Организация инновационных процессов на предприятии (на примере турфирмы "Вуаля")

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов инноваций, анализ инновационной деятельности в компании «Вуаля», а также разработка практических рекомендаций по применению инноваций.
Задачи исследования:
1)рассмотреть теоретические аспекты инноваций;
2)проанализировать инновационную деятельность компании «Вуаля»;
3)разработать практические рекомендации по применению инноваций в «Вуаля».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА 5
1.1 Понятие и классификация инноваций и инновационный процесс 5
1.2 Жизненный цикл и функции инноваций 11
1.3 Модели управления инновациями 12
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРФИРМЫ «ВУАЛЯ» 14
2.1 Инновационная деятельность в туризме 14
2.2 Характеристика турфирмы «Вуаля» 15
2.3 Особенности внедрения инноваций 17
3 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИННОВАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА 19
3.1 Практическое применение инноваций 19
3.2 Инновационная деятельность в турфирме «Вуаля» 20
3.3 Проблемы, существующие в инновационной политике и пути совершенствования инновационной политики на примере турфирмы «Вуаля» 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Работа содержит 1 файл

ИМ Курсовик готов.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В мировой литературе термин «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в  реальный, воплощающийся в новых  продуктах и технологиях. Актуальность данной темы заключается в том, что  разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для предприятий важное значение, как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами. Для успешного осуществления внедрения инноваций на предприятии необходима профессиональная система инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент – одно из направлений  стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности предприятия в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции; модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Объектом данного  исследования являются инновации, как  основополагающие факторы экономического роста, предметом – управление инновациями на предприятии туризма.

Целью данной работы является рассмотрение теоретических  аспектов инноваций, анализ инновационной  деятельности в компании «Вуаля», а  также разработка практических рекомендаций по применению инноваций.

Задачи исследования:

  1. рассмотреть теоретические аспекты инноваций;
  2. проанализировать инновационную деятельность компании «Вуаля»;
  3. разработать практические рекомендации по применению инноваций в «Вуаля».

Методологическая  основа – системный подход к рассмотрению применения инноваций. В процессе проведения и написания исследования использовался метод системного анализа теоретического материала.

Теоретическая основа исследования состоит в использовании  учебного пособия Новикова В.С. «Инновации в туризме» как опорного материала, в котором раскрывается понятие, классификация инноваций, а также проблемы  их  использования в туризме.

Практическая  значимость заключается в использовании  данной работы при подготовке к семинарским  занятиям, для выступления на конференциях, рассматривающих данную проблему, а также в работе турфирм.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ  СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА

 

1.1 Понятие  и классификация инноваций и  инновационный процесс

 

Под инновацией понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления[13].

Следует различать  понятия «инновация» и «нововведение». Новация (новшество) – новый или  обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности, предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования.

Новшество может  представлять собой новый метод, изобретение, новое явление. Новация  прежде всего характеризуется признаком  новизны, поэтому к новшествам можно  относить результаты творческой деятельности и то, что является новым для потребителя.

Инновация (нововведение) – новшество, ставшее предметом  процесса освоения, внедрения. Новшество  становится нововведением с момента  принятия его потребителем для дальнейшего  преобразования или использования. Инновацией к тому же может быть лишь новшество, обладающее признаком новизны для потребителя. Таким образом, новацию (новшество) следует считать инновацией (нововведением) лишь при соблюдении двух условий:

  1. новшество должно быть принято данным потребителем;
  2. новшество должно обладать признаком новизны для данного потребителя[11].

Понятие «инновации»  как экономической категории  ввел в научный оборот австрийский  экономист И. Шумпетер. Он впервые  рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

  1. использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  2. внедрение продукции с новыми свойствами;
  3. использование нового сырья;
  4. изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  5. появление новых рынков сбыта.

В соответствии с международными стандартами инновация  определяется как конечный результат  инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Девиз инновации  – «новое и иное» - характеризует  многоликость этого понятия. Так, инновация в сфере услуг - это новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях. Примерами здесь могут служить появление застежек типа «молния», шариковых авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохладительными напитками и многое другое[10].

Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков:

  1. по степени новизны:
  2. радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;
  3. улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;
  4. модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.
  5. по объекту применения:
  6. продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;
  7. технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;
  8. процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;
  9. комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.
  10. по масштабам применения:
  11. отраслевые;
  12. межотраслевые;
  13. региональные;
  14. в рамках предприятия (фирмы).
  15. по причинам возникновения:
  16. реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;
  17. стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
  18. по эффективности:
  19. экономическая;
  20. социальная;
  21. экологическая;
  22. интегральная[9].

Инновационный процесс – это совершенствование  сбалансированности различных сфер деятельности при контроле за рентабельностью работы каждого звена.

Сущность инновационного процесса проявляется в том, что он представляет собой целенаправленную цепь действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.

По Балабанову, инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса. К этим элементам относятся:

  1. инициация;
  2. маркетинг инновации;
  3. выпуск (производство) инновации;
  4. реализация инновации;
  5. продвижение инновации;
  6. оценка экономической эффективности инновации;
  7. диффузия инновации.

Началом инновационного процесса является инициация. Инициация (от лат. initiatio – совершение таинств) – это деятельность, состоящая  в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи.

Материализация  идеи означает превращение идеи в  вещи (товар), т.е. в имущество, новый  продукт, в документ имущественного права (лицензию на право использования ноу-хау, технологии) и в документ по технологической операции. Инициация не только является отправной точкой инновационного процесса, но и основой для дальнейшего нормального хода протекания самого инновационного процесса.

После обоснования нового продукта (операции) проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации. В ходе маркетинговых исследований изучается спрос на новый продукт или операцию, определяется количество или объем их выпуска, если они лимитируются, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации, как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, т.е. появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.

Продвижение инновации  представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (передача информации, реклама, организация процесса торговли и др.).

Результаты  реализации инновации и затраты  на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации. Инновационный процесс заканчивается диффузией инновации.

Диффузия (лат. diffusio – распространение, растекание) инновации представляет собой распространение  однажды освоенной инновации в новых регионах. Диффузия может быть связана с изменением характеристики финансовой инновации и условий ее продвижения (изменение размера процентной ставки банком, сроков депозитного вклада и др.), с захватом новых рынков сбыта.

Необходимым условием экономического роста и повышения качества жизни любой страны является инновационная активность. В свою очередь она зависит от экономического и научно-технического потенциала государства, его инновационной политики и ресурсов, духовного состояния общества. На уровне предприятия (компании) инновационная активность зависит от выбора стратегии и качества управления деятельностью, гибкости производственных систем и использования ресурсов.

Инновационная активность проявляется через инновационные процессы - целенаправленную деятельность по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, технологических и организационно-управленческих новшеств.

Характерной чертой инновационных процессов является их нелинейность в отличие от производства и логистики. Линейность предполагает однократное использование знаний, а инновационные процессы - перманентное, т.е. параллельность новаторской деятельности в отношении продукции, организации и управления - многообразие областей нововведений.

Инновационные процессы поддерживаются институциональными и структурными факторами, связанными с перераспределением ресурсов в соответствии с критериями сложившейся структуры общественных потребностей и наиболее полного удовлетворения текущего и перспективного платежеспособного спроса.

Правительство Российской Федерации (Постановление  от 24 июля 1998 г. № 832) определило, что  инновационный процесс включает: нововведения; инновационную деятельность; государственную инновационную  политику; инновационный потенциал; инновационную сферу; инновационную инфраструктуру и инновационные программы.

Инновационная сфера является частью системы экономических  отношений. Это совокупность отраслей национального хозяйства (частных  и государственных структур) и  видов общественной деятельности, не принимающих прямого участия в создании материальных благ, но производящих особые потребительные стоимости, необходимые для функционирования и развития производства[8].

Шумпетер следующим  образом определил функциональное назначение инновационной сферы:

  1. коммерческий анализ потенциальных потребителей инноваций;
  2. поиск перспективных идей, источников функционирования;
  3. организация создания и внедрения новшества;
  4. тиражирование;
  5. поддержка и утилизация.

Информация о работе Организация инновационных процессов на предприятии (на примере турфирмы "Вуаля")