Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:59, курсовая работа
Целью данной работы является разработка теоретических и прикладныхаспектовсовершенствованияуправленияинновационнойдеятельностью предприятия на основе системы показателей оценки его инновационного потенциала.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия инновации и инновационная деятельность предприятия, принципы ее функционирования.
2. Исследовать подходы к определению инновационного потенциала предприятия, уточнить его содержание и структуру.
3. Провести сравнительный анализ существующих методических подходов к оценке инновационного потенциала предприятия.
4. Рассмотреть современное состояние инновационной деятельности предприятий.
5. Проанализировать существующую практику управления инновационной деятельностью исследуемого предприятия.
6. Разработать систему показателей для оценки инновационного потенциала промышленного предприятия.
7. Провести оценку инновационного потенциала объекта исследования, а также сформулировать основные направления совершенствования системы управления инновационной деятельностью рассматриваемого предприятия.
Введение
1. Теоретические и методические основы инновационного потенциала
1.1 Инновация: теоретический анализ понятия
1.2 Понятие, структура и функции инновационного потенциала
2. Содержание и направление инновационной политики РФ.
Заключение
Список литературы
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Инновационный менеджмент»
Тема:
Основные
направления стратегии
развития инновационного
потенциала РФ.
Оглавление
Введение
1. Теоретические
и методические основы
1.1 Инновация: теоретический анализ понятия
1.2 Понятие,
структура и функции
2. Содержание и направление инновационной политики РФ.
Заключение
Список литературы
Введение
В современном мире инновационная составляющая развития предприятий является основным источником роста. Мировая практика показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит от инноваций. Инновационность становится неотъемлемой чертой современного предприятия. В связи с этим возрастает важность и роль управления инновационной деятельностью, инновационным развитием российских предприятий.
Инновационный менеджмент, как процесс управления кардинальными изменениями в продуктах труда, средствах производства, сфере услуг и другой новаторской деятельности, является одним из основных направлений в развитии общественного производства.
Под
влиянием возрастающей внутренней и
внешней конкуренции инновации
становятся важнейшим элементом
менеджмента на предприятии, ориентированного
на стратегический успех. Новые продукты,
прогрессивные технологии, определяя
успех предпринимательской
Управление
инновационным потенциалом
Определение стратегии развития предприятия и текущее управление инновационной деятельностью тесно связаны с величиной и структурой инновационного потенциала предприятия, который является необходимым условием осуществления инноваций. Для адекватной оценки текущей ситуации и выбора перспективных направлений инновационного развития на предприятии необходимо проведение систематической оценки имеющегося инновационного потенциала. Это будет способствовать выявлению резервов повышения эффективности его использования, что, в свою очередь, даст возможность корректировать направления инновационного развития и прогнозировать вероятность и характер результатов инновационной деятельности. Немаловажным моментом является и тот факт, что в условиях сокращения бюджетного финансирования сферы науки и технологий государственная поддержка направлена, прежде всего, на предприятия с высокими инновационными возможностями. При этом возникает проблема отсутствия общепринятой методики оценки таких возможностей, свободной от субъективных суждений.
Возрастающая роль инновационной деятельности предъявляет новые требования к вопросам о выборе наиболее эффективных механизмов использования и оценки инновационного потенциала, управления инновационной деятельностью предприятия. В связи с этим все большее внимание отечественных и зарубежных ученых сосредотачивается на роли инновационного потенциала в развитии предприятия.
Все сказанное выше определяет актуальность проблемы: изучение сущности основных понятий, определение их места в данной области, а также проведение оценки состояния инновационной деятельности и потенциала предприятия.
Целью
данной работы является разработка теоретических
и
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования выступает предприятие Санкт-Петербургская дирекция по обслуживанию пассажиров.
Большое внимание уделено рассмотрению различных точек зрения и подходов к данной проблеме, для чего использованы учебные материалы и статьи по инновационному менеджменту и состоянию и проблем инновационного потенциала.
1. Теоретические
и методологические
основы оценки
инновационного потенциала
1.1
Инновация: теоретический
анализ понятия
В
настоящее время на повышение
эффективности и
Инновация произошло от английского слова "Innovation", дословный перевод которого означает "введение новшеств". Австрийский ученый И. Шумпетер еще в 1934 г. определил инновацию как «новые и улучшенные продукты и процессы, новые организационные формы, применение существующей технологии к новым областям, открытие новых рынков».
К. Фримен в 1988 г. включил в данное определение социальные нововведения в области технологической политики. В соответствии с международными стандартами, инновация определяется как «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам».
Ученые
и исследователи инновационной
сферы по-разному трактуют понятие
«инновация». Так, например, А.Б. Титов
определяет инновацию как «итоговый
результат создания и освоения (внедрения)
принципиально нового или модифицированного
средства (новшества), удовлетворяющий
конкретныеобщественныепотребно
Семенов С.А. считает, что инновация представляет собой «процесс целенаправленной разработки, внедрения, и использования субъектами экономико-социальных отношений идей, инициирующих потенциально полезные изменения в целях, организации, отношениях, способах действия и продукции основных компонентов рассматриваемой системы».
Принципиальное различие приведенных точек зрения демонстрирует отсутствие единства взглядов на определение данного термина. Это положение, с одной стороны, говорит о феноменальности и многогранности явления «инновация», необходимости его дальнейшего глубокого изучения, а с другой стороны, это неизбежно сказывается на существующей неопределенности в понятийном аппарате теории инноваций, и как следствие, возникновение определенных сложностей в практической деятельности.
Приведенные выше примеры не случайны. Анализ литературных источников, посвященных данным вопросам, выявил две наиболее распространенные позиции авторов на определение термина «инновация»:
1) инновация рассматривается как процесс введения новшеств;
2) инновация рассматривается как результат человеческой
деятельности в виде новых продуктов, технологий, методов и т.д.
Чтобы понять существующее различие во взглядах, необходимо проанализировать процессы и понятия, связанные с появлением и распространением инноваций.
Само слово «нововведение» в буквальном смысле означает «введение нового», т.е. использование новшества. Под новшеством понимается «новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление (открытие)». Новшество становится инновацией только в том случае, если в ходе его практического освоения имеет место процесс коммерциализации, т.е. появление на рынке новой (инновационной) продукции или услуги.
Следовательно,
сама по себе новая идея, отраженная
в схемах, чертежах-этоещенеинновация,
Таким
образом, авторы, определяющие «инновацию»
как, в общем случае, процесс создания
и распространения новшества, подчеркивают
то, что нововведение развивается
во времени и имеет отчетливо
выраженные этапы, при этом промежуточный
результат каждого этапа не является
инновацией. Такой подход отождествляет
понятия «инновация» и «
Наиболее
содержательное и полное определение
понятия «инновационный процесс», дается
А.Н. Фоломьевым и Э.А. Гейгером. По их
мнению, это «сложное динамичное образование,
связанное с совокупностью
Инновационный
процесс состоит из нескольких компонентов.
Первый компонент инновационного процесса
- инновации, то есть новые идеи, знания.
Это результат законченных
Вторым компонентом инновационного процесса является инновация как результат новации в практическую деятельность. Являясь конечным результатом творческого труда, получившим реализацию в виде новой продукции либо технологического процесса, инновация является товаром.
Третьим
компонентом инновационного процесса
является диффузия инноваций, под которой
подразумевается
Следовательно, инновационный процесс - это последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте, услуге или технологии и дальнейшее распространение инновации.
Информация о работе Основные направления стратегии развития инновационного потенциала РФ