Мотивация в инновационном менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является:
- изучение понятия мотивации в инновационном менеджменте;
- рассмотрение теории мотивации;
- рассмотрение организационно-экономических характеристик филиала ООО «Росгосстрах»;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1 Теоретические основы мотивации в инновационном менеджменте……..….5
1.1 Понятие и сущность мотивации в инновационном менеджменте…………5
1.2 Сущность основных теорий мотивации……………………………………..6
1.3 Особенности мотивации научно-технических работников……………….21
2 Краткая организационно-экономическая характеристика филиала ООО «Росгосстрах»…………………………………………………………………....24
2.1 Условия хозяйственной деятельности и финансово-экономические результаты деятельности………………………………………………………..24
2.2 Пути дальнейшего развития предприятия…………………………...…….27
3 Особенности мотивации творческих работников на предприятии……...…28
3.1 Разработка инновационной идеи в филиале ООО «Росгосстрах»……….28
3.2 Современное состояние мотивации творческих работников………….....33
3.3 Разработка рекомендаций по улучшению мотивирования работников инновационного коллектива…………………………………………………....35
Заключение……………………………………………………………………....38
Библиографический список………………………………………………….…40

Работа содержит 1 файл

Курсяк.doc

— 173.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..….3

1 Теоретические основы  мотивации в инновационном менеджменте……..….5

1.1 Понятие и сущность  мотивации в инновационном менеджменте…………5

1.2 Сущность основных теорий  мотивации……………………………………..6

1.3 Особенности мотивации научно-технических работников……………….21

2 Краткая организационно-экономическая  характеристика филиала ООО «Росгосстрах»…………………………………………………………………....24

2.1 Условия хозяйственной  деятельности и финансово-экономические  результаты деятельности………………………………………………………..24

2.2 Пути дальнейшего  развития предприятия…………………………...…….27

3 Особенности  мотивации творческих работников  на предприятии……...…28

3.1 Разработка  инновационной идеи в филиале  ООО «Росгосстрах»……….28

3.2 Современное  состояние мотивации творческих работников………….....33

3.3 Разработка  рекомендаций по улучшению мотивирования  работников инновационного коллектива…………………………………………………....35

Заключение……………………………………………………………………....38

Библиографический список………………………………………………….…40

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Мотивация имеет прямое отношение к результатам работы. И сейчас она играет более важную роль в жизни каждого менеджера, чем когда-либо ранее. Времена, когда руководители просто говорили своим подчиненным, что им делать, уже давно прошли. Теперь сотрудники более требовательно относятся к своим работодателям, чем раньше. Они хотят знать, что происходит в организации, участвовать в ее жизни, хотят, чтобы с ними советовались.

Кроме того, чтобы получать удовольствие от работы и, конечно же, удовлетворение, им нужно чувствовать, что все, что они делают, имеет реальную ценность. Когда люди довольны работой, они делают ее хорошо. Если сотрудники недостаточно мотивированы, это может проявляться по-разному: увеличивается количество прогулов, сотрудники тратят больше времени на личные разговоры по телефону и решение личных проблем, задерживаются на перерывах. При этом бюрократизм становится частью повседневной деятельности. Кроме того, из-за недостатка заинтересованности и внимания снижается качество выполнения работы, замедляется ее темп, у сотрудников не возникает желания брать на себя ответственность.

Актуальность данной темы заключается в том, что, поняв  механизм формирования мотивации, руководители смогут эффективно управлять инновационным  коллективом, повышая производительность предприятия при помощи мотивирования своих сотрудников; получив представление о том, что же такое мотивация и каковы истинные мотивы, каков собственно механизм мотивации, мы сможем эффективнее распоряжаться собственной жизнью.

Целью данной курсовой работы является:

- изучение понятия мотивации  в инновационном менеджменте;

- рассмотрение теории мотивации;

- рассмотрение организационно-экономических  характеристик филиала ООО «Росгосстрах»;

- разработка инновационной  идеи в филиале ООО «Росгосстрах».

- провести оценку эффективности  инновационных проектов.

Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теоретические  основы мотивации в инновационном  менеджменте.

2. Осуществить анализ  страховой компании филиала ООО  «Росгосстрах» и разработать там инновационную идею.

Объектом исследования является: страховая компания филиала  ООО «Росгосстрах».

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ В ИННОВАЦИОННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

1.1 Понятие и  сущность мотивации в инновационном  менеджменте

 

В системе инновационного менеджмента мотивация выполняет важную задачу стимулирования сотрудников к качественному выполнению задач в пределах принятых ими полномочий. Мотивация дополняет их психологическими аспектами, создавая стимулы или препятствия для продуктивного труда коллектива или отдельного сотрудника.

Мотивация означает процесс стимулирования всех участников инновационной деятельности, направленный на достижение установленных целей  развития инноваций. Индивидуальные или  коллективные мотивы участников инновационной деятельности в современных условиях достаточно сложны и не ограничиваются лишь материальными интересами. Простые прагматические решения в области мотивации инновационной деятельности сегодня не могут дать ожидаемых результатов. Менеджеру необходимо учитывать новейшие теоретические разработки, отражающие природу мотивации вообще и творческой деятельности в частности. Конкретное решение задач мотивации в инновационном менеджменте зависит от принятой концепции ее построения на предприятии, моделей поведения участников инноваций в трудовом процессе, форм стимулирования труда и ряда других факторов.

Известно, что  позитивное или негативное отношение  сотрудника к работе влияет на характер результатов его труда. Менеджер при организации инновационной  деятельности кроме распорядительных решений должен создать условия, побуждающие всех участников к продуктивному сотрудничеству и достижению наивысших результатов. Отсутствие стимулов к совместной деятельности или недостаточное внимание к мотивации труда способно разрушить самые современные и перспективные организационные построения. Мотивировать сотрудников – значит затронуть их важные интересы, потребности в чем-либо. Нарушения в мотивации могут иметь несколько причин, которые коренятся в межличностных конфликтах между сотрудниками. Образцовые компании, достигающие значительных результатов в побуждении у десятков и даже сотен людей приверженности к труду и склонности к постоянным нововведениям, показывают, что нет никаких причин, по которым невозможно создавать системы, позволяющие большинству персонала чувствовать себя победителями.

Мотивы к  труду проявляются, когда в распоряжении общества (или субъекта управления) имеется необходимый набор благ, который соответствует потребностям человека.

Еще можно отметить, что  мотивы к труду формируются до начала профессиональной трудовой деятельности. Человек усваивает ценности и нормы трудовой морали и этики, закладывающие основы его отношения к труду.

1.2 Сущность основных теорий мотивации

 

Систематическое изучение мотиваций с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека в труде даёт некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте. Результаты этих исследований рассматриваются в этом вопросе.

Теории мотивации  к работе можно разделить на две  группы:

  • теории содержания (содержательные);
  • теории процесса (процессуальные).

Первые делают упор на исследовании и объяснении содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивом их проведения, а, следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак-Клелланда. Рассмотрим подробнее эти теории.

Вторые разъясняют тот процесс, который дает продвижение  происходящему внутри человека процессу мотивации. Здесь говорится о  распределении усилий работников и  выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель. Портера - Лоулера.

Чтобы действительно  можно было понять мотивацию как  явление, нужны оба понятия, а также персональный подход к рассмотрению.

1. Содержательные теории

Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влияния на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:

  • теория иерархии потребностей, разработанная Маслоу;
  • теория ERG, разработанная Альдерфером;
  • тория приобретенных потребностей МакКлелланда;
  • теория двух факторов Герцберга.

Теория мотивации  по А. Маслоу

Первая из рассматриваемых  теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более  ранняя теория. Ее сторонники, в том  числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп:

  • физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;
  • потребности в безопасности и уверенности в будущем - защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем, социальные потребности - необходимость в социальном окружении;
  • потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям, потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.

Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно  расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.


 


    Самовыражения Вторичные 


 уважения


       социальные


        безопасности  и защищенности Первичные


физиологические


Рис 1. – Иерархия потребностей Маслоу

Смысл такого иерархического построения заключается в том, что  приоритетны для человека потребности  более низких уровней и это  сказывается на его мотивации. Другими  словами, в поведении человека более  определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.

Самая высокая  потребность - потребность самовыражения  и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.

Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно  наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.

Теория приобретенных  потребностей Дэвида МакКлелланда.

С развитием  экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Мак Клелланд. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию - его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.

Согласно теории Мак Клелланда люди, стремящиеся  к власти, должны удовлетворить эту  свою потребность и могут это  сделать при занятии определенных должностей в организации.

Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения квалификации и т.д. Такие люди имеют широкий круг общения и стремятся его расширить. Их руководители должны способствовать этому.

Теория ERG К. Альдерфера

Эта теория считается  сравнительно новой концепцией в  рамках содержательного подхода  к мотивации. Альдерфер также  выделяет три группы потребностей. Во-первых, это потребности существования, примерно соответствующие двум нижним группам потребностей Маслоу. Во-вторых, потребности связи, нацеленные на поддержание контактов, признание, самоутверждение, обретение поддержки, групповой безопасности, охватывающие третью, а также частично вторую и четвертую её ступени. В-третьих, потребности роста, выражающиеся в стремлении человека к признанию и самоутверждению, в основном эквивалентные двум верхним ступеням пирамиды Маслоу.

Как и Маслоу, Альдерфер рассматривает потребности  в рамках иерархии, однако в отличие  от него считает возможным переход  от одного их уровня к другому в различных направлениях. Например, при невозможности удовлетворить потребности высшего уровня вновь возвращается к низшему и активизирует свою деятельность здесь, что создаёт дополнительные возможности для мотивации.

Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга

Эта теория появилась  в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и  нематериальных факторов на мотивацию  человека.

Информация о работе Мотивация в инновационном менеджменте