Конкурентные преимущества инновационной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:14, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение конкурентоспособного инновационного менеджмента, его особенностей в условиях рыночной экономики, а также совокупности принципов, методов и форм управления инновационными процессами в условия конкуренции.

Содержание

Введение……………………………………………………….………......…3
Гл. I Основные концепции инноваций……………………………….....….5
1.1 Понятие инновации и инновационного процесса………….……….....5
1.2 Инновационная модель управления предприятием…………….…....10
1.3 Управление конкурентоспособностью товара………………….….....15
Гл. II Инновации как фактор конкурентоспособности…………….....….18
2.1 Конкурентные преимущества инновационной продукции….…....…18
2.2 Параметры оценки новой продукции предприятия……………...…..20
Заключение……………………………………………………………...….24
Список литературы…………………………………………....………...…26

Работа содержит 1 файл

реферат инновационность.docx

— 47.71 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ

     Введение……………………………………………………….………......…3

     Гл. I Основные концепции инноваций……………………………….....….5

     1.1 Понятие инновации и инновационного  процесса………….……….....5

     1.2 Инновационная модель управления  предприятием…………….…....10

     1.3 Управление конкурентоспособностью  товара………………….….....15

     Гл. II Инновации как фактор конкурентоспособности…………….....….18

     2.1 Конкурентные преимущества инновационной  продукции….…....…18

     2.2 Параметры оценки новой продукции  предприятия……………...…..20

     Заключение……………………………………………………………...….24

     Список  литературы…………………………………………....………...…26 

 

     ВВЕДЕНИЕ

     Переход к рыночной экономике диктует  необходимость освоения новейших методов  и процедур современного менеджмента. Инновационный менеджмент является одним из важнейших его направлений  и имеет огромное значение для  повышения эффективности функционирования экономики. Чрезвычайно быстрые  изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием  конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими  другими факторами, обуславливают  возрастание важности инновационного менеджмента. Его появление продиктовано требованиями жизни. Однако внедрение  нововведений трудный и болезненный  процесс для любой организации. Современные инновационные процессы достаточно сложны и неизбежны. Они  имеют место в любой области  управления (совершенствование планирования, структуры, функций органов управления, системы работы с кадрами и  организация их постоянной учебы).

     Инновационный менеджмент как концепция управления фирмой позволяет взглянуть на организацию  как на единое целое, объяснить с  общесистемных позиций, почему некоторые  фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию, т.е. почему происходит постоянное перераспределение  ролей основных участников рынка.

     Совершенствование системы организации и управления современной экономикой на различных  уровнях обусловливают необходимость  использования достижений НТР. Научно-техническая  революция сопровождается коренными  преображениями в науке, технике, производстве, открывает новые возможности  развития новых форм организации  и управления. Новейшие научные открытия и их технологическое применение способствуют развитию новых отраслей промышленности. Новые технологии в  производстве, образовании и других сферах обеспечивают повышение качества товаров и услуг.

     Фирмы, функционирующие в условиях рыночной экономики, широко используют возможности, созданные НТР, для укрепления своих  позиции на рынке. Для рыночной экономики также характерна конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличии рынка нововведений, конкурирующих друг с другом.

     Объектом  изучения данной работы является инновационный менеджмент.

     Целью работы является изучение конкурентоспособного инновационного менеджмента, его особенностей в условиях рыночной экономики, а  также совокупности принципов, методов  и форм управления инновационными процессами в условия конкуренции.

     Тема  работы достаточно актуальна в условиях современной рыночной экономики, т.к. инновационный менеджмент как фактор конкурентоспособности занимает значительное место в решении текущих и  стратегических задач предприятия.

     Предметом изучения  является инновационный  менеджмент как фактор конкурентоспособности. 

 

      Гл. I Основные концепции инноваций

     1.1 Понятие инновации и инновационного  процесса

     Новшество - оформленный результат фундаментальных  и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ  в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества  могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный  процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов научных, маркетинговых или других видов  исследований. Вложение инвестиций в  разработку новшества - половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, то есть завершить инновационную  деятельность и получить положительный  результат. Затем продолжить диффузию (широкое распространение) инновации.

     Инновация - это конечный результат внедрения  новшества с целью улучшения  объекта управления и получения  экономического, социального, экологического, научно-технического или другого  вида эффекта.

     Понятие "инновация" применимо не только к новой технике, технологии, продукции  или изделию. Оно применимо к  услугам, способам производства, методам  действий, видам искусства, т.е. ко всему, что может выступать новым  товаром/услугой.

     Процесс по стратегическому маркетингу, организационно-технологической  подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращению в инновацию) и распространению в другие сферы (диффузия) называется инновационной  деятельностью. Структурными источниками  экономического развития общества являются: факторы производства (природные  ресурсы, производственные фонды, трудовые ресурсы); инвестиции; инновационная  деятельность.

     Условия, необходимые для реализации инноваций:

  • предпринимательство (предприниматель обладает важной особенностью - он готов взять ответственность и пойти на риск);
  • мобильность и обучение (необходимость в обучении и тренировке, приобретении дополнительных знаний, умений, квалификации).

     Факторы, влияющие на успех инноваций:

  • Стоимость – критический момент для многих людей, т.к. ресурсы ограничены, а идея не является единственно возможной альтернативой;
  • Сложность – сравнительно простые и легко понятные продукты покупаются с большей готовностью, чем сложные;
  • Наглядность – эта характеристика связана с готовностью нашего сознания быстрее воспринимать простые, понятные вещи;
  • Делимость – если продукт или услуга сложные, существует необходимость разделить на понятные составляющие;
  • Сопоставимость с предыдущим опытом;
  • Выгодность – значение, что новинка имеет значительные преимущества;
  • Возможность массового охвата.

     Таблица 2. Факторы, влияющие на развитие инновационных  процессов

Группа  факторов Факторы, препятствующие инновационной деятельности Факторы, способствующие инновационной деятельности
Экономические, технологические Недостаток  средств для финансирования инновационных  проектов, слабость материальной и  научно-технической базы и устаревшая технология, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства Наличие резерва  финансовых, материально-технических  средств, прогрессивных технологий, наличие необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры      
Политические, правовые Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, патентно-лицензионного законодательства Законодательные меры (особенно льготы) поощряющие инновационную  деятельность, государственная поддержка
Организационно-управленические Устоявшаяся орг. структура, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная  замкнутость, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, краткосрочную  окупаемость Гибкость орг. структуры, демократический стиль  управления, преобладание горизонтальных потоков информации, само планирование, допущение корректировок, формирование целевых проблемных групп
Социально-психологические, культурные Сопротивление переменам, которые могут вызвать такие последствия, как изменение статуса, необходимость поиска новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения, сложившихся традиций, боязнь неопределенности, сопротивление всему новому, что поступает извне Моральное поощрение, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда, нормальный психологический климат в трудовом коллективе

 

     Специфика инновации как нового продукта и  как товара, реализуемого на рынке, определяется следующим: высокой степенью неопределенности при получении  конечного научно-технического результата или услуги, особым характером финансирования, связанного с риском временного разрыва  между затратами на создание инновации  и доходами, получаемыми в результате ее реализации; неопределенным характером спроса, в силу чего предложение  инноваций должно играть активную роль. Побудительные мотивы к созданию и предложению инноваций в  общем случае следует делить на внутренние мотивы инновационной деятельности, которые связаны с интересами повышения конкурентоспособности  выпускаемой продукции, и внешние  мотивы инновационной активности, которые  в основном обусловлены экономической  политикой государства.

     Стратегическая  потребность - это потребность в инновациях на перспективу. Целью инноваций является повышение конкурентоспособности.

     Конкурентоспособность – это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое характеризует степень  соответствия технико-функциональных, экономических, организационных, и  других характеристик объекта требованиям  потребителей, определяет динамику рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению  этого рынка в пользу других объектов.

     Инновационная идея может быть сопоставлена как  более конкурентоспособная с  идеей, лежащей в основе соответствующих  прототипов. По отношению к прототипу  инновация может подразделяться на следующие виды:

  • открывающая инновация (такая продукция или технология не имеет сопоставимых прототипов);
  • замещающая инновация (происходит полная замена существующих прототипов);
  • отменяющая инновация (использование такой инновации приводит к полному исключению продукта в связи с появлением новых функций);
  • возвратная инновация (происходит возврат к прежним видам, способам, методам).
 

 

     1.2 Инновационная модель управления  предприятием

     Инновации являются одной из важнейших основ  для создания конкурентоспособного преимущества предприятия. Это конкурентное преимущество в значительной степени  определяется степенью новизны инновации:

  • абсолютная новизна (аналоги предполагаемому новшеству отсутствуют; абсолютная новизна фиксируется весьма редко. Вместе с тем явление абсолютной новизны не является уникальным);
  • относительная новизна (такая новизна определяется относительно выбранного признака или группы признаков. В свою очередь, относительная новизна может быть частичной (новыми являются отдельные элементы) или условной (новое сочетание известных элементов).

     Иногда  в аспекте ценовой конкуренции  используются понятия "стоимостная  новизна" (освоение и использование, отнесение к объекту полезной работы, ниже, чем у заменяемой) и " целесообразная новизна" (лучше  производительные или потребительские  свойства изделия – также фактор конкурентоспособности).

     Рыночная  новизна в значительной степени  определяет успех инновационной  деятельности. По типу новизны для  рынка, инновации делаться на:

  • новые для отрасли в мире;
  • новые для отрасли в стране;
  • новые для данного предприятия или группы предприятий.

     К свойствам рыночной новизны могут  быть отнесены расширение круга потенциальных  потребителей и изменение их потребностей.

     По  охвату ожидаемой продукции доли рынка инновации могут быть:

  • локальными
  • системными
  • стратегическими.

     С точки зрения распространения инновации  подразделяются на:

  • единичные
  • диффузные и т.д.

     Инновационная деятельность – это вид деятельности, связанный с трансформацией научных  исследований и разработок или иных научно-технических достижений в  новый или усовершенствованный  технологический процесс, используемый в практической деятельности, либо в новой подход к социальным услугам. Инновационный процесс- это процесс  коммерциализации технологий.

     В полном объеме инновационная деятельность носит комплексный, системный характер и охватывает следующие виды деятельности: возникновение идеи, маркетинг, планирование, научные исследования, производство, кадровое обеспечение. Она имеет  многогранный, многоплановый характер, воплощая в себя единство технологических, организационных и социальных нововведений.

     Постоянное  и непрерывное создание реализация нововведений - главный фактор преуспевания в конкурентной борьбе любого предприятия, региона, страны в целом. Чтобы выжить, выиграть и постоянно повышать уровень  благосостояния населения, нужно непрерывно улучшать и преобразовывать продукцию, услуги, совершенствовать производственные и управленческие функции на базе инноваций и инновационных технологий. Реализация нововведений, инноваций, а  также полученных новых научно-технических  достижений в производстве новых  или недостающих товаров, технологий и услуг имеет определяющее значение для развития экономики страны, сохранения природы и подъема жизненного уровня населения, способствует повышению  производительности труда, созданию новых  отраслей промышленности, сферы услуг  и рабочих мест, улучшению качества обслуживания и росту конкурентоспособности  товаров на мировом рынке, сокращению торгового и товарного дефицита, стабилизации валюты и цен на выпускаемые  производителями товары и услуги.

Информация о работе Конкурентные преимущества инновационной продукции