Оценка эффективности инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы, посвещенной теме: “Инновационный менеджмент”, является изображение актуальности управления инновационной деятельностью и экономической эффективности инноваций, как главных моментов инновационного менеджмента.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....2

Глава 1. Основные понятия инновационного менеджмента……………....…5

1.1 Понятие инновации и инновационного процесса……………………...…5

1.2 Научно- техническая и инновационная деятельность……………….….19

Глава 2. Виды инноваций и организационные структуры инновационного менеджмента………………………………………………….….......................23

2.1 Виды инноваций и их классификация …………………………………....23

2.2 Организационные структуры инновационного менеджмента……….….27

Глава 3. Оценка эффективности инноваций………………............................38

3.1 Эффективность использования инноваций……………………………....38

3.2 Общая экономическая эффективность инноваций………………………40

Заключение…………..…………………………………………………………47

Список литературы…………………………………………………………….49

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 54.56 Кб (Скачать)

Главным стимулом для венчурных вложений является их высокая доходность в  случае удачи. Средний уровень доходности американских венчурных фирм составляет около 20% в год, что примерно в 3 раза выше, чем в целом по экономике  США.

Для уменьшения риска разрабатываются типовые  схемы финансирования. За этот срок фирма-эксплерент должна добиться успеха, если ему суждено быть. Например, финансирование рассчитано на 48 месяцев. Капиталовложения делятся на пять временных отрезков, исходя из двух правил:

1. Каждое  новое вложение осуществляется  только в том случае, если предыдущее  себя оправдало. Это означает, что эксплерент существенно продвинулся в создании или коммерсализации продукта;

2. Каждое  новое вложение больше предыдущего  и осуществляется на более  выгодных для эксплерента условиях.

Эксплеренты – фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальных преобразований старых сегментов рынка. Они занимаются продвижением новшеств на рынок.

Научно-технические  разработки имеют приоритетное значение. Однако, инновационный бизнес не является занятием чистой наукой или изобретательством.

На Западе инновационные фирмы возглавляют  инженер, являющийся автором технической  стороны проекта, и менеджер, имеющий  организационный и коммерческий опыт. Механизм такого союза формируется  из-за скептического отношения крупных  компаний к рискованным проектам. Не получив возможности реализовать  новшество на своем предприятии, менеджер увлекается новой идеей, оставляет прежнее место работы. После этого он пытается реализовать эти идеи как независимый предприниматель.

Фирмы-эксплеренты получили название "пионерских". Они работают в "окрестностях" этапа максимума цикла изобретательской активности и с самого начала выпуска продукции.

Венчурные фирмы и фирмы-эксплеренты создали условия для научно-технических сдвигов в современной западной экономике.

Фирмы-эксплеренты, как и венчурные, невелики по размерам.

Малое научно-техническое предпринимательство  получает развитие и в России. Инновационные  процессы в России требуют всесторонней поддержки, так как главной особенностью современного этапа развития науки, экономики, производства является инновационная  направленность.

На территории Российской Федерации существуют около 15 тысяч структур, поддерживающих малый  бизнес. Большинство из них создано  или работает при содействии бывшего  Госкомвуза (вошедшего в Министерство общего и профессионального образования  РФ).

Высшая  школа имеет около 800 малых фирм, объединенных в технопарки.

Целью технопарков является стимулирование малого инновационного предпринимательства.

Кроме технопарков, существуют бизнес-инкубаторы, имеющие целью реализацию любого, сулящего прибыль проекта. Бизнес-инкубаторы обычно патронирует банк, готовый инвестировать в некоторые проекты инкубатора рисковый капитал.

Перед фирмой-эксплерентом (пионером) возникает проблема объема производства, когда привлекательная для рынка новинка уже создана. Для этого эксплеренты заключают альянс с крупной фирмой. Эксплерент не может самостоятельно тиражировать зарекомендовавшие себя новшества. Промедление же с тиражированием грозит появлением копий или аналогов. Союз же с мощной фирмой (даже при условии поглощения и подчинения) позволяет добиться выгодных условий и даже сохранения известной автономии. Выбор такого партнера зависит от специфики потребителя.

При ориентации не узкий сегмент рынка – это  будут фирмы-патиенты.

Фирмы-патиенты работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств. Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности. Требования к качеству и объемам продукции у этих фирм связаны с проблемами завоевания рынков. Возникает необходимость принимать решения о проведении или прекращении разработок, о целесообразности продажи и покупки лицензий и т.п. Эти фирмы прибыльны. В то же время существует вероятность принятия неверного решения, ведущего к кризису. В таких фирмах целесообразна должность постоянного инновационного менеджера, призванного обезопасить их деятельность.

Главная цель  инновационного менеджера  – снизить риск в жизнедеятельности  фирмы и создать комфортные условия  работы для сотрудников.

В сфере  крупного стандартного бизнеса действуют  фирмы-виоленты.

Фирмы-виоленты – фирмы с "силовой" стратегией. Они обладают крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологии. Виоленты занимаются крупносерийными и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъявляющих «средние запросы» к качеству и удовлетворяются средним уровнем цен. Виоленты работают в «окрестностях» максимума выпуска продукции. Их научно-техническая политика требует принятия решений о сроках постановки продукции на производство (в том числе, о приобретении лицензий); о снятии продукции с производства; об инвестициях и расширении производства; о замене парка машин и оборудования.

Как и  фирмы-патиенты, виоленты прибыльны. Прибыльность – непременное условие деятельности фирм. Они должны иметь должность инновационного менеджера и быть очень осторожны в изменении своей политики.

Средним и мелким бизнесом, ориентированным  на удовлетворение местно-национальных потребностей, занимаются фирмы-коммутанты.

Фирмы-коммутанты действуют на этапе падения цикла  выпуска продукции. Их научно-техническая  политика требует принятия решений  о своевременной постановке продукции  на производство, о степени технологической  особенности изделий, выпускаемых  виолентами, о целесообразных изменениях в них согласно требованиям специфических потребителей.

Инновационный менеджер такой фирмы должен хорошо разбираться в специфике покупателя товара, сложившейся ситуации на рынке, точно, оперативно и достоверно предвосхищать  возможные кризисы. Организационная  схема управления фирмами зависит  от их особенностей.

Организационная это схема управления – распределение  прав и ответственности. 

Глава 3. Оценка эффективности  инноваций 

3.1 Эффективность использования  инноваций 

Значимость  определения эффекта от реализации инноваций возрастает в условиях рыночной экономики. Однако не менее  важной она является и для переходной экономики.

В зависимости  от временного периода учета результатов  и затрат различают показатели эффекта  за расчетный период, показатели годового эффекта.

Продолжительность принимаемого временного периода зависит  от следующих факторов, а именно:

• продолжительности  инновационного периода;

• срока  службы объекта инноваций;

• степени  достоверности исходной информации;

• требований инвесторов.

Выше  отмечено, что общим принципом  оценки эффективности является сопоставление  эффекта (результата) и затрат.

В целом  проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций  требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования  над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой –  сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов  инноваций.

Особенно  остро возникает необходимость  быстрой оценки и правильного  выбора варианта на фирмах, применяющих  ускоренную амортизацию, при которой  сроки замены действующих машин  и оборудования на новые существенно сокращаются.

Метод исчисления эффекта (дохода) инноваций, основанный на сопоставлении результатов  их освоения с затратами, позволяет  принимать решение о целесообразности использования новых разработок. 
 
 
 

3.2 Общая экономическая  эффективность инноваций 

Для оценки общей экономической эффективности  инноваций может использоваться система показателей:

1. Интегральный  эффект;

2. Индекс  рентабельности;

3. Норма  рентабельности;

4. Период  окупаемости.

1. Интегральный  эффект Эинт представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году, то есть с учетом дисконтирования результатов и затрат, где

Тр – расчетный год;

Рt – результат в t-й год;

Зt – инновационные затраты в t-й год;

Интегральный  эффект имеет также другие названия, а именно: чистый дисконтированный доход, чистая приведенная или чистая современная стоимость, чистый приведенный  эффект.

2. Индекс  рентабельности инноваций Jr.

Рассмотренный нами метод дисконтирования - метод  соизмерения разновременных затрат и доходов, помогает выбрать направления  вложения средств в инновации, когда  этих средств особенно мало. Данный метод полезен для организаций, находящихся на подчиненном положении  и получающих от вышестоящего руководства  уже жестко сверстанный бюджет, где  суммарная величина возможных инвестиций в инновации определена однозначно.

В таких  ситуациях рекомендуется проводить  ранжирование всех имеющихся вариантов  инноваций в порядке убывающей  рентабельности.

В качестве же показателя рентабельности можно  использовать индекс рентабельности. Он имеет и другие названия: индекс доходности, индекс прибыльности.

Индекс  рентабельности представляет собой  соотношение приведенных доходов  к приведенным на эту же дату инновационным  расходам.

Расчет  индекса рентабельности ведется по формуле, где

JR –  индекс рентабельности;

Дj – доход в периоде j;

Kt – размер инвестиций в инновации в периоде t.

Приведенная формула отражает в числителе  величину доходов, приведенных к  моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе - величину инвестиций в инновации, продисконтированных к моменту начала процесса инвестирования.

Или иначе  можно сказать – здесь сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная.

Информация о работе Оценка эффективности инноваций