Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:35, курсовая работа
Данный курсовой проект является очень актуальным потому, что в настоящее время слабым звеном организационно-экономического механизма управления национальной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах.
Введение
Глава I. Новации и инновации, их классификация. Нововведения-продукты, нововведения-процессы
Глава II. Мировой инновационный опыт в лицензионной торговле
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава I. Новации и инновации, их классификация. Нововведения-продукты, нововведения-процессы
Глава II. Мировой инновационный опыт в лицензионной торговле
Заключение
Список литературы
Введение
Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Инновационный менеджмент имеет такое огромное значение для развития инновационной деятельности фирм и нормального функционирования их в условиях рыночной экономики, что нет необходимости это доказывать. Изучение инновационного менеджмента – это необходимое условие формирования современного инновационного менеджера-профессионала. Для этого важно знание не только зарубежного опыта инновационной деятельности, но и отечественной теории и практики в этой области.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).
Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.
Данный
курсовой проект является очень актуальным
потому, что в настоящее время
слабым звеном организационно-экономического
механизма управления национальной
экономикой является механизм управления
инновациями. В условиях рыночной экономики
инновации должны способствовать интенсивному
развитию экономики, обеспечивать ускорение
внедрения последних достижений науки
и техники в производство, полнее удовлетворять
потребителей в разнообразной высококачественной
продукции и услугах.
Глава I. Новации и инновации, их классификация. Нововведения-продукты, нововведения-процессы.
Под
инновацией (англ. innovation -
нововведение, новшество,
новаторство) мы понимаем "инвестицию
в новацию".
Новация (лат. novation - изменение, обновление)
представляет собой какое-то новшество,
которого не было раньше. В соответствии
с гражданским правом новация означает
соглашение сторон о замене одного заключенного
ими обязательства другим, т. е. этот результат
есть новация.
Инновация представляет собой материализованный
результат, полученный от вложения капитала
в новую технику или технологию, в новые
формы организации производства, труда,
обслуживания и управления, включая новые
формы контроля, учета, методы планирования,
приемы анализа и т. п.
Инновацию можно назвать также инновационным продуктом. С понятием "инновация" тесно связаны понятия "изобретение" и "открытие". Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструменты, другие приспособления, созданные человеком.
Термин
"инновация" как новая экономическая
категория ввел в научный оборот австрийский
(позже американский) ученый Йозеф Алоиз
Шумпетер (J. A. Schumpeter, 1883-1950) в первом десятилетии
ХХ в. В своей работе "Теория экономического
развития" (1911) Й. Шумпетер впервые рассмотрел
вопросы новых комбинаций изменений в
развитии (т. е. вопросы инновации) и дал
полное описание инновационного процесса.
Й. Шумпетер выделял пять изменений в
развитии [8]:
1)
использование новой техники,
технологических процессов,
2) внедрение продукции с новыми свойствами;
3) использование нового сырья;
4)
изменения в организации
5) появление новых рынков сбыта.
Сам термин "инновация" Й. Шумпетер стал использовать в 30-е гг. ХХ в. При этом под инновацией Й. Шумпетер подразумевал изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности [8].
Согласно
Й. Шумпетеру, инновация является главным
источником прибыли: "прибыль, по существу,
является результатом выполнения новых
комбинаций", "без развития нет
прибыли, без прибыли нет развития".
Книги Й. Шумпетера дали толчок к
работам других ученых в области инноваций.
В современной экономике роль инноваций
значительно возросла. Это вызвано тем,
что в рыночной экономике инновации представляют
собой оружие конкуренции, так как инновация
ведет к снижению себестоимости, к снижению
цен, к росту прибыли, к созданию новых
потребностей, к притоку денег, к повышению
имиджа (рейтинга) производителя новых
продуктов, к открытию и захвату новых
рынков, в том числе внешних.
Инновации
как принципиально новые
В современной литературе классификации инноваций уделяется большое внимание, и можно утверждать, что эта проблема исследуется в большинстве научных публикаций, посвященных вопросам инноваций и инновационной деятельности. Вместе с тем следует признать, что до настоящего времени нет единого подхода к классификации инноваций.
Все предлагаемые варианты классификации инноваций различаются, прежде всего, по числу положенных в их основание классификационных признаков.
В качестве классификационных оснований словацкие экономисты Л. Водачек и О. Водачкова [9] предлагают такие признаки, как структурная характеристика инновационного изменения и интенсивность этого изменения.
Во многих исследованиях систематизация инноваций осуществляется только по одному признаку. Например, Б. Санто [8] таким признаком считает характер общественных целей и различает по нему следующие разновидности инноваций:
-
экономические,
-
экономические,
- специальные.
Спорным является деление инноваций по степени завершенности, поскольку идея не получившая законченное воплощение в принципиально новых способах удовлетворения общественных потребностей, вряд ли может считаться инновацией. Это же обстоятельство подтверждает дискуссионность разделения инноваций на результативные и нерезультативные.
Чтобы
классификация инноваций носила
прикладной характер и использовалась
в управлении инновационной деятельностью,
в ее основу, следует положить такие
признаки, как форма реализации содержания,
степень новизны, характер удовлетворяемой
общественной потребности, способность
к распространению, приоритет появления,
время реализации инновации (рис. 1.1) [9].
Инновации как принципиально новые способы (средства, приемы) удовлетворения общественных потребностей принимают две основные формы: продукты (предметы, товары) и процессы.
К инновациям в форме продуктов (предметы, товары) можно отнести нововведения, воплощенные в средствах труда, предметах труда и предметах потребления.
Инновации
в форме процессов
составляют прогрессивные изменения в
технологических, организационных, управленческих,
социальных и экономических процессах.
Рисунок 1.1. - Классификация инноваций [9]
Инновации
в форме процессов
-
инновации, ориентированные на
улучшение технико-
- инновации, создающие условия для освоения и производства новой продукции.
Одновременно инновации в форме процессов по совершенствованию выпускаемой продукции и созданию условий для освоения и производства новых изделий находят свое отражение в повышении технического, организационного, экономического и социального уровней предприятия.
В связи с этим инновации в форме процессов могут быть расчленены на инновации по повышению технического, организационного, экономического и социального уровней предприятия. Технический, организационный, экономический и социальный уровни имеют довольно сложную структуру, что предполагает дальнейшее деление инноваций в форме продукта и процесса. Так, инновации по повышению технического уровня производства можно подразделить на инновации совершенствующие орудия труда, предметы труда, технологические процессы и т.д. В составе инноваций по повышению организационного уровня предприятия позволительно выделить инновации по повышению уровня организации основного производства, производственной структуры, труда и управления.
Инновации в форме продукта (предмета, товара) и в форме процесса взаимосвязаны и взаимозависимы. Известно, что инновации в форме продукта весьма часто требуют инноваций в форме процессов для того, чтобы к ним адаптировалась существующая производственная база и составляющие ее техническая, технологическая, организационная и социальная системы. В то же время инновации в форме процессов могут открывать новые возможности для инноваций в форме продуктов (предметов, товаров).
По
степени новизны инновации
Одним из оснований для классификации инноваций является их способность к распространению. По этому признаку выделяются единичные (разовые) инновации, которые в силу своей специфики могут использоваться только в пределах одной системы, и диффузные инновации, природа и назначение которых позволяют тиражировать их в другие системы. В свою очередь, диффузные инновации могут быть подразделены на внутриорганизационные, реализуемые в рамках одной организации, и межорганизационные, применимые в нескольких организациях.
Инновации
реализуются в той или иной
социально-экономической