Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:35, курсовая работа
Данный курсовой проект является очень актуальным потому, что в настоящее время слабым звеном организационно-экономического механизма управления национальной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах.
Введение
Глава I. Новации и инновации, их классификация. Нововведения-продукты, нововведения-процессы
Глава II. Мировой инновационный опыт в лицензионной торговле
Заключение
Список литературы
Специализированные фирмы, осуществляющие научно-исследовательскую деятельность, как коммерческую, занимаются скупкой патентов и идей, их доработкой и разработкой и выступают на рынке с широким ассортиментом научно-технических знаний, имеющих разную степень готовности для непосредственного промышленного применения.
Посредниками в торговле патентами и лицензиями выступают лицензионные или патентные агенты (брокеры). Их услугами пользуются индивидуальные патентообладатели, мелкие и средние фирмы, а также крупные фирмы, не осуществляющие в больших масштабах научно-исследовательские работы.
Отношения между продавцом (лицензиатором) или покупателем лицензий (лицензиатом), с одной стороны, и агентом - с другой, регулируются на основе лицензионного агентского соглашения.
Лицензионные соглашения отражают целый комплекс взаимоотношений, связанных с организацией производства лицензируемой продукции или с использованием лицензируемого процесса. Кроме научно-технических аспектов, комплекс отражает финансовые отношения, производственные отношения по реализации продукции и др.
Типовые лицензионные соглашения разрабатываются различными организациями (комиссиями ООН, отраслевыми ассоциациями промышленных фирм и др.). Типичными являются соглашения, представляющие лицензиату право на запатентованное изобретение или технологический процесс вместе с техническими значениями, опытом, «ноу-хау», а также с правом использования товарного знака.
В качестве возмещения на использование предмета соглашения лицензиат уплачивает некоторое вознаграждение.
Различают:
лицензионные вознаграждения, размер которых определяют на основе фактического экономического результата использования лицензии (это могут быть периодические процентные отношения, участие в прибылях);
лицензионные вознаграждения, размер которых непосредственно не связан с фактическим использованием лицензий, а заранее устанавливается и указывается в договоре, исходя из возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей лицензиата на основе использования лицензии (первоначальный платеж наличными; национальный платеж; передача ценных бумаг лицензиата; передача встречной технической документации).
Периодические процентные отношения или текущие отношения («роялти») устанавливаются в виде определенных фиксированных ставок (в процентах) и выплачиваются лицензиатом через определенные промежутки времени (ежегодно, ежеквартально, ежемесячно или к определенной дате).
В
современных условиях торговля изобретениями,
ноу-хау, промышленными образцами, моделями
и товарными знаками на внешнем
рынке имеет огромное значение для
экономического развития любого государства.
Часто экспорт технологий становится
одним из наиболее значительных источников
получения валютных средств.
Международная торговля лицензиями является
основной формой научно - технического
обмена между странами. Анализ мировой
практики обмена научно - техническими
достижениями, изобретениями, ноу-хау,
промышленными образцами и товарными
знаками между странами свидетельствует
о том, что в основе возникновения и развития
современной международной торговли лицензиями
лежат объективные экономические факторы.
В международной и отечественной практике
под лицензией понимается разрешение,
в соответствии с которым одно лицо –
лицензиар – владелец исключительного
права на изобретение, промышленный образец,
товарный знак или другие научно – технические
достижения и сопутствующие им услуги,
а также собственник какого-либо иного
интеллектуального продукта, не имеющего
правовой охраны, - разрешает другого лицу
– лицензиату – за обусловленное вознаграждение
и в определенных пределах пользоваться
объектом этого права или собственности.
Предметами лицензии являются:
1. запатентованные изобретения;
2. промышленные образцы;
3. товарные знаки;
4. ноу-хау.
На сегодняшний день международная торговля лицензиями осуществляется в основном между промышленно - развитыми странами (ПРС), частично между ПРС и развивающимися странами (РС) и незначительно между РС.
США занимают лидирующие позиции на мировом рынке научно - технической продукции. Так, в 1999 г. экспорт прав на интеллектуальную собственность составил 36,5 млрд. долл., а импорт - 13,3 млрд. [6]
Другими
крупными участниками на международных
лицензионных торгах по праву считаются
страны - члены Европейского Сообщества
(Великобритания, ФРГ, Франция, Италия,
Нидерланды) и Япония. К сожалению,
в сравнении с данными показателями доля
экспорта и импорта России невелика - приблизительно
475 и 780 млн. долл. соответственно.
Современный период международной торговли
лицензиями характеризуется тем, что она
осуществляется преимущественно в рамках
транснациональных корпораций (ТНК) с
зарубежными филиалами и дочерними компаниями.
Лидерами в этой области выступают ТНК
США. Примерно каждая третья из 500 крупнейших
мировых компаний является американской.
Объёмы международной лицензионной торговли
между независимыми участниками уступают
аналогичным показателям лицензионного
обмена между материнскими компаниями
ТНК и их зарубежными филиалами. Процессы
роста международно-оперирующего производства
в 1970-е гг. привели к увеличению доли внутрифирменных
операций в начале 1980-х гг. до примерно
1/3 общего объема мировой торговли лицензиями,
а за счет стремительного роста во второй
половине 1980-х гг. к 1990г. она достигла уже
55%. В 2004г. объём международных лицензионных
сделок внутри ТНК составил почти 100 млрд.долл.
Масштабы международной внутрифирменной
торговли лицензиями на современном этапе
позволяют сделать вывод о том, что она
превратилась в основное направление
мировой лицензионной торговли. Отсутствие
независимых самостоятельных сторон во
внутрифирменных лицензионных сделках
определяет их преимущественно некоммерческий
характер.
Заключение
Внедрение новой техники и технологии – это весьма сложный и противоречивый процесс. Принято считать, что совершенствование технических средств снижает трудозатраты, долю труда в стоимости единицы продукции. Однако в настоящее время технический прогресс «дорожает», так как требует создания и применения все более дорогостоящих станков, линий, роботов, средств компьютерного управления; повышенных расходов на экологическую защиту. Все это отражается на увеличении доли затрат на амортизацию и обслуживание применяемых основных фондов в себестоимости продукции.
Тем не менее, конкурентоспособность фирмы или предприятия, их способность удержаться на рынке товаров и услуг зависит, в первую очередь, от восприимчивости производителей товаров к новинкам техники и технологии, позволяющим обеспечить выпуск и реализацию высококачественных товаров при наиболее эффективном использовании материальных ресурсов.
Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.
Торговля научно - техническими достижениями на базе лицензий берет свое начало в XVIII в., когда были зарегистрированы первые лицензионные сделки. Во второй половине XIX в. лицензионная торговля охватывала преимущественно внутренний оборот стран с емким национальным рынком; с конца XIX - начала XX в. в. она начинает быстро развиваться и между отдельными государствами.
Развитие мировой лицензионной торговли происходило неравномерно. На нее оказывали значительное влияние не только уровень развития производительных сил и монополизация промышленного производства, но и экономические кризисы, мировые войны и другие факторы международного характера.
На сегодняшний день технология является специфическим товаром на мировом рынке. Производимая с ее помощью продукция обладает более высоким уровнем конкурентоспособности, которая, правда, находится в обратной зависимости от масштабов распространения (доступности) этой технологии. Дополнительная прибыль исчезает, как только технические инновации становятся достоянием большинства предприятий данной отрасли или появляются еще более совершенные технологические новинки. Следовательно, чем выше уровень монополизации научно - технических знаний и производственно - управленческого опыта, тем сильнее позиции собственника технологии на мировом товарном рынке.
Список используемой
литературы