Модель Абернаси-Аттербек и модель Барраса: динамика инновационного процесса в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ
Инновационные процессы – неотъемлемое условие развития туризма. Управление инновацилнными процессами, внедрение их на практике с цельюн развития туризма является одним из самых важных вопросов в области экономики туризма. Инновации классифицируются по таким признакам, как первоисточник (нужды потребителей туристических услуг, нововведения, новаторские идеи), область применения инноваций (туристический продукт, туристическая инфраструктура, управление процессами в туризме, рекламная поддержка туризма), степень революционности

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Продуктовые и процессные инновации………………………………...5
2. Инновационные процессы в продвижении и коммерциализации туристского продукта……………………………………………………………12
3.Инновационные процессы в туризме………………………………….14
3.1.Влияние политической, экономической и социальной сфер на инновационные процессы в туризме………………………………………...…14
3.2. Роль всемирной туристской организации в стимулировании и распространении инноваций…………………………………………………....17
3.3. Принципы устойчивого развития туризма………………………………...20
Заключение………………………………………………

Работа содержит 1 файл

к.р. иновационный менеджмент - Модель Абернаси-Аттербек и модель Барраса динамика инновационного процесса в туризме..docx

— 64.07 Кб (Скачать)

Декларация Всемирной конференции  по туризму в Акапулько (Мексика, 1982 г.) рекомендовала государствам при  осуществлении выбора технологий в  области туризма гармонично увязывать  местные и иностранные технологии, приспосабливать их к конкретным условиям и использовать проверенные  прикладные методы.

Состоявшаяся в апреле 1989 г. в  Гааге Межпарламентская конференция  по туризму приняла Гаагскую декларацию по туризму. В ней отмечалось, что  туризм может быть эффективным средством  содействия социально-экономическому росту для всех стран, если одновременно принимаются необходимые меры по решению наиболее срочных национальных задач и достижению приемлемого  уровня самообеспечения, при котором страна не должна тратить больше того, что она надеется получить от туризма. Он должен входить в комплексное развитие страны наряду с другими приоритетными направлениями экономики, а внутренний туризм необходимо стимулировать так же, как и международный.

На XIV сессии Генеральной ассамблеи  Всемирной туристской организации, которая проходила в 2001 г. в Сеуле  и Осаке, были приняты Сеульская декларация "Мир и туризм" и Осакская декларация тысячелетия.

В Декларации тысячелетия, которую  составили и одобрили лидеры мирового туризма из государственного и частного секторов, есть раздел "Туризм и информационные технологии". В нем отмечается, что успешная деятельность туристских предприятий и турцентров во многом зависит от использования возможностей информационных технологий и Интернета. Государственные ведомства, национальные туристские администрации и организации маркетинга туристских направлений (ОМТН) должны в тесном сотрудничестве с частным сектором и региональными и местными властями активно создавать и обогащать комплексные базы данных для обеспечения конкурентоспособности туристского электронного бизнеса. На надлежащем уровне следует защищать права потребителей, внедрять системы оперативного разрешения конфликтов и передовые технологии для удобства и комфорта путешественников, упрощения и унификации документации, необходимой при пересечении границ.

В целом эту декларацию можно  считать программой действий в области  развития инновационных процессов  в туризме.

В декларации "Мир и туризм" провозглашалось: "Мы стремимся содействовать  сотрудничеству в сфере обмена знаниями, информацией, технологией и людскими ресурсами в смежных с туризмом областях между развитыми и развивающимися странами; сотрудничать в целях превращения  туризма в наукоемкую отрасль  и заполнять недостающие звенья в области экономики, социокультурной среды и технологии; а также способствовать социальному развитию и процветанию человечества".

В конце января 2004 г. состоялась первая Всемирная конференция по коммуникациям  в туризме (TOURCOM), в которой участвовало 830 делегатов из 126 стран. Конференция  провозгласила новую информационную кампанию "Туризм обогащает личность, семью, общество и все человечество". Конференция призвала все правительства увеличить инвестиции в развитие туризма.

Только ЮНВТО имеет Деловой  совет, объединяющий около 350 различных  организаций - присоединившихся членов ЮНВТО. Для получения статуса  присоединившегося члена требуется  официальная поддержка той страны, на территории которой находится  штаб-квартира кандидата. Присоединившимися  членами являются организации и  компании, непосредственно работающие в сфере туризма и путешествий  или в смежных отраслях (транспортные компании, банковские и страховые  учреждения, издательские дома, учебные  заведения).

Большая заслуга Всемирной туристской организации в том, что она  стала инициатором и разработчиком  двух базовых инноваций - принципа устойчивого  развития и системы оценки экономического значения туризма.

 

3.3. Принципы устойчивого развития туризма

 

Научно-технический и  социально-экономический прогресс привел к ускоренному развитию туризма. Из-за этого в местах, массово  посещаемых туристами, появились серьезные  проблемы в области экологии, культуры и социального развития. Неконтролируемый рост туризма, обусловленный желанием быстро получить прибыль, зачастую приводит к негативным последствиям — ущербу окружающей среде и местным общинам. Это вынуждает человечество проявлять заботу о сохранении природных, исторических и культурных ценностей. Принципы охраны биосферы в глобальном масштабе были закреплены в 1992 г. конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, в которой приняли участие делегации правительств 179 стран мира, многочисленные международные и неправительственные организации. На конференции был одобрен программный документ «Повестка дня на XXI век» («Agenda 21») и принята Декларация по окружающей среде и развитию.

Принятие этого документа  стало началом внедрения радикального нововведения в сферу туризма — принципа устойчивого развития туризма, который был предложен ЮНВТО. Эта радикальная инновация заставляет работников туристской сферы и туристов менять свои взгляды на туризм, на взаимоотношения его участников.

В 1995 г. совместными усилиями Всемирной туристской организации, Всемирного совета по путешествиям и туризму и Совета Земли был разработан документ «Повестка дня на XXI век для отрасли путешествий и туризма» (Agenda 21 for the Travel and Tourism Industry).

В этом документе анализируется  стратегическая и экономическая важность туризма, приводятся многочисленные сообщения о чрезмерном наплыве туристов, об утрате некоторыми курортами их былой славы, уничтожении местной культуры, транспортных проблемах и растущем сопротивлении местного населения наплыву туристов.

Документ наметил конкретную программу действий государственных ведомств, национальных туристских администраций (НТА), отраслевых организаций и туристских компаний по устойчивому развитию туризма. Для правительственных ведомств определены следующие приоритетные сферы деятельности:

  • оценка существующей нормативной, экономической и добровольной структуры с точки зрения устойчивого туризма;
  • оценка экономической, социальной, культурной и экологической деятельности национальной организации;
  • обучение, образование и просвещение общественности; планирование устойчивого туризма;
  • содействие обмену информацией, опытом и технологиями; обеспечение участия всех общественных секторов в развитии устойчивого туризма;
  • разработка новой туристской продукции; сотрудничество в целях развития устойчивого туризма.

 Задачами туристских  компаний являются выработка  и определение направлений деятельности по развитию устойчивого туризма. Приоритетными сферами деятельности должны стать сохранение и восстановление окружающей среды: сведение отходов к минимуму; привлечение персонала, клиентов и общественности к решению экологических вопросов. Рассмотрение экономических, социальных, культурных критериев и охраны окружающей среды должно являться составной частью всех управленческих решений, в том числе при включении новых элементов в существующие программы.

В 2004 г. Всемирная туристская организация сформулировала концепцию устойчивого развития туризма (цитируем):

«Нормы и практику управления устойчивым развитием туризма можно применять ко всем видам туризма и ко всем типам направлений, включая массовый туризм и различные ниши туристских сегментов. Принципы устойчивости относятся к охране окружающей среды, экономическим и социально-культурным аспектам развития туризма и между этими тремя аспектами должен быть установлен соответствующий баланс, чтобы гарантировать долговременную устойчивость туризма. Таким образом, устойчивый туризм должен:

1) обеспечить оптимальное использование ресурсов окружающей среды, которые составляют ключевой элемент развития туризма, поддерживая основные экологические процессы и помогая сохранять природное наследие и биологическое разнообразие;

2) уважать своеобразные социально-культурные особенности принимающих сообществ, сохраняя присущее им созданное и сложившееся культурное наследие и традиционные обычаи, и вносить вклад во взаимопонимание различных культур и терпимость к их восприятию;

3) обеспечивать жизнеспособность долгосрочных экономических процессов, учитывая их выгоду для всех заинтересованных кругов, которые их беспристрастно распространяют, включая постоянную занятость и возможности поступающих доходов и социальных услуг для принимающих сообществ и вклад в сокращение масштабов нищеты.

Устойчивое развитие туризма нуждается в компетентном участии всех заинтересованных кругов, имеющих отношение к этому делу, и в такой же мере в решительном политическом руководстве для того, чтобы обеспечить широкое участие и достижение консенсуса. Достижение устойчивого туризма является непрерывным процессом, требующим постоянного мониторинга воздействия на окружающую среду, вводя, в случае если это необходимо, соответствующие предупредительные и/или корректирующие меры.

Устойчивый туризм должен также поддерживать высокий уровень удовлетворения потребностей туристов, используя многоплановые запросы туристов, повышая их осведомленность (информированность) об устойчивости результатов и продвигая практическую деятельность по устойчивому туризму среди них».

Основное отличие моделей  массового (традиционного) и устойчивого туризма заключается в том, что часть получаемых выгод в случае устойчивого развития туризма направляется на восстановление ресурсной базы и совершенствование технологий производства услуг.

В 2000 г. известные туроператоры совместно с ЮНЕП (программа ООН по защите окружающей среды), Комиссией ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО) и Всемирной туристской организацией создали добровольное некоммерческое партнерство «Инициатива туроператоров для устойчивого развития туризма» (TOI), открытое для всех новых членов. Участники этого партнерства определяют устойчивое развитие как основу своей предпринимательской деятельности и сообща работают для продвижения практики и методов, совместимых с устойчивым развитием. Они стремятся предотвращать загрязнение окружающей среды; сохранять растения, животных, экологические системы, биологическое разнообразие; охранять и сохранять ландшафт, культурное и природное наследие, уважать целостность местных культур и избегать отрицательного влияния на социальные структуры; сотрудничать с местным сообществом и народами; использовать местные продукты и умение местных работников. В 2002 г. ЮНВТО совместно с ЮНКТАД разработала программу «Устойчивый туризм — залог искоренения нищеты» (ST-ЕР).

Таблица 1 – Устойчивый и  массовый туризм

Факторы сравнения

Устойчивый туризм

Массовый (традиционный) туризм

Привлечение туристов

Объемы предоставления туристских услуг

Туристская деятельность ориентирована

 

согласуются с социально-экономиче-

на постоянное увеличение туристских

 

скими, экологическими возможностями

потоков. Объемы предоставления

 

территории, которые и  определяют

туристских услуг ограничиваются только

 

характер туристской деятельности

емкостью материально-технической  базы

Поведение туристов

Посетители во время своего пребывания

Посетители приносят свой образ жизни

 

следуют определенной модели поведения в соответствии с культурой посещаемой территории. Поведение посетителей не наносит ущерба природным ресурсам, традициям и обычаям местного населения

и поведения на территорию отдыха

Отношение к природе

Для посетителей важна  сама ценность

Доминирует потребительское  отношение

 

существования природных  объектов,

посетителей к природным  объектам.

 

а не их потребительская  ценность

Природные объекты оцениваются  исходя из их полезности для человека

Отношения посетителей

Дружелюбные, уважительные отношения,

Формальные отношения. Посетители

и местного населения

целью которых является познание новой

считают себя хозяевами, которых  долж-

 

культуры

ны обслуживать


 В настоящее время осуществляется целый ряд международных программ по внедрению устойчивого туризма. Одной из них является Программа комплексного управления прибрежными зонами (Integrated Coastal Zone Management), которая имеет статус кодекса и принята большинством стран Европы, интенсивно развивается в Америке. Цель этой программы: учет специфических социально-природных условий морских побережий при организации жизнедеятельности и управлении прибрежными зонами. Европейская программа обучения комплексному управлению прибрежными зонами финансируется Европейским Союзом.

Информация о работе Модель Абернаси-Аттербек и модель Барраса: динамика инновационного процесса в туризме