Оценка эффективности инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы, посвещенной теме: “Инновационный менеджмент”, является изображение актуальности управления инновационной деятельностью и экономической эффективности инноваций, как главных моментов инновационного менеджмента.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....2

Глава 1. Основные понятия инновационного менеджмента……………....…5

1.1 Понятие инновации и инновационного процесса……………………...…5

1.2 Научно- техническая и инновационная деятельность……………….….19

Глава 2. Виды инноваций и организационные структуры инновационного менеджмента………………………………………………….….......................23

2.1 Виды инноваций и их классификация …………………………………....23

2.2 Организационные структуры инновационного менеджмента……….….27

Глава 3. Оценка эффективности инноваций………………............................38

3.1 Эффективность использования инноваций……………………………....38

3.2 Общая экономическая эффективность инноваций………………………40

Заключение…………..…………………………………………………………47

Список литературы…………………………………………………………….49

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 54.56 Кб (Скачать)

Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно  с решением конкретных прикладных задач. Однако именно оно является фундаментом  инновационного процесса. Вместе с  тем, необходимость теоретических  исследований может быть обусловлена  потребностями практики и синтезом предыдущих знаний о предмете.

Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются  в прикладных исследованиях, но происходит это не сразу.

Только  некоторые фундаментальные исследования воплощаются в ПИ - Р - ПР и т. д. Примерно 90% тем фундаментальных исследований могут иметь отрицательный результат. И из оставшихся 10 % с положительным результатом не все применяются на практике. Цель ФИ - познание и развитие процесса (теории вопроса).

Иную  целенаправленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это – "овеществление  знаний", их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической схемы и т. д.

В результате разработок создаются конструкции  новых машин и оборудования, что  плавно переходит в фазы. Проектирование (Пр), строительство (С), освоение (ОС) и промышленное производство (ПП). Фазы (М - Сб) связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.

Таким образом, инновационный менеджер имеет  дело с различными стадиями инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.

Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Для него, как и для любой другой области  менеджмента, характерны:

•  постановка цели и выбор стратегии;

•  четыре цикла (рисунок 1.3).

1. Планирование: составление плана реализации  стратегии;

2. Определение  условий и организация: определение  потребности в ресурсах для  реализации различных фаз инновационного  цикла, постановка задач перед  сотрудниками, организация работы;

3. Исполнение: осуществление исследований и  разработок, реализация плана;

4. Руководство:  контроль и анализ, корректировка  действий, накопление опыта. Оценка  эффективности инновационных проектов; инновационных управленческих решений;  применения новшеств. 

1.2 Научно-техническая и инновационная деятельность 

Научно-техническая  и инновационная деятельность является необходимым условием развития инновационных  процессов, и управление этой областью является одной из задач инновационного менеджера.

Научно-техническая  деятельность связана с рождением, развитием, распространением и применением  научно-технических знаний. Она включает: научные исследования и  разработки; научно-техническое образование  и подготовку кадров; научно-технические  услуги.

Научные исследования и разработки представляют собой творческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск  новых путей применения этих знаний.

Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки.

Фундаментальные исследования – экспериментальные  или теоретические исследования, направленные на получение новых  знаний. Их результатом могут быть теории, гипотезы, методы и т.п. Они  могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований, научными докладами, публикациями.

В отличие  от фундаментальных исследований, прикладные исследования имеют целью решение  конкретных практических задач. Они  представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых  знаний, поиск путей использования  результатов фундаментальных исследований; новых методов решения тех  или иных проблем.

Разработки  – это работы, направленные на создание новых продуктов или устройств, новых материалов, внедрение новых  процессов, систем и услуг или усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. Они могут быть связаны с разработкой: определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы); технологических процессов, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему, производящую определенный полезный продукт (технологические работы); созданием опытных образцов (оригинальных моделей, обладающих принципиальными особенностями создаваемого новшества); проведением испытаний для получения технических и других данных и накопления опыта (это находит отражение в технической документации по применению  нововведений).

Таким образом, научные исследования и  разработки включают:

• конструкторские  работы;

• проектные  работы;

• технологические  работы;

• создание опытных образцов;

• проведение испытаний.

Для изучения рынка новшеств инновационный менеджер должен учитывать, что статистическая информация о научных исследованиях  и разработках дается не только по видам работ, но и по секторам науки, социально-экономическим целям и  отраслям науки.

Научно-технические  услуги охватывают деятельность, связанную  с научными исследованиями и разработками и способствующую распространению  и применению научно-технических  знаний. Научно-техническими услугами могут заниматься:

• научные  организации в качестве неосновной деятельности;

• самостоятельные  организации, созданные для этих целей (институты научно-технической  информации, библиотеки, архивы и др.).

К научно-техническим  услугам относятся: предоставление научно-технической информации; перевод, редактирование и издание научно-технической  литературы; изыскания (геологические, гидрологические, топографические  и др.); разведка полезных ископаемых; сбор данных о социально-экономических  явлениях; испытания; контроль качества; консультирование клиентов по подготовке и реализации конкретных проектов (кроме  научных исследований и разработок, обычных инженерных услуг); патентно-лицензионная деятельность.

Научные исследования и разработки отличаются от других видов деятельности наличием в них значительного элемента новизны.

Объектами управления в инновационном менеджменте  является процесс внедрения инноваций, деятельность органов управления и  финансирования научных исследований и разработок.

Инновационная деятельность – понятие более  широкое. Она включает научно-техническую  деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей  составляющей продвижения новшеств потребителям. Научные исследования и разработки, являясь источником новых идей, осуществляются на различных  этапах инновационного процесса.

В исследованиях  инноваций выделяют следующие виды инновационной деятельности:

• инструментальная подготовка и организация производства (приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах  и стандартах производства и контроля качества изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса);

• пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается доработка конструкции;

• маркетинг  новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок, то есть предварительное исследование рынка, адаптация продукта к различным  рынкам, рекламная кампания);

• приобретение неовеществленной  технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

• приобретение овеществленной технологии (машин и  оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций);

• производственное проектирование (подготовка планов и  чертежей, предусмотренных для определения  производственных процедур, технических  спецификаций, эксплуатационных характеристик).

Источниками финансирования науки и инноваций  в России являются собственные средства организаций (предприятий), выполняющих  научные исследования и разработки или осуществляющих инновации; средства бюджета, в том числе федерального (для научных исследований и разработок), бюджетов субъектов федерации и  местных бюджетов, получаемые организацией непосредственно или по договорам  с заказчиком; средства внебюджетных фондов (фонда стабилизации экономики, фонда регионального развития, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ, российского фонда технологического развития и др.); иностранные источники (средства, получаемые от юридических и физических лиц, находящихся вне политических границ государства, а также от международных организаций). 
 
 
 

Глава 2. Виды инноваций  и организационные  структуры инновационного менеджмента 

2.1 Виды инноваций  и их классификация 

Управление  инновационной деятельностью может  быть успешным при условии длительного  изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с цель. Удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается по технологическим  параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости  от технологических параметров инновации  подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают применение новых  материалов, новых полуфабрикатов и  комплектующих; получение принципиально  новых продуктов. Процессные инновации  могут быть связаны с созданием  новых организационных структур в составе предприятия (фирмы). По типу новизны для рынка инновации  делятся на: новые для отрасли  в мире; новые для отрасли в  стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

Если  рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:

1. Инновации  на входе в предприятие (изменения  в выборе и использовании сырья,  материалов, машин и оборудования, информации и др.);

2. Инновации  на выходе с предприятия (изделия,  услуги, технологии, информация и  др.);

3. Инновации  системной структуры предприятия  (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости  от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

• радикальные (базовые);

• улучшающие;

• модификационные (частные).

Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.

Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная  классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой  выделены инновации:

Информация о работе Оценка эффективности инноваций