Новации и инновации, их классификация. Нововведения-продукты, нововведения-процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Данный курсовой проект является очень актуальным потому, что в настоящее время слабым звеном организационно-экономического механизма управления национальной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах.

Содержание

Введение
Глава I. Новации и инновации, их классификация. Нововведения-продукты, нововведения-процессы
Глава II. Мировой инновационный опыт в лицензионной торговле
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная иновационный менеждмент.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

      - активизирующие (первоначальные, инициирующие) инновации, т.е. инновации, вызывающие  ряд других разнонаправленных нововведений;

      - последующие инновации, т.е. инновации, появление которых вызвано ранее осуществленными нововведениями или направлено на обеспечение условий для их проведения.

      Так, освоение продуктовых инноваций  побуждает предприятие к внедрению  технологических, организационных, социальных и экономических нововведений. И, наоборот, инновации в форме процессов создают на предприятии условия для выпуска новой или усовершенствованной продукции. Весьма тесная связь существует между радикальными (базовыми) и ординарными инновациями, которая выражается в том, что каждая радикальная (базовая) инновация порождает множество ординарных нововведений. Кроме того, возможны ситуации, при которых ординарные инновации по мере развития трансформируются в радикальные (базовые). Использование данного подхода к подразделению инноваций позволяет не только сгруппировать инновации, но, прежде всего, предполагает нацеленность на инновационные изменения в других элементах системы.

      В зависимости от времени реализации инновации могут быть перспективными и текущими. Основой подобного деления являются:

      - величина эффекта от инновации;

      - наличие у хозяйствующего субъекта  материальных и иных возможностей  для осуществления инноваций.

      К перспективным относятся инновации, реализация которых объективно требует  более или менее значительных затрат времени и производственных ресурсов. Для использования текущих инноваций уже в ближайшее время предприятие располагает всеми необходимыми материально-техническими ресурсами и социально-экономическими условиями.

      В рыночной экономике соотношение между различными типами инноваций формируется под воздействием различных факторов, в том числе таких, как этап развития предприятия, его размеры, отраслевая принадлежность, положение на рынке, этап жизненного цикла выпускаемой продукции, характер конкурентной борьбы на рынке и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II.  Мировой инновационный опыт в лицензионной торговле.

     Результаты  инновационной деятельности выражаются в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть в неовеществленной форме (например, ноу-хау).

     Создатели новшеств приобретают на них авторские  и смежные с ними права. Возникает  такое юридическое понятие как  интеллектуальная собственность. Данное понятие предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, созданную в 1967 году. Задачей Всемирной организации интеллектуальной собственности является содействие в ее охране.

     В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией Российской Федерации (ст. 44). Действует также пакет законов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности:

     Закон об авторском праве и смежных  правах;

     патентный закон Российской Федерации;

     Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;

     Закон «О правовой охране программ для ЭВМ  и баз данных»;

     Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения  товаров»;

     Федеральный Закон об информации; информатизации и защите информации.

     В Гражданском кодексе Российской Федерации определены способы охраны служебной и коммерческой тайны.

     Объекты интеллектуальной собственности могут  использоваться предприятиями и  организациями, приносить доход. Они  включаются в состав нематериальных активов.

     Охранными документами на изобретения являются патенты, авторские свидетельства. Патент удостоверяет авторство, приоритет и исключительное право на использование изобретения в течение срока действия патента.

     Патентная форма защиты изобретений обеспечивает правовую охрану отечественной продукции на международном рынке лицензий, позволяет развивать лицензионную торговлю технической документацией, новейшими технологиями.

     Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией . В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено такое средство индивидуализации продукции - товарный знак.

     В Законе Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях  мест происхождения товара» дается следующее определение: «Товарный  знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц». Товарным знаком может быть оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и т.п.

     Право на использование товарных знаков получают посредством их регистрации.

     Во  всем мире товарные знаки применяются  и защищаются. Товарные знаки играют важную роль как для производителей и продавцов, так и покупателей  новшеств. Они являются указателем на то, кто несет ответственность  за определенный товар. Товарный знак входит в состав нематериальных активов, является предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности (является составной частью интеллектуальной собственности).

     Результатом инновационной деятельности являются ноу-хау («знаю, как»), которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера. Использование ноу-хау обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему.

     Ноу-хау  могут быть незапатентованные технологические  знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по проектированию, расчетам, строительству и производству изделий; проведению научных исследований и разработок; состав и рецепты материалов, веществ и др., а также опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов.

     Права обладателей конфиденциальной информации закреплены в Гражданском кодексе  Российской Федерации.

     Коммерческая  передача ноу-хау оформляется лицензионными отношениями. Следствием инновационной деятельности являются новые художественно-конструкторские (дизайнерские) решения внешнего вида изделия – промышленные образцы.

     Промышленные  образцы отражают единство технических, функциональных и эстетических свойств изделия, входят в состав нематериальных активов, являются предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности.

     Права на изобретения, товарные знаки и  другие результаты инновационной деятельности оформляются лицензией.

     Лицензии  различаются по характеру и объему прав, по наличию правовой охраны, по способам передачи и условиям использования  и другим признакам (Таблица 2.1.). [11]

     Материальные  результаты инновационной деятельности выступают в виде созданных и освоенных новых машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации.

     Созданные и освоенные образцы машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации делятся на новые, модернизированные и модифицированные.

     Эффективность инновационной деятельности можно оценить через конкурентоспособность новой продукции, успешное представление ее на внутреннем и внешнем рынках.

     Передача  технологий может происходить как  в пределах одной страны, так и  на международном уровне.  
 

Лицензии
По  объему передаваемых лицензиату прав По наличию  правовой охраны научно-технических  достижений По степени  производственного освоения предмета По категории  предметов лицензирования
Неисключительные Патентные Лицензии на дости-жения, освоенные в производстве Лицензии на научно-техничес-кие знания
Исключительные Исследовательские Лицензии  на промышленные образцы
Полные  Безпатентные
Сублицензии Лицензии на торговые знаки, различного рода образцы
 

 Таблица 2.1. Классификация  лицензий. [11]

     Лицензионная торговля представляет собой основную форму международной торговли. Она охватывает сделки с «ноу-хау», с патентами на изобретения. Кроме того, возможны лицензии на передачу прав использования патентов без соответствующего «ноу-хау».

     В международной торговле широко распространены лицензионные соглашения, которые предусматривают комплексную передачу одного или нескольких патентов и связанного с ними «ноу-хау». Могут быть беспатентные изобретения и «ноу-хау».

     Лицензионные  соглашения, помимо передачи технических знаний, могут предусматривать оказание лицензиатором инжиниринговых услуг по организации лицензионного производства, поставки оборудования и т.п.

     Одним из факторов быстрого развития лицензионной торговли является высокая доходность лицензионных операций. Это объясняется и тем, что они являются менее рискованными по сравнению с прямым инвестированием.

     Организационные формы и практика продажи лицензий на внешнем рынке могут быть различны. Так, промышленные фирмы для осуществления  операций по продаже лицензий создают лицензионные (патентные) отделы , отделения заграничного лицензирования и дочерние компании по заграничному лицензированию.

     В крупных компаниях, выполняющих  в большом объеме научно-исследовательские  работы и патентующих свои изобретения, создаются лицензионные отделы (секторы).

     Лицензионные  отделы (секторы) выполняют следующие  функции:

     изучение  торговли патентами и лицензиями;

     сбор  и представление информации техническим  службам, производственным отделениям и отделам, экономическим службам;

     выявляют  фирмы, проявляющие интерес к  покупке лицензий;

     обеспечивают  патентную охрану результатов научных  исследований и технических достижений своей фирмы;

     осуществляют  непосредственные операции по купле-продаже  патентов и лицензий.

     Работники лицензионного отдела могут выезжать на предприятия лицензиата и изучают его возможности по организации выпуска лицензируемой продукции; определяют на месте потребности лицензиата в сырье, материалах, оборудовании, квалифицированной рабочей силе; проверяют состояние предприятий, методы работы, качество выпускаемой продукции.

     Лицензионные  отделы могут быть встроенными и  самостоятельными. Встроенные отделы (сектора) входят обычно в юридическую  службу (отдел), техническую службу (отдел) или в общеэкономическую  службу (отдел). Самостоятельный лицензионный отдел находится в ведении одного из членов высшего руководства фирмы (президента, генерального директора, помощника президента). Самостоятельные отделы могут быть централизованными и децентрализованными. [10]

     Отделения заграничного лицензирования создаются, как правило, в крупных фирмах или компаниях.

     В отличие от отделов отделения  имеют хозяйственную самостоятельность. Политику в области лицензирования разрабатывает руководство фирмы (президент, вице-президент, правление директоров), а также руководство дочерних фирм и отделений по экспортным операциям.

     Основной  функцией дочерних компаний по заграничному лицензированию является осуществление  операций по продаже лицензий.

Информация о работе Новации и инновации, их классификация. Нововведения-продукты, нововведения-процессы