Конкурентные преимущества инновационной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:14, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение конкурентоспособного инновационного менеджмента, его особенностей в условиях рыночной экономики, а также совокупности принципов, методов и форм управления инновационными процессами в условия конкуренции.

Содержание

Введение……………………………………………………….………......…3
Гл. I Основные концепции инноваций……………………………….....….5
1.1 Понятие инновации и инновационного процесса………….……….....5
1.2 Инновационная модель управления предприятием…………….…....10
1.3 Управление конкурентоспособностью товара………………….….....15
Гл. II Инновации как фактор конкурентоспособности…………….....….18
2.1 Конкурентные преимущества инновационной продукции….…....…18
2.2 Параметры оценки новой продукции предприятия……………...…..20
Заключение……………………………………………………………...….24
Список литературы…………………………………………....………...…26

Работа содержит 1 файл

реферат инновационность.docx

— 47.71 Кб (Скачать)

     Таким образом, для установки значимости того или иного инновационного продукта, выявления степени их влияния  на повышение конкурентоспособности  в качестве показателей качественной оценки инноваций используется ряд  основополагающих признаков.

     Как правило, процессы обновления, обусловленные  инновациями, связаны с рыночными  отношениями, ибо основная масса  инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами  как средство решения производственных коммерческих задач, а также как  важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Следовательно, можно исходить из положения, что инновации ориентированы  на конкретные потребности, Особенности  инновационных процессов в рыночных условиях, учет которых необходим  при создании организационно - экономического механизма конкурентоспособного управления инновациями и инновационной  инфраструктурой, вытекают из преобладающего типа нововведений, образующих данные процессы.

     Инновационный процесс не заканчивается так  называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или  доведением до проектной мощности новой  технологии. Процесс не прерывается, т.к. по мере распространения в экономике  нововведение совершенствуется, делается боле эффективным, приобретает новые  потребительские свойства, сто открывает  для него новые области применения, новые рынки, а значит, и новых  потребителей.

     Разработка  новых видов продукции и других инноваций – это часть общей  системы бизнеса. Для обеспечения  конкурентоспособного результата, даже для самой плодотворной инновационной  задумки, необходима организация управления процессом создания инновационного продукта, требующая определенных производственных и финансовых усилий со стороны менеджмента  фирмы на трех основных стадиях - подсистемах  работы над инновационным продуктом:

  • проектирование продукта и технологии его производства;
  • организация и обеспечение процесса на фирме и у субподрядчиков и поставщиков (деталей и комплектующих);
  • маркетинг продаж и контактов с потребителями, выработка конкурентной стратегии, предотвращение возможных рисков.

     Эти три подсистемы общей системы  создания инновационного продукта тесно  связаны между собой и взаимозависимы. Выбор производства нового изделия  существенно зависит от финансовых и производственных возможностей предприятия, а также от технологичности конструкции  нового продукта.

     Модульный принцип производства является важным фактором повышения конкурентоспособности, т.к. позволяет создавать производственные бригады по изготовлению отдельных  модулей и несущих ответственность  за качество своей продукции по стандартам. Рекламации сразу находят адрес  бракодела. Модульный принцип конструирования  и производства продукции усилил роль стандартизации и способствовал  расширению сфер массового производства во всем мире. Следует отметить, что  углубление учета требований потребителей как бы ориентирует потребителя  в саму производственную систему.

     Критерии  эффективности управления производством:

  1. Наиболее важный критерий – наилучшее использование имеющихся ресурсов (выполнение заказа точно в срок).
  2. Автономность и самодостаточность малых систем (в системе организации производства):

     - поиск путей придания большей  независимости малым системам, а  организационной структуре компании.

     Выгоды:

     - уменьшаются проблемы координации

     - упрощаются проблемы управления  большой организацией.

     Децентрализация:

     - стимулирует инициативу;

     - повышает способность адаптации  к изменяющимся условиям работы;

     - сотрудники больше вовлечены  в общую работу, лучше ее понимают.

     В основе инновационной системы "точно  во время" производственные планы  окончательной сборки изделий, составляемые, на основе требований сбыта, являются фактором, "вытягивающим" все остальное  производство. При сборке конечной продукции используются узлы, произведенные  на предыдущих этапах. Начиная с окончательной сборки, эта процедура бесконечно повторяется.

     Для того чтобы система успешно работала, необходимо:

  • создать гибкую производственную систему путем использования работников, владеющих смежными профессиями, выпуска продукции из типовых деталей и узлов параметрического ряда малыми партиями и сокращения времени переналадки оборудования;
  • обеспечить тесное взаимодействие с поставщиками, чтобы максимально сократить время выполнения заказов и количество брака в поставляемых материалах;
  • создать информационную систему, которая "вытягивает" материалы.
 
 
 

 

     1.3 Управление конкурентоспособностью  товара

     Конкурентоспособность изделия определяется в процессе сопоставления затрат, понесенных на его приобретение и эксплуатацию, и результата, достигнутого покупателем  при его использовании. Конкурентоспособность  продукции характеристика продукции  как товара, отражающая его отличие  от товара-конкурента как по степени  соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

     Таблица 4. Основные факторы конкурентоспособности  продукции

     Производство. Конкурентоспособность  продукции
Качество  продукции Цена продукции Затраты в процессе потребления Качество сервиса  продукции
  • Технический уровень продукции, производства;
  • Уровень организации и управления;
  • Полезный эффект;
  • Инновационность;
  • Соответствие стандартам качества.
  • Издержки производства, управления;
  • Издержки маркетинга и рекламы;
  • Прибыль;
  • Затраты на НИР и обновление;
  • Условия рынка;
  • Продажная цена.
  • Эксплуатационные расходы;
  • Экономичность потребления;
  • Многофункциональность назначения.
  • Система технического обслуживания
  • Срок эксплуатации.

     Анализ  показывает, что на конкурентоспособность  товара влияют в основном четыре составляющие: назначение товара, его качество, цена и экономичность потребления  или эксплуатации. Назначение товара определяет круг работ, для выполнения которых он может быть использован, а, следовательно, и круг его потенциальных  покупателей, круг возможных изделий-конкурентов. Все это нацеливает выпуск товара на конкретный сегмент рынка. Назначение товара является исходным направлением компании-производителя на то, за что и в каких условиях он намерен бороться на рынке. Что же касается функциональной эффективности и экономичности потребления или эксплуатации, то данные аспекты наряду с ценой определяют позиции товара в уже заданных его назначением условиях конкуренции. Возможности воздействия на составляющие факторы конкурентоспособности существенно различаются. Функциональная эффективность и экономичность потребления или эксплуатации товара, как и его качество, закладываются на стадии проектирования и изготовления и не могут (в отличие от цены) быть предметом оперативного воздействия в ходе сбыта.

     Возможности ценового воздействия у компаний ограничены и определяются разницей между достигнутым ими уровнем  продажных цен и минимальными ценами (ценами нижнего придела), обеспечивающими  рентабельность производства. Определить силу воздействия ценового регулирования  на конкурентоспособность продукции  довольно несложно. Однако оперативное  управление конкурентоспособностью посредством  цены становиться возможным только тогда, когда для этого были созданы  предпосылки на стадиях разработки и изготовления изделия, прежде всего  в виде высоких показателей качества и низких издержек производства. Другими  словами, возможность ценового воздействия, а значит, и сама "рыночная" конкурентоспособность, закладываются  в производстве. Достижения оптимального соотношения между качеством  изделия и издержками производства и составляет цель управления конкурентоспособностью. Комплексное управление качеством, на первый взгляд, и представляет собой  управление конкурентоспособностью, поскольку  направлено на объединяющую деятельность различных подразделений организации, ответственных за разработку параметров качества, поддержание достигнутого уровня качества и его повышения  при обеспечении конструирования, производства и эксплуатации изделия на самом экономическом уровне, при полном удовлетворении потребности потребителя.

     Однако  увязывать рыночные перспективы  товаров только с качеством и  издержками производства недостаточно. Причиной успеха или неудач товара могут быть другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность поставщика, его престиж, предполагаемый уровень технического обслуживания и др. Некоторые из этих факторов носят необъективный характер. Например, техническое обслуживание являющееся в некоторых случаях важнейшим  критерием для принятия решения  о покупке. Через сферу технического сервиса реализуется большое  количество запасных частей и узлов. Их цена непосредственно влияет на эксплуатационные расходы и поэтому  является объектом прямого интереса предприятия.

     Иной  характер воздействия на рыночные перспективы  продукции имеет рекламная деятельность поставщика, которая формирует субъективный взгляд покупателя на этот товар. Действительно, чем еще кроме субъективного  мнения покупателя можно объяснить  неодинаковую популярность идентичных изделий, сбываемых под различными товарными знаками. Реализация одного и того же изделия под различными товарными знаками в настоящее  время широко распространена на мировом  рынке. Особенно часто к ней прибегают фирмы производителей товаров потребительского назначения.

     Таким образом, управлять конкурентоспособностью товара – значит обеспечивать оптимальное  соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на первоочередное решение наиболее важной с точки  зрения конечного результата задачи: инновационность продукции, повышение  качества, снижение издержек производства, повышение экономичности и оперативности  послепродажного обслуживания. Возможность  обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов, определяется такими "базовыми" факторами, как инновационный характер и  технический уровень продукции, технический уровень производства, уровень организации производства и управления.

 

      Гл. II Инновации как фактор конкурентоспособности

     2.1 Конкурентные преимущества инновационной  продукции

     Выбор наиболее подходящей стратегии конкуренции  зависит от того, какими возможностями  располагает предприятие. Если оно  обладает устаревшим оборудованием, невысоко квалифицированными работниками и  нет интересных перспективных новинок  в запасе, но зато не слишком высока заработная плата и прочие затраты  на производство, то наиболее подходит стратегия ориентации на минимизацию  издержек с целью получения качественного  товара с традиционными потребительскими свойствами. Единственным достоинством такого товара является его низкая стоимость. Такой подход для достижения конкурентоспособности является ненадежным, так как доходность продукта полностью  зависит от внешних условий. Появление  на рынке конкурентного товара с  более низкой ценой, с одной стороны, заставляет проводить ее дополнительное снижение, это уменьшает доход  предприятия, а с другой стороны, имеет естественные ограничения, ниже которых цена не может быть снижена.

     Если  конкретное преимущество достигнуто за счет выпуска на рынок уникальной продукции, основанной на собственных  конструкторских разработках, то для  уничтожения такого преимущества конкурентам  надо либо разработать эти секреты  с наименьшими затратами. Все  эти пути требуют больших затрат, усилий и времени у конкурентов. Это означает, что на некоторое  время фирма оказывается в  лидирующем и недосягаемом положении, она устойчиво конкурентоспособна.

     Все это справедливо и применительно  к уникальным технология, ноу-хау  и специалистам. При этом достигается  еще одно важное преимущество на рынке - репутация на рынке. Это преимущество достигается с большим трудом, очень медленно и требует крупных  затрат на ее поддержание. По этой причине  известные компании при обнаружении  малейших дефектов в продукции, проводят их бесплатное для потребителя устранение или замену товара на качественный товар. Ими движет желание сохранить доброе имя фирмы на рынке продукции, а не только опасение перед возможными убытками от иска потребителя.

Информация о работе Конкурентные преимущества инновационной продукции