Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:33, реферат
Важнейшими инновационными регионами мира остаются США, Европа и Япония – на них приходится 93% корпоративных инвестиций в исследования и разработки. В последние годы к лидерам приближаются некоторые развивающиеся страны, в основе инновационных успехов которых лежит динамичное развитие «национальных чемпионов» – крупных глобальных компаний. А вот Россия пока в числе аутсайдеров.
Новые условия ведения
бизнеса ограничивают инвестиции иностранных
компаний, а также их доступ на внутренний
рынок Китая, стимулируют достижение
высокого уровня локализации в производстве
оборудования на территории страны и
принуждают иностранные компании к
передаче соответствующих технологий.
Такое регулирование
В 2009 г. министр науки и технологий Китая потребовал, чтобы все технологии, используемые в товарах и услугах, продаваемых по госзакупкам китайскому правительству, разрабатывались в Китае. Это заставило многие транснациональные корпорации сосредоточить большую часть своих исследований и разработок на территории страны.
Решение Китая превратиться в технологически передовую страну обусловлено прагматизмом и четким представлением, что его экономика служит мировой фабрикой по производству товаров с низкой добавленной стоимостью. Несмотря на гигантский профицит торговли Китая с США и Западной Европой, большую часть прибыли получали иностранные, а не китайские компании, за исключением небольшого числа крупнейших государственных компаний. Иностранные компании доминируют в большей части китайских наукоемких отраслей, на них приходится 85% экспорта китайской высокотехнологичной продукции. Например, в экспорте мобильных телефонов и персональных компьютеров доля китайских компаний не превышает 10%.
Пекин осознал: чтобы поддерживать
экономический рост на уровне 9%, открывать
новые рабочие места для
Поэтому правительство
разработало долгосрочный план стимулирования
китайских компаний к производству
собственных передовых
Во-первых, в ключевых отраслях
экономики государство
Во-вторых, государство
консолидировало в своих руках
несколько важнейших
В-третьих, государство стало принуждать транснациональные корпорации к созданию совместных предприятий с китайскими «национальными чемпионами», с передачей им современных технологий в обмен на предоставление текущих и будущих возможностей ведения бизнеса в Китае. Руководители транснациональных корпораций, работающих в Китае, в частных беседах признаются, что подача официальных жалоб или юридически оформленных претензий на действия властей обычно не приносят пользы.
Время является критическим фактором. Китайское правительство осознает, что национальные компании должны как можно быстрее приобретать новейшие технологии и инвестировать в исследования и разработки, если они не хотят упустить возможность участия в создании локальной и глобальной инфраструктуры, бум которой наблюдается по всему миру. Важно также успеть использовать преимущества недооцененного юаня. Пекин надеется, что страна в скором времени станет глобальным центром инноваций, догнав в этом отношении США и Западную Европу. Эта логика основывается на том факте, что самые передовые технологии возникают в странах, где масштабы и интенсивность потребительского спроса создают глобальные преимущества местным производителям.
Требования к уровню локализации, обязательные совместные предприятия и принуждение к передаче технологий не являются какими-то новыми элементами азиатской стратегии развития. Япония, Южная Корея и Индия в числе многих других уже использовали подобные инструменты и были еще менее толерантны к иностранным инвестициям, чем Китай. Однако китайское правительство использует эти инструменты наиболее агрессивно, в этом задействовано максимальное число государственных агентств, правила изменяются очень быстро и радикально. Подобное регулирование ловко и искусно нарушает если не букву, то дух многосторонних международных договоренностей.
Китай утверждает, что его
политика не нарушает норм ВТО, поскольку
эта организация разрешает
Представляет интерес
опыт в области развития систем скоростного
железнодорожного транспорта. Объем
этого рынка в Китае
С 2009 г. китайское правительство стало требовать от иностранных компаний, желавших участвовать в контрактах на строительство высокоскоростных магистралей, создания совместных предприятий с государственными компаниями, производящими оборудование, – такими как CSR и CNR. Зарубежные транснациональные корпорации могли иметь в этих новых совместных предприятиях не более 49% акций и должны были предоставить последние разработки в области проектирования, а 70% конечной продукции должно было производиться в Китае. Большинство компаний было вынуждено согласиться с этими условиями, хотя они и понимали, что китайские партнеры по совместным предприятиям вскоре станут их конкурентами на глобальных рынках.
В результате китайские
государственные компании CSR и CNR приобрели
многие ключевые технологии, удивительно
быстро внедрили их в производство
и в настоящее время доминируют
на внутреннем рынке. Одновременно они
выходят на международный рынок
производства железнодорожных локомотивов,
который оценивается в 110 млрд долл.,
внедряясь в некоторые
Китайское правительство
часто синхронизирует свое стремление
ускоренного развития отдельных
секторов экономики с установлением
новых правил регулирования деятельности
зарубежных корпораций в этих секторах.
Вот один пример. В 1996–2005 гг. зарубежные
компании контролировали 75% китайского
рынка ветровой электроэнергетики.
Затем китайское правительство
решило ускоренными темпами развивать
этот сегмент экономики и
Сложнее обстоит дело в
области информационных технологий.
Китай не имеет здесь крупных
государственных компаний, которые
могли бы конкурировать с глобальными
лидерами. Поэтому сдерживать иностранные
корпорации и стимулировать местных
игроков китайцам приходится не так
прямолинейно. Например, хотя на китайском
рынке программного обеспечения
для систем планирования и управления
ресурсами предприятия (ERP) доминирует
германская SAP, правительство предоставляет
значительные налоговые льготы локальным
производителям, таким как Kingdee International
Software Group, – эта компания стала
крупнейшим поставщиком соответствующего
программного обеспечения для малых
и средних китайских
В 2010 г. китайское правительство
вынудило иностранные компании, продающие
программное обеспечение
Поддержка малого и среднего
негосударственного наукоемкого бизнеса
осуществляется в Китае на местном
и провинциальном уровнях. Многие провинции
предоставляют китайским
Как видим, Китай и западные
страны, прежде всего США, придерживаются
разных моделей развития. Китай рассматривает
управление торговыми и инвестиционными
потоками в качестве легитимного
средства завоевания глобального лидерства,
в то время как США полагают,
что государству должна быть отведена
ограниченная роль (к проамериканской
модели склоняются многие экономические
эксперты и в России). Объем накопленного
основного капитала на душу населения
в Китае составляет всего 10% от американского
уровня, поэтому страна вынуждена
направлять на инвестиции значительно
большую долю ВВП, чем США, за счет
государственных доходов и
Чтобы держать цены на низком уровне, Китай заставляет экспортеров продавать свои доллары центральному банку. Вместо того чтобы направлять излишки долларов на валютный рынок, китайский центральный банк скупает американские долговые обязательства, занижая таким образом обменный курс юаня по отношению к доллару. Налоговая база на местном уровне рассчитывается не по отношению к прибыли, а по отношению к объемам продаж, субсидии предоставляются компаниям исходя из количества создаваемых рабочих мест. Налоговые льготы и субсидии стимулируют создание избыточных мощностей, что также приводит к снижению цен.
Многие зарубежные эксперты
полагают, что США недооценили
последствия интеграции Китая в
глобальную экономику. Как отмечал
Роберт Зоэлик, нынешний глава Мирового
банка, «дракон возник и присоединился
к миру». Однако теперь, чтобы противостоять
этому дракону, Америка, по мнению американских
экспертов, сама вынуждена будет
не только повысить норму сбережения
и накопления, не только преодолеть
пассивное следование рыночным силам,
но и разрабатывать собственную
агрессивную стратегию
В России также делаются
робкие попытки «принудить»
Примечания:
[1] Н. Иванова. Научные исследования в корпорациях – основа инновационного процесса / Инновационная экономика. Под ред. А. Дынкина и Н. Ивановой. – М.: Наука, 2001.
[2] Monitoring industrial research: The 2010 EU Industrial R&D Investment Scoreboard. European Comission. European Union 2010.
[3] 1400 компаний, согласно
инвестиционному исследованию
Информация о работе Компании и инновации: локальный взгляд на глобальные изменения