         развитие малого инновационного  предпринимательства путем формирования  благоприятных условий для функционирования  малых организаций и оказания  им государственной поддержки  на начальном этапе деятельности;

         совершенствование конкурсной системы  отбора инновационных проектов  и программ. Реализация в отраслях  экономики относительно небольших  и быстро окупаемых инновационных  проектов с участием частных  инвесторов и при поддержке  государства позволит поддержать  наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;

         реализацию приоритетных направлений,  способных преобразовывать соответствующие  отрасли экономики страны и  ее регионов;

         использование технологий двойного  назначения, которые применяются  как для производства военной  техники, так и для продукции  гражданского назначения.

     Государственная инновационная политика в базовых  отраслях направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических  достижений мирового уровня, воспроизводство  природных ресурсов. Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях.

     Каковы  методы реализации инновационной  политики государства?

     Для реализации инновационной политики правительством разработаны конкретные методы, целью которых является обеспечение  эффективного внедрения инновационной  программы.

     Главными  методами реализации инновационной  политики являются:

         формирование законодательных условий  для позитивных изменений в  инновационной сфере, т.е. в  законодательстве должна предусматриваться  разработка соответствующих правовых  актов;

         государственная поддержка и  стимулирование инвесторов, вкладывающих  средства в наукоемкое, высокотехнологичное  производство, а также организаций  (в период освоения ими инноваций)  за счет введения определенных  налоговых льгот, государственных  гарантий и кредитов;

         совершенствование налоговой системы  с целью создания выгодных  условий для ведения инновационной  деятельности;

         создание условий для формирования  совместных предприятий по выпуску  отечественной продукции и реализации  ее на внешнем рынке, обеспечение  рекламы отечественных инноваций  за рубежом, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам;

         обеспечение в зарубежных кредитных  линиях квот для развития инновационной  инфраструктуры, закупки оборудования  в целях реализации инновационных  проектов под гарантии государства  и лицензий на технологии и  ноу-хау для освоения производства  новейшей продукции;

         консолидация усилий органов  государственной власти и частных  инвесторов, направленных на организацию  взаимодействия со странами-членами  ЕС, СНГ, другими государствами;

         развитие лизинга наукоемкого  уникального оборудования;

         участие инновационно-активных организаций  в международных конкурсах; выделение  государственных инвестиций для  реализации инновационных проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для  частных инвесторов.

     Малые предприятия как  фактор инновационной  политики?

     Весомое значение наряду с крупными фирмами, консорциумами и объединениями  имеют малые организации. В развитых странах они обеспечивают примерно половину всех нововведений. По данным Национального научного фонда США, количество нововведений в малых  фирмах на единицу затрат, как правило, больше, чем в средних и крупных  фирмах. Кроме того, малые фирмы  почти на треть опережают крупные  в скорости освоения новшеств.

     На  конец 90-х в России насчитывалось  около 900 тыс. малых организаций с  числом занятых около 7 млн. человек. Удельный вес малых организаций, осуществляющих инновационную деятельность, составляет около 6%. Тем не менее, малые  инновационные организации —  это уже не только объективная  реальность, но и важный фактор государственной  инновационной политики.

     Поэтому наряду с активизацией инновационной  деятельности в крупных организациях появилась необходимость создать  условия для привлечения к этому процессу субъектов малого предпринимательства, в том числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм. Кроме того, учитывая сокращение научно-исследовательских организаций, правительство считает необходимым создание фонда имущества инноваций для предоставления малым организациям, занимающимся инновационной деятельностью, высвобождающихся производственных площадей и оборудования на льготных условиях.

     Таким образом, инновационная политика государства  учитывает возможности и интересы всех субъектов инновационной деятельности, как крупных, так и малых, что  способствует переустройству и подъему  экономики России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Обобщая весь материал, изложенный в курсовой работе, необходимо сделать акцент на проблеме совершенствования инновационного потенциала предприятия Санкт-Петербургская дирекция по обслуживанию пассажиров.

     При оценке инновационной деятельности предприятия наряду с достигнутым  уровнем необходимо принимать во внимание перспективный, прогнозируемый организационно-технический уровень. Если оценка прогрессивности уровня станет одним из основных показателей  при проведении итогов деятельности предприятия и мотивации работников, то это будет действенным стимулом ускорения научно-технического прогресса.

     При анализе имеющей ситуации на сегодняшний  день, видно, что все группы показателей  оценки организационно-технического уровня и профессиональных и личностно-деловых  качеств персонала не достигнуты наивысшего показателя, равного единице.

     Однако  при данном исследовании можно увидеть, что на предприятии имеются определенные возможности на решения всех имеющихся  проблем. Но также необходимо привлечь и дополнительные инвестиции в организацию  деятельности предприятия для достижения более высоких результатов функционирования.

     Потому  анализ оценки инновационного потенциала предприятия очень важен для  выявления слабых позиций в организации  производства, управления, труда персонала, что дает возможность ликвидировать  все минусы, имеющиеся на предприятии, повышая уровень всех групп показателей  приведенной оценки потенциала.

     Для каждого предприятия, организации  или фирмы необходимо проводить  периодически приведенную в курсовой работе оценку инновационного потенциала, предоставляющую огромные возможности  анализа работы предприятия в  целом.

     На  ее основе строится система совершенствования  всех рассмотренных показателей: фондоотдача, фондовооруженность, обновление, износ, выбытие ОПФ, организация рабочих мест, условия труда, дисциплина труда, механизация труда, ритмичность продажи товаров, экономичность аппарата управления.

     Поэтому приведенный комплексный анализ, основанный на научно-техническом и  конъюнктурном прогнозах, определяет в конечном счет техническую политику и перспективу хозяйственной  деятельности предприятия.

     В заключении, обобщая весь материал курсовой работы и результаты оценки и исследования инновационного потенциала Санкт-Петербургской дирекции по обслуживанию пассажиров можно сформулированы основные выводы:

  1. В результате проведенного исследования рассмотрено понятие инновационной деятельности и основные требования, предъявляемые к системе управления инновационной деятельностью на предприятии. Выяснено, что интенсивность инновационной деятельности находится в прямой зависимости от имеющегося у предприятия инновационного потенциала.
  2. Проанализированы условия для активизации инновационной деятельности Санкт-Петербургской дирекции по обслуживанию пассажиров, рассмотрены проблемы системы управления инновационной деятельностью. Проведенное исследование показало отсутствие на предприятии эффективных методов и форм управления инновационными ресурсами в стратегических целях развития.
  3. Разработана система показателей для оценки инновационного потенциала предприятия, на основе которой проведена оценка состояния инновационного потенциала.

     4. Приведены рекомендации по развитию инновационногопотенциала рассматриваемой группы, сформулированы основные принципыпостроенияэффективнойсистемыуправленияинновационной деятельностью.

 

      Список литературы 

1)Балабанов,  И.Т. Основы финансового менеджмента:  Учебное пособие / И.Т. Балабанов  - Новосибирск, 2004.

2)Беляева,  Е.С. Совершенствование управления  инновационной деятельностью промышленного  предприятия на основе оценки  инновационного потенциала / Е.С.  Беляева - Рубцовск: РИИ, 2003.

3)Ильенкова,  С.Д. Инновационный менеджмент: Учебник  для вузов / С.Д. Ильенкова-М.: Банки  и биржи: ЮНИТИД, 1999.

4)Иванов, И. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / И.А. Иванов - М.: БАРО-ПРЕСС, 2001.

5)Крылов, Э.И. Анализ эффективности, инвестиционной  и инновационной деятельности  предприятия: Учебное пособие  / Э.И. Крылов -М.: Финансы и статистика, 2003.

6)Морозов,  Ю.П. Инновационный менеджмент. Учебное  пособие / ЮЛ. Морозов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

7)Тодоссийчук, А.В. Основы управления инновационной деятельностью в организации: Учебное пособие / А.В. Тодоссийчук -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

8)Шленова, Ю.В. Управление инновациями. Учеб. пособие для вузов / Под ред. Ю.В. Шленова. - М.: Высшая школа, 2003.

9)Фатхутдинов, Р.А Инновационный менеджмент. Учебник / Р.А. Фатхутдинов - М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 1999.

Информация о работе Основные направления стратегии развития инновационного потенциала РФ