Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 14:03, курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ
Инновационные процессы – неотъемлемое условие развития туризма. Управление инновацилнными процессами, внедрение их на практике с цельюн развития туризма является одним из самых важных вопросов в области экономики туризма. Инновации классифицируются по таким признакам, как первоисточник (нужды потребителей туристических услуг, нововведения, новаторские идеи), область применения инноваций (туристический продукт, туристическая инфраструктура, управление процессами в туризме, рекламная поддержка туризма), степень революционности
Введение…………………………………………………………………….3
1.Продуктовые и процессные инновации………………………………...5
2. Инновационные процессы в продвижении и коммерциализации туристского продукта……………………………………………………………12
3.Инновационные процессы в туризме………………………………….14
3.1.Влияние политической, экономической и социальной сфер на инновационные процессы в туризме………………………………………...…14
3.2. Роль всемирной туристской организации в стимулировании и распространении инноваций…………………………………………………....17
3.3. Принципы устойчивого развития туризма………………………………...20
Заключение………………………………………………
Декларация Всемирной
Состоявшаяся в апреле 1989 г. в Гааге Межпарламентская конференция по туризму приняла Гаагскую декларацию по туризму. В ней отмечалось, что туризм может быть эффективным средством содействия социально-экономическому росту для всех стран, если одновременно принимаются необходимые меры по решению наиболее срочных национальных задач и достижению приемлемого уровня самообеспечения, при котором страна не должна тратить больше того, что она надеется получить от туризма. Он должен входить в комплексное развитие страны наряду с другими приоритетными направлениями экономики, а внутренний туризм необходимо стимулировать так же, как и международный.
На XIV сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации, которая проходила в 2001 г. в Сеуле и Осаке, были приняты Сеульская декларация "Мир и туризм" и Осакская декларация тысячелетия.
В Декларации тысячелетия, которую составили и одобрили лидеры мирового туризма из государственного и частного секторов, есть раздел "Туризм и информационные технологии". В нем отмечается, что успешная деятельность туристских предприятий и турцентров во многом зависит от использования возможностей информационных технологий и Интернета. Государственные ведомства, национальные туристские администрации и организации маркетинга туристских направлений (ОМТН) должны в тесном сотрудничестве с частным сектором и региональными и местными властями активно создавать и обогащать комплексные базы данных для обеспечения конкурентоспособности туристского электронного бизнеса. На надлежащем уровне следует защищать права потребителей, внедрять системы оперативного разрешения конфликтов и передовые технологии для удобства и комфорта путешественников, упрощения и унификации документации, необходимой при пересечении границ.
В целом эту декларацию можно считать программой действий в области развития инновационных процессов в туризме.
В декларации "Мир и туризм"
провозглашалось: "Мы стремимся содействовать
сотрудничеству в сфере обмена знаниями,
информацией, технологией и людскими
ресурсами в смежных с туризмом
областях между развитыми и
В конце января 2004 г. состоялась первая
Всемирная конференция по коммуникациям
в туризме (TOURCOM), в которой участвовало
830 делегатов из 126 стран. Конференция
провозгласила новую
Только ЮНВТО имеет Деловой
совет, объединяющий около 350 различных
организаций - присоединившихся членов
ЮНВТО. Для получения статуса
присоединившегося члена
Большая заслуга Всемирной туристской
организации в том, что она
стала инициатором и
3.3. Принципы устойчивого развития туризма
Научно-технический и
социально-экономический
Принятие этого документа
стало началом внедрения
В 1995 г. совместными усилиями Всемирной туристской организации, Всемирного совета по путешествиям и туризму и Совета Земли был разработан документ «Повестка дня на XXI век для отрасли путешествий и туризма» (Agenda 21 for the Travel and Tourism Industry).
В этом документе анализируется стратегическая и экономическая важность туризма, приводятся многочисленные сообщения о чрезмерном наплыве туристов, об утрате некоторыми курортами их былой славы, уничтожении местной культуры, транспортных проблемах и растущем сопротивлении местного населения наплыву туристов.
Документ наметил конкретную программу действий государственных ведомств, национальных туристских администраций (НТА), отраслевых организаций и туристских компаний по устойчивому развитию туризма. Для правительственных ведомств определены следующие приоритетные сферы деятельности:
Задачами туристских компаний являются выработка и определение направлений деятельности по развитию устойчивого туризма. Приоритетными сферами деятельности должны стать сохранение и восстановление окружающей среды: сведение отходов к минимуму; привлечение персонала, клиентов и общественности к решению экологических вопросов. Рассмотрение экономических, социальных, культурных критериев и охраны окружающей среды должно являться составной частью всех управленческих решений, в том числе при включении новых элементов в существующие программы.
В 2004 г. Всемирная туристская организация сформулировала концепцию устойчивого развития туризма (цитируем):
«Нормы и практику управления устойчивым развитием туризма можно применять ко всем видам туризма и ко всем типам направлений, включая массовый туризм и различные ниши туристских сегментов. Принципы устойчивости относятся к охране окружающей среды, экономическим и социально-культурным аспектам развития туризма и между этими тремя аспектами должен быть установлен соответствующий баланс, чтобы гарантировать долговременную устойчивость туризма. Таким образом, устойчивый туризм должен:
1) обеспечить оптимальное использование ресурсов окружающей среды, которые составляют ключевой элемент развития туризма, поддерживая основные экологические процессы и помогая сохранять природное наследие и биологическое разнообразие;
2) уважать своеобразные социально-культурные особенности принимающих сообществ, сохраняя присущее им созданное и сложившееся культурное наследие и традиционные обычаи, и вносить вклад во взаимопонимание различных культур и терпимость к их восприятию;
3) обеспечивать жизнеспособность долгосрочных экономических процессов, учитывая их выгоду для всех заинтересованных кругов, которые их беспристрастно распространяют, включая постоянную занятость и возможности поступающих доходов и социальных услуг для принимающих сообществ и вклад в сокращение масштабов нищеты.
Устойчивое развитие туризма нуждается в компетентном участии всех заинтересованных кругов, имеющих отношение к этому делу, и в такой же мере в решительном политическом руководстве для того, чтобы обеспечить широкое участие и достижение консенсуса. Достижение устойчивого туризма является непрерывным процессом, требующим постоянного мониторинга воздействия на окружающую среду, вводя, в случае если это необходимо, соответствующие предупредительные и/или корректирующие меры.
Устойчивый туризм должен также поддерживать высокий уровень удовлетворения потребностей туристов, используя многоплановые запросы туристов, повышая их осведомленность (информированность) об устойчивости результатов и продвигая практическую деятельность по устойчивому туризму среди них».
Основное отличие моделей массового (традиционного) и устойчивого туризма заключается в том, что часть получаемых выгод в случае устойчивого развития туризма направляется на восстановление ресурсной базы и совершенствование технологий производства услуг.
В 2000 г. известные туроператоры совместно с ЮНЕП (программа ООН по защите окружающей среды), Комиссией ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО) и Всемирной туристской организацией создали добровольное некоммерческое партнерство «Инициатива туроператоров для устойчивого развития туризма» (TOI), открытое для всех новых членов. Участники этого партнерства определяют устойчивое развитие как основу своей предпринимательской деятельности и сообща работают для продвижения практики и методов, совместимых с устойчивым развитием. Они стремятся предотвращать загрязнение окружающей среды; сохранять растения, животных, экологические системы, биологическое разнообразие; охранять и сохранять ландшафт, культурное и природное наследие, уважать целостность местных культур и избегать отрицательного влияния на социальные структуры; сотрудничать с местным сообществом и народами; использовать местные продукты и умение местных работников. В 2002 г. ЮНВТО совместно с ЮНКТАД разработала программу «Устойчивый туризм — залог искоренения нищеты» (ST-ЕР).
Таблица 1 – Устойчивый и массовый туризм
Факторы сравнения |
Устойчивый туризм |
Массовый (традиционный) туризм |
Привлечение туристов |
Объемы предоставления туристских услуг |
Туристская деятельность ориентирована |
согласуются с социально-экономиче- |
на постоянное увеличение туристских | |
скими, экологическими возможностями |
потоков. Объемы предоставления | |
территории, которые и определяют |
туристских услуг | |
характер туристской деятельности |
емкостью материально- | |
Поведение туристов |
Посетители во время своего пребывания |
Посетители приносят свой образ жизни |
следуют определенной модели поведения в соответствии с культурой посещаемой территории. Поведение посетителей не наносит ущерба природным ресурсам, традициям и обычаям местного населения |
и поведения на территорию отдыха | |
Отношение к природе |
Для посетителей важна сама ценность |
Доминирует потребительское отношение |
существования природных объектов, |
посетителей к природным объектам. | |
а не их потребительская ценность |
Природные объекты оцениваются исходя из их полезности для человека | |
Отношения посетителей |
Дружелюбные, уважительные отношения, |
Формальные отношения. Посетители |
и местного населения |
целью которых является познание новой |
считают себя хозяевами, которых долж- |
культуры |
ны обслуживать |
В настоящее время осуществляется целый ряд международных программ по внедрению устойчивого туризма. Одной из них является Программа комплексного управления прибрежными зонами (Integrated Coastal Zone Management), которая имеет статус кодекса и принята большинством стран Европы, интенсивно развивается в Америке. Цель этой программы: учет специфических социально-природных условий морских побережий при организации жизнедеятельности и управлении прибрежными зонами. Европейская программа обучения комплексному управлению прибрежными зонами финансируется Европейским Союзом.