Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 11:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы, посвещенной теме: “Инновационный менеджмент”, является изображение актуальности управления инновационной деятельностью и экономической эффективности инноваций, как главных моментов инновационного менеджмента.
Введение………………………………………………………………………....2
Глава 1. Основные понятия инновационного менеджмента……………....…5
1.1 Понятие инновации и инновационного процесса……………………...…5
1.2 Научно- техническая и инновационная деятельность……………….….19
Глава 2. Виды инноваций и организационные структуры инновационного менеджмента………………………………………………….….......................23
2.1 Виды инноваций и их классификация …………………………………....23
2.2 Организационные структуры инновационного менеджмента……….….27
Глава 3. Оценка эффективности инноваций………………............................38
3.1 Эффективность использования инноваций……………………………....38
3.2 Общая экономическая эффективность инноваций………………………40
Заключение…………..…………………………………………………………47
Список литературы…………………………………………………………….49
Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач. Однако именно оно является фундаментом инновационного процесса. Вместе с тем, необходимость теоретических исследований может быть обусловлена потребностями практики и синтезом предыдущих знаний о предмете.
Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в прикладных исследованиях, но происходит это не сразу.
Только
некоторые фундаментальные
Иную целенаправленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это – "овеществление знаний", их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической схемы и т. д.
В результате разработок создаются конструкции новых машин и оборудования, что плавно переходит в фазы. Проектирование (Пр), строительство (С), освоение (ОС) и промышленное производство (ПП). Фазы (М - Сб) связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.
Таким образом, инновационный менеджер имеет дело с различными стадиями инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.
Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.
Для него, как и для любой другой области менеджмента, характерны:
• постановка цели и выбор стратегии;
• четыре цикла (рисунок 1.3).
1. Планирование: составление плана реализации стратегии;
2. Определение
условий и организация:
3. Исполнение: осуществление исследований и разработок, реализация плана;
4. Руководство:
контроль и анализ, корректировка
действий, накопление опыта. Оценка
эффективности инновационных
1.2
Научно-техническая
и инновационная деятельность
Научно-техническая и инновационная деятельность является необходимым условием развития инновационных процессов, и управление этой областью является одной из задач инновационного менеджера.
Научно-техническая
деятельность связана с рождением,
развитием, распространением и применением
научно-технических знаний. Она включает:
научные исследования и разработки;
научно-техническое
Научные исследования и разработки представляют собой творческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний.
Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки.
Фундаментальные
исследования – экспериментальные
или теоретические
В отличие
от фундаментальных исследований, прикладные
исследования имеют целью решение
конкретных практических задач. Они
представляют собой оригинальные работы,
направленные на получение новых
знаний, поиск путей использования
результатов фундаментальных
Разработки – это работы, направленные на создание новых продуктов или устройств, новых материалов, внедрение новых процессов, систем и услуг или усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. Они могут быть связаны с разработкой: определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы); технологических процессов, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему, производящую определенный полезный продукт (технологические работы); созданием опытных образцов (оригинальных моделей, обладающих принципиальными особенностями создаваемого новшества); проведением испытаний для получения технических и других данных и накопления опыта (это находит отражение в технической документации по применению нововведений).
Таким образом, научные исследования и разработки включают:
• конструкторские работы;
• проектные работы;
• технологические работы;
• создание опытных образцов;
• проведение испытаний.
Для изучения
рынка новшеств инновационный менеджер
должен учитывать, что статистическая
информация о научных исследованиях
и разработках дается не только по
видам работ, но и по секторам науки,
социально-экономическим целям
Научно-технические услуги охватывают деятельность, связанную с научными исследованиями и разработками и способствующую распространению и применению научно-технических знаний. Научно-техническими услугами могут заниматься:
• научные организации в качестве неосновной деятельности;
• самостоятельные организации, созданные для этих целей (институты научно-технической информации, библиотеки, архивы и др.).
К научно-техническим услугам относятся: предоставление научно-технической информации; перевод, редактирование и издание научно-технической литературы; изыскания (геологические, гидрологические, топографические и др.); разведка полезных ископаемых; сбор данных о социально-экономических явлениях; испытания; контроль качества; консультирование клиентов по подготовке и реализации конкретных проектов (кроме научных исследований и разработок, обычных инженерных услуг); патентно-лицензионная деятельность.
Научные исследования и разработки отличаются от других видов деятельности наличием в них значительного элемента новизны.
Объектами управления в инновационном менеджменте является процесс внедрения инноваций, деятельность органов управления и финансирования научных исследований и разработок.
Инновационная деятельность – понятие более широкое. Она включает научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств потребителям. Научные исследования и разработки, являясь источником новых идей, осуществляются на различных этапах инновационного процесса.
В исследованиях инноваций выделяют следующие виды инновационной деятельности:
• инструментальная подготовка и организация производства (приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса);
• пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается доработка конструкции;
• маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок, то есть предварительное исследование рынка, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная кампания);
• приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;
• приобретение овеществленной технологии (машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций);
• производственное
проектирование (подготовка планов и
чертежей, предусмотренных для
Источниками
финансирования науки и инноваций
в России являются собственные средства
организаций (предприятий), выполняющих
научные исследования и разработки
или осуществляющих инновации; средства
бюджета, в том числе федерального
(для научных исследований и разработок),
бюджетов субъектов федерации и
местных бюджетов, получаемые организацией
непосредственно или по договорам
с заказчиком; средства внебюджетных
фондов (фонда стабилизации экономики,
фонда регионального развития, отраслевых
и межотраслевых внебюджетных фондов
научно-исследовательских и
Глава
2. Виды инноваций
и организационные
структуры инновационного
менеджмента
2.1
Виды инноваций
и их классификация
Управление
инновационной деятельностью
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы). По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).
Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:
1. Инновации
на входе в предприятие (
2. Инновации
на выходе с предприятия (
3. Инновации
системной структуры
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
• радикальные (базовые);
• улучшающие;
• модификационные (частные).
Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.
Российскими
учеными из научно-исследовательского
института системных