Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 22:16, курсовая работа
Сферу инновационной деятельности можно определенно отнести к одной из наиболее специфических в менеджменте.
Сейчас тема инноваций имеет наиболее актуальное значение, так как условия рыночной экономики постоянно подталкивают предприятия, как малые, так и крупные к поиску всевозможных новаций, введение которых поможет им продвинуться вперед и увеличить эффективность своего производства, а соответственно и прибыль.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Управление инновациями……………………………………………...5
Глава 2. Менеджер инноваций…………………………………………………...7
2.1. Профессия инновационного менеджера. Ее особенности…....……...7
2.2. Модель компетенций менеджера инновационного бизнес…..……..11
2.3. Квалификационные характеристики менеджера инноваций……….14
2.4. Функции и задачи менеджера по инновациям………………………18
Глава 3. Проблемы и перспективы развития профессии инновационного менеджера в России……………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы …………………………………………..28
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Управление инновациями……………………………………………..
Глава 2. Менеджер инноваций…………………………………………………..
2.1. Профессия инновационного менеджера. Ее особенности…....……...7
2.2. Модель компетенций менеджера инновационного бизнес…..……..11
2.3. Квалификационные
2.4. Функции и задачи менеджера по инновациям………………………18
Глава 3. Проблемы и перспективы
развития профессии инновационного
менеджера в России………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………………..28
Введение
Сферу инновационной деятельности можно определенно отнести к одной из наиболее специфических в менеджменте.
Сейчас тема инноваций имеет наиболее актуальное значение, так как условия рыночной экономики постоянно подталкивают предприятия, как малые, так и крупные к поиску всевозможных новаций, введение которых поможет им продвинуться вперед и увеличить эффективность своего производства, а соответственно и прибыль.
Таким образом, довольно значимую роль приобретает человек, который возьмет на себя обязанности по грамотному внедрению инноваций в деятельность предприятия.
О профессии инновационного менеджера в нашей стране заговорили недавно, в то время как за рубежом она существует уже более 20 лет. В России же многие руководители до сих пор не стремятся вводить эту должность, считая ее лишней, и не понимают, как строится работа такого менеджера и за что ему платить зарплату.
Объясняют это существованием альтернативных и более доступных источников прибыли. И эта позиция руководителей российских предприятий не изменилась, несмотря на политику государства в области инновационного развития. Лишь представители государственных структур верят в реальность развития страны по инновационному пути. А вот непосредственно сами изобретатели и руководители производств настроены менее оптимистично.
Сегодня одним из немаловажных факторов, замедляющих темпы развития отечественных предприятий, выступает недостаточный уровень квалификации управленцев, отвечающих за реализацию инновационных проектов. Ведь нельзя забывать о том, что успех разработки зависит не только от качества самой идеи, но и от других сопутствующих факторов, за которые отвечает специально подготовленный менеджер.
Таким образом, я, в своей курсовой работе попыталась дать наиболее полное определение понятию «инновационный менеджер», а так же определить сферу его должностных и функциональных обязанностей, квалификацию и личные качества, которыми такой специалист должен обладать. Кроме того важно разобраться о проблемах настоящего и возможностях будущего таких специалистов в нашей стране.
Глава 1. Управление инновациями
Сейчас мы все чаще сталкиваемся с такими понятиями как «инновации», «инновационный менеджмент», «инновационное развитие» и т.д. Повышенное внимание к инновациям и менеджменту инноваций продиктовано самой жизнью современного общества, так как воплощение инновационной деятельности в новых продуктах, прорывных технологиях, а также новых подходах к решению современных проблем являются основой его социально-экономического развития. Главная задача инноваций – это то, чтобы общество не отставало от времени, так как нам постоянно необходимо движение вперед и изменения. Это особо касается современного бизнеса и экономики государства в целом. Так как безусловным атрибутом окружающей нас действительности является стремительное ускорение научно-технического прогресса и в этих условиях гарантией успешного бизнеса является постоянное внимание к любым изменениям потребностей общества, а также гибкое реагирование на эти изменения предложением новых технологий и инноваций.
На Западе уже давным-давно развивается переустройство общества в инновационном направлении, т.е. у них повсюду используются инновации во всех сферах жизнедеятельности человека. Активное развитие инновационной деятельности привело к тому, что инновации стали частью жизни западного человека, без которых не представляется дальнейшее существование.
За последние 10-15 лет изменилось отношение к инновациям и в Европе, если сначала Европа отставала от США как от лидера по инновациям, то в настоящее время даже опережает по темпам развития инновационности. В России инновационная направленность только начала свое развитие. Так как в условиях жесткой конкуренции отечественным предприятиям сложно удовлетворять постоянно растущие и изменяющееся потребности современного общества, то единственным способом выживания и развития российского бизнеса в таких условиях является именно инновационность.
Управление инновациями – это чрезвычайно сложный процесс, это своего рода искусство, которое сочетает в себе знание предметной области, в которой реализуются инновационные проекты, навыки руководства высокорискованными предприятиями (организациями) и навыки работы с командой, т.е. умение собрать команду, сплотить ее вокруг общей идеи и умело ею руководить.
Для осуществления этого процесса, необходимы высококвалифицированные специалисты – менеджеры по инновациям (или инновационные менеджеры), которые занимаются организационно-экономическими аспектами в управлении нововведениями. Главная задача для менеджеров по инновациям – это осуществление, регулирование и контроль инновационного процесса, прогнозирование возможных неблагоприятных ситуаций и определение путей их преодоления.
В западных компаниях уже более 20 лет существует должность менеджера по инновациям. У нас же редко встретишь вакансии по такой должности, это обуславливается тем, что наше государство только пытается перенять опыт развитых стран по развитию инновационной направленности. Менеджмент инноваций внедряется, к сожалению, не на многих предприятиях и организациях, несмотря на острую необходимость внедрения новшеств в наше предпринимательство и бизнес. Это обуславливается наличием консервативного мышления, отсутствием креативности и боязнью рисков, характерных для инновационной деятельности у руководства большинства предприятий и организаций в нашей стране.1
Но Россия, хотя и постепенно, все же становится на путь инновационного развития, а следственно без должности менеджера инноваций будет уже не обойтись. Что же такое менеджер по инновациям – призвание или профессия? Для того что бы разобраться в этом вопросе перейдем к следующей главе.
Глава 2. Менеджер инноваций
2.1. Профессия инновационного менеджера. Ее особенности.
Инновационный менеджер (от англ. innovation – нововведение) – это человек, способный реализовать новую идею, инициировать практическое осуществление и в конечном итоге превратить ее в жизнеспособный рентабельный продукт. От профессионализма и мастерства таких людей во многом зависит успех большинства инновационных проектов.
В зависимости от рода деятельности компании, задачи подобного специалиста могут быть самыми разными: от разработки продуктов на основе высоких технологий до создания потребительских товаров, обладающих уникальными свойствами. По мнению исполнительного директора компании Forecsys Юрия Чеховича, инновационный менеджер – это скорее призвание, чем профессия. В первую очередь, необходим соответствующий склад характера, наличие у человека способности браться за что-то, кажущееся на первый взгляд неосуществимым, а потом превращать «бестелесную» идею в известный бренд. «В первую очередь, инновационный менеджер должен быть профессионалом в той технологической области, в которой он ведет проекты, – рассказывает Юрий Чехович. – Кроме того, желательно иметь дополнительное образование в области управления. Но именно в таком порядке».2
Ценятся выпускники с хорошей технической подготовкой: МГУ, МГУПБ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИТХТ им. М. В. Ломоносова, МФТИ, МИФИ. Что касается управленческого образования в инновационной области, то его можно получить, например, в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (факультет инновационно - технологического бизнеса) и Институте инноватики и логистики Государственного университета управления.
Некоторые вузы пытаются «убить двух зайцев» и готовят таких специалистов в области высоких технологий, которые вдобавок обладают набором знаний в сфере управления инновационными проектами. В качестве примера можно привести факультет инноваций и высоких технологий в МФТИ. Насколько удачным окажется подобный опыт, покажет время.
Существует несколько путей «вхождения» в профессию. При этом существующие специалисты делятся на две группы: «профессионалы» и «любители». «Профессионалы» – это менеджеры, которые получают профильное образование (управленческое, финансовое, экономическое) и, не очень разбираясь в предметной области, пытаются управлять инновационными проектами.3
«Любители» – специалисты, пришедшие из науки и пытающиеся «продвинуть» свою разработку на рынок. Это могут быть ученые, занимавшиеся исследованиями и созданием новых продуктов (технологий, лекарственных препаратов, программных систем и т. п.). Этой профессией овладевают и те выпускники технических вузов, которым интереснее заниматься не исследованиями и разработкой, а продвижением того, что уже создано их коллегами.
С таким мнением согласны и многие сотрудники консалтинговых компании по поиску и подбору профессионалов высшего и среднего управленческого звена: «Приходят из науки, как правило, после опыта работы в фундаментальных зарубежных исследовательских центрах, а также специалисты, которые занимались развитием бизнеса, и имеют соответствующую подготовку и квалификацию. Особенно часто в эту профессию приходят специалисты из технологического или инжинирингового отделов западных компаний, занимавшиеся инвестиционными проектами и разработкой новых продуктов».4
Однако в чистом виде оба пути можно считать ущербными. Необходимо либо тесное сотрудничество «профессионалов» и «любителей» в рамках одного проекта, либо приобретение специалистами дополнительных знаний и недостающих навыков.
Лучшие менеджеры инновационной деятельности — это «мастера перемен» или «неформальные лидеры». Они способны сформулировать и донести до других инновационные стратегии и идеи, они настаивают на преследовании идей, они умеют образовывать коалиции и организовывать работу команд, наконец, свой успех они разделяют с остальными.
Инновационных менеджеров также называют «менеджерами идей». Концепция менеджмента идей связана с нахождением и развитием идей ради изменений в деятельности организации. По своему охвату эта концепция гораздо шире, чем менеджмент исследований и разработок, поскольку идеи ищутся во всех уровнях предприятия. Менеджмент идей связан с такими особенностями организации, которые стимулируют или, наоборот, препятствуют инновациям. Он также включает в себя особые формальные системы и процедуры производства и применения идей.
У данной профессии, как и любой другой есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, есть шанс серьезно вырасти вместе с ним и компанией, с другой – всегда существует риск, что инновация окажется неудачной. Поэтому нужно заранее сформулировать для себя описание признаков (событий, условий, рисков), при появлении которых следует закрыть проект. Кроме того к минусам профессии можно отнести – негарантированную занятость, так как в ситуациях уменьшения расходов программы по инновациям люди, которые ими занимаются, служат первыми кандидатами на сокращение.
Безусловным плюсом профессии является то, что в процессе работы становишься экспертом в одной или нескольких областях, начинаешь отличать проекты, имеющие хорошие перспективы реализации, от бесперспективных. К достоинствам профессии можно также отнести и тот факт, что инновациями в России занимаются в первую очередь крупные и успешные компании, способные предложить профессионалам не только достойную компенсацию, но и безграничные возможности для творчества. Кроме того, потребность в таких специалистах увеличивается.
Говоря о перспективах, можно сказать, что менеджер, имеющий за плечами один или несколько успешных инновационных проектов, чрезвычайно востребован на рынке труда. Особенно если учесть, что в нашей стране только сейчас начали уделять внимание подготовке специалистов в этой области, и еще неизвестно, каким будет качество образования у профессиональных инновационных менеджеров первых выпусков.
Специалист по инновационным проектам в дальнейшем может претендовать на позицию директора по качеству, исполнительного директора, директора отдельного направления или директора по разработкам.
2.2. Модель компетенций менеджера инновационного бизнеса
Модель компетенций – это набор компетенций и индикаторов поведения, необходимый сотруднику, занимающему определенную должность в компании.
Так, для инновационного менеджера модель компетенций может быть следующей:
Информация о работе Квалификационнные характеристики менеджера инноваций