Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 22:16, курсовая работа
Сферу инновационной деятельности можно определенно отнести к одной из наиболее специфических в менеджменте.
Сейчас тема инноваций имеет наиболее актуальное значение, так как условия рыночной экономики постоянно подталкивают предприятия, как малые, так и крупные к поиску всевозможных новаций, введение которых поможет им продвинуться вперед и увеличить эффективность своего производства, а соответственно и прибыль.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Управление инновациями……………………………………………...5
Глава 2. Менеджер инноваций…………………………………………………...7
2.1. Профессия инновационного менеджера. Ее особенности…....……...7
2.2. Модель компетенций менеджера инновационного бизнес…..……..11
2.3. Квалификационные характеристики менеджера инноваций……….14
2.4. Функции и задачи менеджера по инновациям………………………18
Глава 3. Проблемы и перспективы развития профессии инновационного менеджера в России……………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы …………………………………………..28
Задачи менеджера по инновациям заключаются в следующем:
К правам инновационного менеджера можно отнести:
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что должность инновационного менеджера многофункциональна и несет на себе достаточную долю ответственности за принимаемые решения.
Уравновешенные решения принимают менеджеры, критически относящиеся к своим действиям, гипотезам и интуиции. Обычно перед принятием решения они тщательно формулируют исходную идею.
Импульсивные решения принимают те, кто легко генерирует разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их проверить, оценить. Эти решения недостаточно обоснованы и надежны.
Инертные решения - результат осторожного, неактивного поиска. В них контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей.
Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что принимающие их не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез, они достаточно уверены в себе.
Осторожные решения принимают менеджеры, тщательно оценивающие все варианты. Такие решения еще в меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.
Инновационный менеджер должен принимать рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, на техническом обосновании и тщательном изучении рынка, а также предварительной оценке идей.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития профессии в России
Как ни странно наиболее острой проблемой на данный момент остается невостребованность профессии инновационного менеджера. Вопреки ожиданиям, что мировой финансово-экономический кризис подтолкнет отечественные предприятия к разработке инновационной продукции, результаты опроса руководителей компаний разных отраслей, проведенного межведомственным аналитическим центром (МАЦ), показывают, что более трети из пятисот исследуемых организаций не занимаются инновациями.
В западных компаниях уже 20 лет существует должность менеджера по инновациям. Компании российские не спешат вносить ее в штатное расписание — не понимают, как строится работа такого менеджера и за что ему платить зарплату.
Объясняют это существованием альтернативных и более доступных источников прибыли. И эта позиция руководителей российских предприятий не изменилась, несмотря на политику государства в области инновационного развития. Лишь представители государственных структур верят в реальность развития страны по инновационному пути. А вот непосредственно сами изобретатели и руководители производств настроены менее оптимистично.
Сегодня одним из немаловажных факторов, замедляющих темпы развития отечественных предприятий, выступает недостаточный уровень квалификации управленцев, отвечающих за реализацию инновационных проектов. Дефицит профессиональных менеджеров в этом направлении приводит к тому, что идея в своем развитии так и не достигает стадии конечного продукта, не трансформируется в новый товар или технологию. Нельзя забывать о том, что успех разработки зависит не только от качества самой идеи, но и от других сопутствующих факторов, за которые отвечает специально подготовленный менеджер. Он должен делать анализ проектных рисков, искать пути их минимизации, уметь выбирать наиболее эффективную систему финансирования и продвигать продукт на рынок. А таких специалистов мало. На многих предприятиях их вообще нет.
«В штате российских предприятий таких должностей, как правило, нет, - говорит Дмитрий Хомутский, менеджер по образовательным программам компании «Mail.ru». – Задачи, касаемые инновационного развития, обычно распределяются между другими работниками. Этим занимаются руководители проектов по расширению и выводу на рынок новых продуктов. Нужны ли в России менеджеры по инновациям, вопрос спорный. Многие предприниматели не хотят вводить такую штатную единицу, поскольку результатов работы специалиста по внедрению инноваций, к сожалению, не видно сразу. Обычно продукт выводится к конечному потребителю один или два года. Западные компании смотрят на эту проблему проще, и поэтому трудоустраивают таких работников лишь для того, чтобы лишний раз подчеркнуть свою современность и повысить, таким образом, собственный престиж. А вот руководители российских фирм уверены, что если ввести отдельную должность инноватора, то все остальные сотрудники могут перестать относиться к выполнению своих задач творчески. Наши боссы считают, что в рабочем коллективе каждый должен быть в своем роде менеджером по инновациям».10
В соответствии с результатами недавнего исследования портала «Кадры.ру», в Российской Федерации менеджеров по инновациям можно чаще всего встретить в производственной, пищевой сфере и, конечно же, IT-секторе. Во всех этих отраслях рынок развивается очень интенсивно, поэтому нужно молниеносно реагировать на любые его изменения.
Потребность в таких специалистах в специалистах инноваторах в настоящий момент формируется как крупными промышленными предприятиями, так и малыми предприятиями, работающими в сфере научно-технологического бизнеса. К сожалению, многие из руководителей пока еще не видят возможности применения таких специалистов и не осознают, насколько полезны они будут для предприятий. Если обобщить все данные, то инновационный менеджер обязательно должен иметь высшее образование, определенный багаж базовых способностей управленца и практический опыт, а главное – способность генерировать идеи. Инициативность, высокая мотивация к достижению целей и готовность работать в стрессовых ситуациях – это личностные характеристики новатора. В человеке этой профессии ценится умение защитить инновационный проект на разных уровнях.
Сегодняшний интеллектуальный потенциал России может стать основой ее возрождения, если наработки придут в промышленность и выйдут на рынок. Страна сможет получать за счет продажи лицензий, разработок, выполнения внешних заказов, реализации совместных международных инновационных проектов суммы, сопоставимые с бюджетом страны, а это – возрождение хозяйства, образование среднего класса, ликвидация безработицы.
Это реально, как по оценкам специалистов в нашей промышленности, по крайней мере, не менее чем 85 процентов предприятий, может выпускать конкурентные товары (мирового уровня).
В цепочке «разработка-производство-
Профессионально подготовленные российские менеджеры, свободно владеющие иностранным языком, становятся важнейшим активом инновационного бизнеса.
В настоящее время подготовка менеджеров по инновациям на высоком уровне ведется в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Учебные курсы представляют собой органичное сочетание мировой и российской практики инновационной деятельности и пока очень редко встречаются в бизнес - школах и университетах России.
В настоящее время в России начинают развиваться пока в экспериментальном порядке программы подготовки менеджеров в формате МВА, наиболее приближенном к зарубежному.
Особенно актуален международный уровень подготовки менеджеров для коммерциализации разработок. Только при наличии мировой конкурентоспособности нового продукта может быть оправдан риск инновационного бизнеса. Единая подготовка менеджеров дает им возможность обсуждать бизнес на одном профессиональном языке, используя современные средства коммуникации при проведении маркетинговых исследований, оценке коммерческого потенциала новой технологии, выработке стратегии продвижения нового продукта на мировой рынок.
Логическим продолжением образовательной деятельности АНХ стала разработка международной программы, осуществляемая совместно с Техасским университетом (США). В ее основу положена концепция «глобальной классной комнаты», когда занятия проводятся в аудиториях, расположенных в разных странах, и совместную работу международных команд студентов над коммерциализацией конкретных технологий. Занятия проводятся с помощью спутникового телевидения и системы Интернет. Пока такие занятия одновременно проходят в США, Португалии и Мексике, в будущем году к ним подключатся Китай, Бразилия, Австралия и Россия. Кроме того в России планируется проведение Международного конкурса молодежных проектов «Инновационный потенциал молодежи - 2012», с целью выявления и поддержки талантливой молодежи, создания условий для раскрытия её творческих способностей, повышения результативности участия молодежи в научной деятельности и научно-техническом творчестве.
В СССР были созданы условия для развития науки, прежде всего фундаментальной. Интеллектуальный потенциал России сегодня оценивают в 400 млрд. долларов. Превращение достижений науки и технологий в рыночный продукт за рубежом рассматривается как большой бизнес. Сегодняшний интеллектуальный потенциал России может стать основой ее возрождения, если наработки придут в промышленность и выйдут на рынок.
Для дальнейшего развития
бизнеса и экономики в целом
необходимы подготовленные специалисты,
менеджеры по инновациям, которые
знают и специфику
Заключение
В современных условиях рыночной экономики преобразования на основе радикальных инноваций становятся важным условием развития для любой компании. Другими словами, рост конкуренции неизбежно приведет к тому, что компаниям придется оптимизировать внутренние процессы для получения большей прибыли. А, следовательно, понадобятся менеджеры по инновациям, появившиеся на Западе еще 20 лет назад.
Подводя итоги, важно отметить, что менеджер по инновациям – это не просто глава отдела, в котором занимаются разработкой инноваций, это, прежде всего высококлассный специалист, знающий область, в которой он работает.
Менеджер по инновациям должен
решать следующие задачи:
Во-первых, он должен видеть задачи «от
заказчика», а не изнутри компании.
Во-вторых, должен уметь разделять фантазии
и реальную работу.
В-третьих, с учетом сказанного выше, —
выстраивать необходимые процессы внутри
компании.
В-четвертых, налаживать внешние и внутренние
коммуникации для проверки технологий
и «пилотных» проектов.
И, наконец, в-пятых, такой топ-менеджер
должен выстраивать взаимодействие с
институтами развития, которые в нашей
стране заняты поддержкой инноваций.
Таким образом, инновационный менеджер – предприниматель, он должен быть готов к риску и оперативности в нахождении и принятии решений, ориентироваться на рынок и потребности клиентов, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Без такого человека в организации грамотно организованное движение вперед не возможно.
Список использованной литературы
Информация о работе Квалификационнные характеристики менеджера инноваций