Оценка эффективности инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы, посвещенной теме: “Инновационный менеджмент”, является изображение актуальности управления инновационной деятельностью и экономической эффективности инноваций, как главных моментов инновационного менеджмента.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....2

Глава 1. Основные понятия инновационного менеджмента……………....…5

1.1 Понятие инновации и инновационного процесса……………………...…5

1.2 Научно- техническая и инновационная деятельность……………….….19

Глава 2. Виды инноваций и организационные структуры инновационного менеджмента………………………………………………….….......................23

2.1 Виды инноваций и их классификация …………………………………....23

2.2 Организационные структуры инновационного менеджмента……….….27

Глава 3. Оценка эффективности инноваций………………............................38

3.1 Эффективность использования инноваций……………………………....38

3.2 Общая экономическая эффективность инноваций………………………40

Заключение…………..…………………………………………………………47

Список литературы…………………………………………………………….49

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 54.56 Кб (Скачать)

В широком  же смысле, под инновациями понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов  продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Рынок новшеств (новаций). Основным товаром  рынка является научный и научно-технический  результат продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с  действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.

В мировой  практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую  деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение  и применение новых знаний.

Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения  коммерческих организаций, самостоятельные  лаборатории и отделы, отечественные  и зарубежные  новаторы.

Рынок чистой конкуренции нововведений. Рынком чистой конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих  сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен. Использование  понятия “чистой” конкуренции позволяет  нам уйти от рассмотрения вопросов ценовой, неценовой, недобросовестной и других видов состязания и борьбы между субъектами производственных отношений за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной и научно-технической деятельности.

Рынок капитала (инвестиций).  Трудно найти  организацию, которая не хотела бы обновления и развития. Домашнему хозяйству  необходимо приобрести и/или обновить мебель, видеотехнику, автомобиль, ковры, осветительную аппаратуру и т.п. Предприятию желательно приобрести новые технологии, конкурентоспособные  на внешнем и внутреннем рынках продукции (услуги), найти новые рынки сбыта  своей продукции, новых поставщиков  и покупателей. Государству требуются  новые виды вооружений, экологически чистые виды энергии, ресурсосберегающие технологии и т.п. Мировое сообщество осматривает проекты дальнейшего  освоения околоземного пространства полета на Марс, использования ресурсов Мирового океана и др. Современное развитие науки и техники позволяет  достичь всего этого уже сегодня. Однако в качестве основного ограничения удовольствия потребностей любого субъекта хозяйствования выступает капитал во всех его видах (ссудный, оборотный, акционерный, венчурный, уставный и др.).

В инновационной  сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, так  как инновационный процесс длится в среднем 3 - 5 лет и более. В  условиях глубокого экономического кризиса в Российской Федерации  государственные источники финансирования резко сокращаются. Концепцией государственной  промышленной политики России, разработанной  Государственным комитетом РФ по промышленной политике, предусматривается  закрепление в законодательном  порядке следующих основных норм инвестиционной политики в промышленности:

• На безвозвратной  основе из федерального бюджета могут  финансироваться только фундаментальные  научные исследования, а также  объекты федерального значения некоммерческого  характера и объекты, связанные  с поддержанием национальной безопасности;

• Все  остальные виды централизованных инвестиций могут осуществляться только на возвратной и конкурсной основе;

• Преимущественными  формами предоставления государственных  ресурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных бумаг или выдачи государственных  гарантий по эмитируемым ценным бумагам.

В самом  общем виде инвестиции представляют собой долгосрочные вложения средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли.

Инновационная сфера представляет собой систему  взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции, услуги и организации в целом.

Инновационный процесс связан с созданием, освоением  и распространением инноваций. Поэтому, следует различать термины "инновация" и "инновационный процесс" (хотя и близки).

Научно-технические  разработки и нововведения выступают  как промежуточный результат  научно-производственного цикла, и  по мере практического применения, превращаются в научно-технические  инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением  нового знания с целью их практического  применения, научно-технические же инновации являются материализацией  новых идей и знаний, открытий, изобретений  и научно-технических разработок в процессе производства с целью  их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации  являются научно-техническая новизна  и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к  инновации выступает как потенциальное  свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. Научно-технические  инновации характеризует конечный результат научно-производственного  цикла, который выступает в качестве особого товара – научно-технической продукции – и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

Инновацию - нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации  в равной мере важны все три  свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них  отрицательно сказывается на инновационном  процессе.

Научно-технические  инновации должны: а) обладать новизной; б) удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.

По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.

На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями  и потребителями.

В результате диффузии возрастает число, и изменяются качественные характеристики, как производителей, так и потребителей. Непрерывность  нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии нововведения в рыночной экономике.

Диффузия  инновации – процесс, посредством  которого нововведение передается по коммуникационным каналам между  членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и тому подобное, являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия – это распространение уже  однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или  местах применения.

Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию  этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии нововведения определяется различными факторами: а) формой принятия решения; б) способом передачи информации; в) свойствами социальной системы, а также свойствами самого нововведения. Его свойствами являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения и др.

Одним из важных факторов распространения  любой инновации является ее взаимодействие с соответствующим социально-экономическим  окружением, существенным элементом  которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Шумпетера диффузия нововведения является процессом кумулятивного увеличения числа имитаторов, внедряющих его вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

Для быстрого распространения инновации нужна  развитая инфраструктура.

Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический  порядок появления новшеств в  различных областях техники. Можно  отметить, что инновация – это  такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов  сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические  и экономические изменения, которые  оказывают обратное воздействие  на деятельность этой сферы. (Это подтверждают различные концепции длинных  волн Н. Д. Кондратьева, И. Е. Варги, И. Шумпетера и др.).

По мере развития деятельность, представляющая инновационный процесс, распадается  на отдельные, различающиеся между  собой участки и материализуется  в виде функциональных организационных  единиц, обособившихся в результате разделения труда. Экономическое и технологическое воздействие инновационного процесса лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях. Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, то есть повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, повышается тем самым восприимчивость к инновациям.

В общем  виде инновационный процесс можно  представить в развернутом виде следующей модели: 

ФИ - ПИ - Р - Пр - С - ОС - ПП - М - Сб,

ФИ –  фундаментальное (теоретическое) исследование;

ПИ –  прикладные исследования;

Р – разработка;

Пр – проектирование;

С – строительство;

ОС –  освоение;

ПП –  промышленное производство;

М  –  маркетинг;

Сб – сбыт.

Анализ  этой модели требует абстрагирования  от факторов обратной связи между  различными ее элементами, учета длительности цикла ФИ - ОС, который может продолжаться свыше 10 лет; относительно самостоятельна и каждая из фаз (ФИ - ПИ; Пр - С) и т. д.

Начальной стадией инновационного процесса является ФИ (теоретическое исследование), что  связано с понятием научная деятельность.

Научная работа – исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку  новых, оригинальных, доказательных  сведений и информации. Любая научная  работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.

Характерно, что количество новых сведений и  информации убывает от ФИ к ПП. Исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.

Рассматривая  ФИ с точки зрения конечного результата, необходимо выделить исследовательскую  деятельность, направленную на получение  и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только в области теории вопроса.

Информация о работе Оценка эффективности инноваций