Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 11:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы, посвещенной теме: “Инновационный менеджмент”, является изображение актуальности управления инновационной деятельностью и экономической эффективности инноваций, как главных моментов инновационного менеджмента.
Введение………………………………………………………………………....2
Глава 1. Основные понятия инновационного менеджмента……………....…5
1.1 Понятие инновации и инновационного процесса……………………...…5
1.2 Научно- техническая и инновационная деятельность……………….….19
Глава 2. Виды инноваций и организационные структуры инновационного менеджмента………………………………………………….….......................23
2.1 Виды инноваций и их классификация …………………………………....23
2.2 Организационные структуры инновационного менеджмента……….….27
Глава 3. Оценка эффективности инноваций………………............................38
3.1 Эффективность использования инноваций……………………………....38
3.2 Общая экономическая эффективность инноваций………………………40
Заключение…………..…………………………………………………………47
Список литературы…………………………………………………………….49
В широком же смысле, под инновациями понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.
Рынок
новшеств (новаций). Основным товаром
рынка является научный и научно-технический
результат продукт
В мировой практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний.
Рынок
новшеств формируют научные организации,
вузы, временные научные коллективы,
объединения научных
Рынок чистой конкуренции нововведений. Рынком чистой конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен. Использование понятия “чистой” конкуренции позволяет нам уйти от рассмотрения вопросов ценовой, неценовой, недобросовестной и других видов состязания и борьбы между субъектами производственных отношений за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной и научно-технической деятельности.
Рынок
капитала (инвестиций). Трудно найти
организацию, которая не хотела бы обновления
и развития. Домашнему хозяйству
необходимо приобрести и/или обновить
мебель, видеотехнику, автомобиль, ковры,
осветительную аппаратуру и т.п.
Предприятию желательно приобрести
новые технологии, конкурентоспособные
на внешнем и внутреннем рынках продукции
(услуги), найти новые рынки сбыта
своей продукции, новых поставщиков
и покупателей. Государству требуются
новые виды вооружений, экологически
чистые виды энергии, ресурсосберегающие
технологии и т.п. Мировое сообщество
осматривает проекты
В инновационной
сфере определяющую роль играют долгосрочные
и среднесрочные инвестиции, так
как инновационный процесс
• На безвозвратной основе из федерального бюджета могут финансироваться только фундаментальные научные исследования, а также объекты федерального значения некоммерческого характера и объекты, связанные с поддержанием национальной безопасности;
• Все остальные виды централизованных инвестиций могут осуществляться только на возвратной и конкурсной основе;
• Преимущественными формами предоставления государственных ресурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам.
В самом общем виде инвестиции представляют собой долгосрочные вложения средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли.
Инновационная сфера представляет собой систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции, услуги и организации в целом.
Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Поэтому, следует различать термины "инновация" и "инновационный процесс" (хотя и близки).
Научно-технические
разработки и нововведения выступают
как промежуточный результат
научно-производственного
Инновацию - нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.
Научно-технические
инновации должны: а) обладать новизной;
б) удовлетворять рыночному спросу
и приносить прибыль
Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.
Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.
По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.
На второй
фазе общественно-полезный эффект перераспределяется
между производителями
В результате диффузии возрастает число, и изменяются качественные характеристики, как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии нововведения в рыночной экономике.
Диффузия
инновации – процесс, посредством
которого нововведение передается по
коммуникационным каналам между
членами социальной системы во времени.
Нововведениями могут быть идеи, предметы,
технологии и тому подобное, являющиеся
новыми для соответствующего хозяйствующего
субъекта. Иными словами диффузия
– это распространение уже
однажды освоенной и
Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.
В реальных
инновационных процессах
Одним
из важных факторов распространения
любой инновации является ее взаимодействие
с соответствующим социально-
Для быстрого
распространения инновации
Инновационный
процесс имеет циклический
По мере
развития деятельность, представляющая
инновационный процесс, распадается
на отдельные, различающиеся между
собой участки и
В общем
виде инновационный процесс можно
представить в развернутом виде
следующей модели:
ФИ - ПИ - Р - Пр - С - ОС - ПП - М - Сб,
ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование;
ПИ – прикладные исследования;
Р – разработка;
Пр – проектирование;
С – строительство;
ОС – освоение;
ПП – промышленное производство;
М – маркетинг;
Сб – сбыт.
Анализ этой модели требует абстрагирования от факторов обратной связи между различными ее элементами, учета длительности цикла ФИ - ОС, который может продолжаться свыше 10 лет; относительно самостоятельна и каждая из фаз (ФИ - ПИ; Пр - С) и т. д.
Начальной стадией инновационного процесса является ФИ (теоретическое исследование), что связано с понятием научная деятельность.
Научная
работа – исследовательская
Характерно, что количество новых сведений и информации убывает от ФИ к ПП. Исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.
Рассматривая ФИ с точки зрения конечного результата, необходимо выделить исследовательскую деятельность, направленную на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только в области теории вопроса.