Основные направления стратегии развития инновационного потенциала РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка теоретических и прикладныхаспектовсовершенствованияуправленияинновационнойдеятельностью предприятия на основе системы показателей оценки его инновационного потенциала.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия инновации и инновационная деятельность предприятия, принципы ее функционирования.
2. Исследовать подходы к определению инновационного потенциала предприятия, уточнить его содержание и структуру.
3. Провести сравнительный анализ существующих методических подходов к оценке инновационного потенциала предприятия.
4. Рассмотреть современное состояние инновационной деятельности предприятий.
5. Проанализировать существующую практику управления инновационной деятельностью исследуемого предприятия.
6. Разработать систему показателей для оценки инновационного потенциала промышленного предприятия.
7. Провести оценку инновационного потенциала объекта исследования, а также сформулировать основные направления совершенствования системы управления инновационной деятельностью рассматриваемого предприятия.

Содержание

Введение
1. Теоретические и методические основы инновационного потенциала
1.1 Инновация: теоретический анализ понятия
1.2 Понятие, структура и функции инновационного потенциала
2. Содержание и направление инновационной политики РФ.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

иннов1.docx

— 49.01 Кб (Скачать)

     Многозначность  определения категории «инновационный потенциал», связанная с рассмотрением  ее отдельных сторон, выступающих  в качестве предмета исследования в  различных работах, послужила основанием для проведения критического анализа  основных теоретических положений  в области инновационного потенциала и обоснования его сущностных, структурно-логических и целевых  характеристик в соответствии с  целями и задачами исследования.

     Определением  инновационного потенциала, наиболее полно отражающим его суть и максимально  соответствующим целям данного  исследования, мы считаем следующую  формулировку. Инновационный потенциал - это возможность системы создавать, совершенствовать, использовать нововведения в условиях имеющегося ресурсного обеспечения  и экономические отношения внутри системы как способность к  осуществлению инновационной деятельности.

     Рассмотрение  инновационного потенциала предприятия  с позиций системного подхода, а  не просто как набора ресурсов, позволяет  глубже понять это сложное явление  и выявить главную его особенность, которая проявляется в синергетическом  эффекте, обусловленном внутренними  взаимодействиями элементов системы.

     Основу  инновационного потенциала предприятия, образуют финансовая, кадровая, материально-техническая, организационно-управленческая, информационная, а также рыночная составляющие (табл. 2).

     Главным условием современного развития является не просто созданиеиувеличениепотенциалакактакового,аиспользование

     имеющегося  потенциала и обеспечение его  роста в тех направлениях, которые  могут обеспечить реальную социально-экономическую  отдачу. В связи с этим, в рамках исследования наиболее актуальным представляется вопрос оценки инновационного потенциала на промышленном предприятии.

     Сущность  оценки инновационного потенциала заключается  в создании предпосылок и условий  эффективного управления инновационной  деятельностью. Одним из условий эффективного управления является создание адекватной управляемому объекту информационно-аналитической базы и механизма ее функционирования, а также рекомендаций по принятию управленческих решений по развитию и воспроизводству инновационного потенциала.

     Таблица 2

     Составляющие  инновационного потенциала промышленного  предприятия

Составляющая Содержание
Финансовая Инвестиции  в НИОКР, нематериальные активы, источники  финансирования, финансовая устойчивость и платежеспособность
Кадровая Состав работающих, доля работающих в интеллектуальной сфере (программисты, исследователи, конструкторы, технологи и др.) в общей численности  работающих
Материально-техническая Современные инновационные  и информационные технологии, компьютерные системы, прогрессивное оборудование, материалы, лабораторное и офисное  оборудование
Информационная Совокупность  различных видов научнойинформации  и информациипоинновациямиинновационной деятельности, научно-техническая литература, литература попатентам,изобретениям,новымнаукоемким  технологиям,системам иоборудованию,компьютерные системы, научно-техническая документация в виде отчетов, регламентов,другаяпроектно-конструкторская  документация, информация о конкурентах
Организационно-управленческая Организационная структура, технология процессов по всем функциям и проектам, организационная  культура. Современные формы организации  и управления инновационной деятельностью
Рыночная Оценивает уровень  конкурентоспособности, наличие спроса, необходимые маркетинговые мероприятия
 

     Целью оценки инновационного потенциала является возможностьопределениянаправленийинновационногоразвития,обеспечивающихвозможности перехода предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции, существенно повысив свою устойчивость и гибкость по отношению к переменам во внешней среде.

     Оценка  показателей инновационного потенциала предприятия позволяет:

  • адекватно оценить состояние и готовность предприятия к инновационным преобразованиям;
  • проанализировать и спрогнозировать тенденции развития, выявить основные преимущества и «слабые» места;
  • подготовить рекомендации по формированию инновационной стратегии предприятия и механизмам ее реализации, которая позволит укрепить позиции на рынке;
  • создать и развивать информационные потоки для принятия эффективных управленческих решений.

     Аналитический обзор имеющихся методик показал, что существует явно недостаточное  количество разработок для анализа  и оценки непосредственно инновационного потенциала предприятия, кроме того, в рассмотренных методиках, как  правило, предпочтение отдается балльным, преимущественно экспертным оценкам  каждого из учитываемых факторов.

     Оценку  каждой составляющей потенциала получают в результате опросов, проведенных  среди экспертов. Но, как показывает практика, экспертные оценки являются в значительной мере субъективными, кроме того, подобные методики не обладают свойством воспроизводимости, т.е. затруднены для использования внутренними  пользователями.

     Применение  большинства методических подходов, с одной стороны, требует весьма дорогостоящих экспертных процедур, а с другой стороны, не дает возможности  убедиться в адекватности полученных результатов и математически  оценить их достоверность. Более  рационально применять относительные  показатели, расчет которых легко  произвести по доступному как для внутренних, так и для внешних аналитиков кругу параметров.

     Определение состава оценочных показателей  является важной проблемой методического  обеспечения оценки инновационного потенциала предприятия.

     Объективность оценки величины инновационного потенциала предприятия может быть обеспечена лишь при правильном выборе системы  показателей, позволяющих в комплексе  характеризовать потенциал по различным  признакам.

     Перечень  таких показателей должен гарантировать  необходимую и достаточную информацию о состоянии инновационного потенциала предприятия и отдельных его  элементов с целью принятия своевременных  и объективных решений по поводу дальнейшего развития составляющих потенциала и совершенствования  их структуры. Наиболее эффективным  способом сбора информации является систематическое рассмотрение всех сфер деятельности предприятия (производство, финансы, НИОКР, маркетинг и др.). Источником количественных показателей  является внутренняя документация предприятия.

     С учетом вышеизложенного, необходимо систематизировать  показатели инновационного потенциала в соответствии с составляющими, характеризующими его важнейшие  стороны. Такая система показателей  должна соответствовать требованию универсальности и простоты ее использования, но в то же время давать объективную  информацию, адекватную исследуемому объекту. 

     2. Содержание и направление  инновационной политики  РФ.

     Инновационная политика государства представляет собой совокупность методов воздействия  государства на производство с целью  выпуска новых видов продукции  и технологии, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров. 

     Какова  инновационная активность предприятий в  настоящее время?

     В настоящее время инновационная  деятельность в России переживает трудные  времена. Это связано с тем, что  до начала реформ крупномасштабные инновации  осуществлялись государством. Поэтому  специфика сложившейся на сегодняшний  день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные  кадры, но в то же время в связи  с общим экономическим упадком  существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.

     Основные  трудности в реализации инновационного потенциала связаны как с ограниченностью  бюджетного и внебюджетного финансирования, в т.ч. заемных и привлеченных средств, так и с нехваткой  собственных средств у организаций, поскольку спад производства и постоянный дефицит денежных средств у организаций  не оставляют ресурсов для инновационной  деятельности. В связи с этим в  последние годы в стране резко  упала инновационная активность промышленных предприятий и в  ближайшее время не прогнозируется ее существенного роста.

     Однако  дефицит средств является не единственным фактором спада инновационной активности. Особого внимания и совершенствования  также требует инновационная  инфраструктура (страхование рисков, венчурные фонды и т.д.), т.е. все  то, без чего нельзя обеспечить рост инновационной активности.

     Все эти и многие другие проблемы призвана решать инновационная политика государства, главной задачей которой является обеспечение увеличения валового внутреннего  продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта  отечественных товаров.

     Что мы понимаем под инновационной  политикой государства?

     Инновационная политика государства разрабатывается  в виде концепции Правительством РФ и является важной частью государственной социально-экономической политики. Она определяет цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных проектов.

     Все мы знаем, что главной проблемой  в настоящее время в российской экономике является то, что значительный физический и моральный износ  производственных мощностей не позволяет  выдержать конкуренцию с западными  производителями даже на внутреннем рынке.

     Отсюда  и появляется необходимость в  разработке и реализации инновационной  политики государства, главная задача которой заключается в создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой  эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический  потенциал страны. Грамотно проводимая инновационная политика сама по себе является мощным инструментом, с помощью  которого государство в состоянии  преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и  насытить рынок разнообразной конкурентоспособной  продукцией. Для этого в рамках инновационной политики разрабатывается  инновационная программа (федеральная, региональная, отраслевая), которая  представляет собой комплекс инновационных  проектов и мероприятий, согласованный  по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению новых  видов продукции и технологий.

     В чем заключаются  цели и каковы направления  инновационной политики государства?

     Цели  и направления инновационной  политики государства определяются, прежде всего, характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим  потенциалом и уровнем конкурентоспособности  основной продукции. Все отрасли  народнохозяйственного комплекса  страны в зависимости от уровня конкурентоспособности  своей продукции можно разделить  на три группы.

     Первая  группа отраслей обладает большим конкурентоспособным  потенциалом и давно работает на мировом рынке. Это отрасли  топливно-энергетического комплекса, химическая и алюминиевая промышленность.

     Отрасли второй группы производят продукцию, близкую  к конкурентоспособной на мировом  рынке. Это оборонная промышленность, машиностроение и др.

     Отрасли третьей группы включают в себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность и др. Их продукция на мировом  рынке не котируется, поэтому они  ориентированы главным образом  на внутренний российский рынок.

Информация о работе Основные направления стратегии развития инновационного потенциала РФ