Национальная Инновационная система Канады

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:45, доклад

Описание работы

Целью работы является анализ НИС Канады. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Описать историю появления НИС Канады
- проанализировать состояние финансовой, производственной, информационной, кадровой и консалтинговой инфраструктуры НИС Канады.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НИС КАНАДЫ………………………4
ГЛАВА 2 ФИНАНСОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАНАДЫ…………………8
ГЛАВА 3 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА…………………...12
ГЛАВА 4 ИНФОРМАЦИОННАЯ И КОНСАЛТИНГОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА……………………………………………………………18
ГЛАВА 5 КАДРОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА…………………………………21
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Работа содержит 1 файл

НИС Канады.doc

— 171.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НИС КАНАДЫ………………………4

ГЛАВА 2 ФИНАНСОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАНАДЫ…………………8

ГЛАВА 3 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА…………………...12

ГЛАВА 4 ИНФОРМАЦИОННАЯ И КОНСАЛТИНГОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА……………………………………………………………18

ГЛАВА 5 КАДРОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА…………………………………21

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...23

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Профессор Хорхе Ниоси, глава Исследовательского управления на факультете Менеджмента технологий Квебекского университета, определяет Национальную Инновационную Систему как комбинацию НИОКР, производимых в инновационных фирмах Канады, университетах и государственных исследовательских центрах, совместно с институтами, финансирующими инновации.

     Инновация, по его определению, представляет собой новый или серьезно модернизированный продукт или услугу, производственную технику или метод менеджмента. Современные исследования инновационных процессов указывают на взаимосвязь экономических, политических, социальных и культурных факторов в определении относительной степени успеха, обретенного отдельной нацией, регионом в глобальной и основанной на знаниях экономике.

     В 21 веке Канада столкнулась с несколькими серьезными испытаниями. Одно из них – консолидация ее национальной инновационной системы, состоящей из инновационных фирм, университетов и государственных лабораторий, совместно с институтами, финансирующими инновации. Эта система развивалась после Конфедерации и в течении первых четырех десятилетий 20 века, достигнув высоких темпов роста за последние 60 лет. Она проигрывала за счет некоторых проявлений неэффективности, включая государственную сверхрегуляцию и  нехватку скоординированности. Однако, она стала главным вкладчиком в Канадское благоденствие на протяжении послевоенных лет и может стать наиболее значимым фактором в будущем.

     Целью работы является анализ НИС Канады. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

     - Описать историю появления НИС Канады

     - проанализировать состояние финансовой, производственной, информационной, кадровой  и консалтинговой инфраструктуры  НИС Канады.

ГЛАВА 1

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НИС  КАНАДЫ 

     НИС Канады развивались за три отдельных  фазы. Первая, до 1 Мировой Войны, во время нее развитие находилось на зачаточном уровне. Вторая, 1 Мировая Война послужила огромным стимулом в развитии НИС, которое было медленным, но постоянным до 1939 года. До этого времени, НИС Канады выглядели примерно так же, как и в других развитых странах.

     Третья  фаза началась с 1945 года, когда система  объединилась. Эта фаза представляет развитие НИС Канады в рамках трех главных групп участников: производственных фирм, государственных лабораториях и университетах.

     Со  времени образования Конфедерации в 1867 году, государственный сектор всегда играл ключевую роль как в развитии НИС Канады, так и в ее быстром развитии на протяжении последних 70 лет, что подтверждается Комитетом статистики Канады и другими государственными статистическими агентствами. Не смотря на то, что изначально исследования проводились в государственных исследовательских лабораториях, со временем большинство исследований переместилось на территории университетов и предприятий, исходя из рекомендаций Комиссии Гласско в середине 1960-х и Управления Науки в 1968 году. Главная роль нео-либеральных взглядов в начале 1980-х закрепила снижение влияния правительства и повышение удельной доли частного сектора.

     НИС стали главным фактором в повышении  благоденствия Канады после 2 Мировой  Войны.  Она была несовершенна, со множеством пробелов, несоответствий и недостающих элементов и некоторой нехваткой скоординированности. Канаде потребовалось время, чтобы обеспечить трансферт технологий от исследовательских организаций к индустрии. Один из путей достижения этого было проведение совместных исследований.

     Канадские исследования за границей, а также выданные патенты свидетельствовали о интернационализации канадской НИС, что подкреплялось также исследованиями, проводимыми иностранными организациями в Канаде. Большинство заграничных исследований проводилось в США, однако большая часть исследований. проводимых филиалами компаний с материнским капиталом, расположенным в США, проводилось в Германии и Великобритании и только небольшая часть – в Канаде.

     Несмотря на небольшой домашний рынок, Канада смогла построить НИС к середине 1990-х годов используя метод институционального заимствования у США и Западной Европы, совместно с политической и экономической реструктуризацией, держа свою экономику открытой для торговли и инвестиций, поддерживая стабильный макроэкономический рост.

     Со  времен Конфедерации до 1939 года, федеральное  правительство фокусировало свое внимание на дополнении слабых частных НИОКР  государственными лабораториями и  университетскими исследованиями. Исторически Канада отставала от других развитых стран в частных и государственных НИОКР.

     В 1939 году Бюро статистики создало первую точную схему исследовательской  системы в Канаде. Бизнес являлся  главным в сфере НИОКР. Он включал  около тысячи производственных лабораторий, в которых было занято около 2,400 профессиональных ученых и инженеров. В этих лабораториях было занято 54% всей рабочей силы сферы НИОКР и 64% всех расходов на эту сферу.

     Вторым  по значимости было федеральное правительство, представлявшее 13% канадской рабочей силы и 15% расходов на НИОКР. И, наконец, третьей по значимости отраслью стали университеты, содержавшие в то время 222 лаборатории и 22% всей рабочей силы. 
 

     Табл.1.1 НИОКР в 1938 году

  Лаборатории Ученые Расходы на НИОКР
Размещение

лабораторий

Количество(%) Количество(%) Млн. долларов($)
Заводы 998(69%) 2,410(54%) 10,7(62%)
Доминионы 78(5%) 573(13%) 2,5(15%)
Университеты 222(15%) 993(22%) 2,2(13%)
Госпитали 89(6%) 226(5%) 0,9(5%)
Провинции 53(4%) 213(5%) 0,8(4%)
Города 26(2%) 55(1%) 0,2(1%)
Всего 1466 4470 17,3

     (Источник: [1])

       Во время 2 Мировой Войны, Канада повысила свою активность, в большинстве своем за счет исследовательских оборонных институтов. В это время возрастает содействие правительства Канады своим послевоенным приоритетам, таким как атомная энергетика и аэрокосмическая отрасль. В послевоенные годы Канадское правительсво увеличило свое влияние, создав горизонтальные законодательные акты, поддерживающие частные НИОКР, направленные на определенные сектора в число которых входили атомная энергетика, аэрокосмическая отрасль, телекоммуникации, биотехнологии и ПО и государственные программы, такие как научные исследовательские институты и спецпрограммы. Федеральное правительство впервые начало активно продвигать науку и технологии в 1950-х. Активный рост начался в 1960-х с развитием государственной горизонтальной поддержки, включая налоговый кредит на НИОКР, налоговые снижения и Программу поддержки исследований (IRAP).

     В 1955 году в Канаде появилось несколько  сетей, соединяющих производство, университеты и государственные лаборатории. С этого времени сети стали развиваться высокими темпами. К 1969 году бизнес представлял 38% канадских расходов на НИОКР, федеральное правительство и университеты 31% и 27% соответственно.

     Литература  по вопросу истории развития НИС  Канады свидетельствует о том, что  недостаточный размер и состав производства в Канаде традиционно являлись основным препятствием перед развитием производительности канадских НИОКР. Также, одним из основных факторов стало недостаточное финансирование НИОКР в производственной сфере. Однако, с начала 1990-х годов, перспективы НИС свидетельствовали о том, что для развития инновационного производства необходимы адекватные меры политики и государственная поддержка.[1]

     В 1970-ых годах 70 % всех средств, выделяемых правительством страны, использовалось государственными научными учреждениями. Наиболее быстрыми темпами растут расходы на НИР в частном секторе экономики: с немногим более 1 млрд. долл. в 1971 г. до 8 млрд. долл. в 1999 г. За этот же период втрое в сопоставимых ценах увеличились расходы на науку канадских университетов, а с конца 1970-ых годов активно стал привлекаться для развития науки и иностранный капитал, которые к концу прошлого десятилетия достигли 3 млрд. долл. в ценах 1997 г., то есть фактически уровня финансирования НИР федеральным правительством.

     Именно  с 70-ых годов прошлого столетия в  Канаде началось активное вмешательство  государства в процесс становления  национального научно-технического потенциала, в частности, путем расширения научной инфраструктуры канадских университетов, создания государственных научных центров и лабораторий. В 1973 г. создается Национальный исследовательский совет (National Research Council Canada), призванный координировать работу государственных центров и разрабатывать общую стратегию развития научно-технического потенциала страны.[2] 
 
 

ГЛАВА 2

ФИНАНСОВАЯ  ИНФРАСТРУКТУРА КАНАДЫ 

     Соотношение валовых внутренних расходов на ИР к ВВП в Канаде (табл. 2.1) сейчас примерно такое же, как и в ЕС (1,88%), но значительно меньше, чем в США, Японии и многих западноевропейских странах.

     Фактически  за 2006-2008 гг. объем валовых внутренних затрат на ИР, как это видно из табл. 2.1, примерно был одинаковым и составлял около 29 млрд долл. Произошло некоторое снижение показателя GERD с 1,98 до 1,88%.

      Табл. 2.1. Расходы на ИР в Канаде

Год Валовые расходы на ИР,

млн долл.

ВВП, млн долл. GERD,

%

1995 13 754 810 426 1,70
2000 20 556 1 076 577 1,91
2001 23132 1 108 048 2,09
2002 23 531 1 152 905 2,04
2003 24 719 1 213 175 2,04
2004 26 833 1 290 906 2,08
2005 28142 1 372 626 2,05
2006 28 715 1 450 490 1,98
2007 28 881 1 535 646 1,88
2008 

2009 

2010  

29 894 

29 400 

29 222 

1 599 600 

1 527 300 

1 334 143

1,87 

1,92 

1,90

     (Источник: [3])

     Бизнес-сектор Канады является самым крупным среди  других секторов по затратам на ИР. По оценкам, в 2008 г., несмотря на глобальный финансово-экономический кризис, эти затраты составили 14,4 млрд долл. Второй «финансист» по объемам затрат на ИР - правительство (5,3 млрд долл.). Вклад сектора высшего образования составляет 4,5 млрд долл. По сравнению с 2000 г. значительно сократились затраты на ИР зарубежных организаций. Если в 2000 г. они составляли 17,4% от общенациональных валовых затрат на ИР, то к 2008 г. эта доля сократилась до 9%, что в определенной степени связано с последствиями кризиса.

Информация о работе Национальная Инновационная система Канады