Компании и инновации: локальный взгляд на глобальные изменения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:33, реферат

Описание работы

Важнейшими инновационными регионами мира остаются США, Европа и Япония – на них приходится 93% корпоративных инвестиций в исследования и разработки. В последние годы к лидерам приближаются некоторые развивающиеся страны, в основе инновационных успехов которых лежит динамичное развитие «национальных чемпионов» – крупных глобальных компаний. А вот Россия пока в числе аутсайдеров.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 352.00 Кб (Скачать)

Компании  и инновации: локальный взгляд на глобальные изменения

 

Кондратьев  Владимир Борисович - руководитель Центра промышленных и инвестиционных исследований ИМЭМО РАН, доктор экономических  наук.

 

Важнейшими инновационными регионами  мира остаются США, Европа и Япония – на них приходится 93% корпоративных  инвестиций в исследования и разработки. В последние годы к лидерам  приближаются некоторые развивающиеся  страны, в основе инновационных успехов  которых лежит динамичное развитие «национальных чемпионов» – крупных  глобальных компаний. А вот Россия пока в числе аутсайдеров.

Корпоративные инвестиции – основа современной  инновационной системы

В последнее время инновации  стали своеобразным «общим местом»  общественно-политической жизни. Политики и журналисты, экономисты и общественные деятели считают своим долгом пропеть мантры инновациям, инновационным  политике и экономике в своих  речах, выступлениях и статьях. Но на самом деле далеко не все понимают значение и механизмы влияния  инноваций на экономический рост. Особенно это касается корпоративных  инноваций и инвестиций в исследования и разработки.

Между тем значение корпоративных  инноваций для развития экономики  трудно переоценить. Как справедливо  отмечает заместитель директора  ИМЭМО РАН Н. Иванова, «ни университеты, ни государственные лаборатории  не могут сравниться с корпоративной  наукой по объему затрат и численности  научных кадров, количеству получаемых патентов, потоку технических новинок  в виде продуктов, процессов и  услуг» [1]. Доля затрат на НИОКР корпораций в общем объеме национальных НИОКР  для большинства развитых стран  превышает, по данным Н. Ивановой, 65%, а  в среднем по странам ОЭСР она  приближается к 70%.

В соответствии с международной  классификацией все отрасли экономики  можно разделить на четыре группы по степени их инновационности. В  первую, высокотехнологичную группу входят отрасли с высокой степенью интенсивности НИОКР, где соотношение  затрат на исследования и разработки к объемам продаж превышает 5%. К  этой группе относятся: фармацевтика и  биотехнологическая промышленность, производство медицинской техники и оказание медицинских услуг, компьютерное и  телекоммуникационное оборудование, а  также компьютерные услуги.

Ко второй группе средне-высокотехнологичных  отраслей относятся электронная  промышленность, автомобильная индустрия, аэрокосмическая промышленность, общее  машиностроение, химическая промышленность, производство товаров длительного пользования для дома. Здесь интенсивность затрат на НИОКР колеблется в пределах от 2 до 5%. В группе средне-низкотехнологичных отраслей интенсивность НИОКР составляет 1–2%. Среди них – пищевая промышленность, производство нефтегазового оборудования, электроэнергетика, отрасли туризма и фиксированной связи. Наконец, последнюю группу низкотехнологичных отраслей с уровнем интенсивности НИОКР менее 1% составляют нефтегазовая промышленность, металлургия, строительство и производство строительных материалов, торговля, транспорт, горнодобывающая промышленность [2].

В 2009 г. общий объем корпоративных  инвестиций в НИОКР, осуществленный крупнейшими компаниями мира [3], составил 503 млрд долл., что на 2% ниже уровня 2008 г. Это небольшое сокращение в  результате тяжелого финансово-экономического кризиса прервало устойчивый рост в  течение последних пяти лет (рис.1). 

Рис. 1. Темпы прироста корпоративных инвестиций в НИОКР, %  

 

Источник: TheEUIndustrialR&DInvestmentScoreboards (2004, 2005, 2006, 2007, 2009, 2010). EropeanComission. 

В тоже время это сокращение было значительно меньше, чем падение  объемов продаж компаний (10%), капитальных  вложений (17,5%) и прибылей (21%) (рис. 2). 

Рис 2. Динамика основных показателей деятельности крупнейших компаний в 2009 г.  

 

Источник: The Global Innovation 1000, Issue 61, winter 2010; The EU Industrial R&D Investment Scoreboards 2010. EropeanComission. 

Это означает, что реальная интенсивность инвестиций в НИОКР  за прошедший год даже повысилась – с 3,5% до 3,8%, красноречиво свидетельствуя, что компании стараются сохранить  свои инновационные программы даже в период кризиса и рассматривают  инновации как важнейший фактор будущего долгосрочного роста. По данным McKinsey, почти 85% опрошенных глобальных компаний считают инновации исключительно  важным фактором своей корпоративной  стратегии экономического роста [4].

Производство компьютерного  оборудования и программного обеспечения, несмотря на некоторое сокращение инвестиций в НИОКР в 2009 г. (-6%), остается ведущим  инновационным сектором глобальной экономики: на него приходится более  четверти мировых затрат на исследования и разработки со стороны корпораций. Второе место занимает быстрорастущий фармацевтический сектор (22%), где инвестиции в НИОКР во время криза не только не сократились, но выросли на 5%. Наконец, третью позицию сохраняет автомобильная  промышленность, которая в наибольшей степени оказалась затронута  финансово-экономическим кризисом (табл. 1). 

Таблица 1. Отраслевая структура корпоративных затрат на исследования и разработки

 

Отрасль

Объем инвестиций в НИОКР, млрд долл.

Доля, %

Интенсивность НИОКР, %

1

Производство компьютерного  оборудования и программного обеспечения

132,5

26,3

9,0

2

Фармацевтика и биотехнологии

112,8

22,4

14,6

3

Автомобильная промышленность

73,1

14,5

4,7

4

Общее машиностроение

50,7

10,1

2,6

5

Электронная промышленность

37,7

7,5

4,4

6

Химическая промышленность

36,6

7,3

3,4

7

Аэрокосмическая промышленность

21,7

4,3

3,9

8

Производство потребительских  товаров

19,5

3,9

2,0

9

Телекоммуникации

10,5

2,1

1,4

10

Прочие*

8,3

1,6

0,8

 

Всего

503,4

100

 

*нефтегазодобыча, пищевая  промышленность, банковский сектор  и др.

Рассчитанопо: The Global Innovation 1000, Issue 61, winter 2010; The EU Industrial R&D Investment Scoreboards 2010. Eropean Comission. 

Обращает на себя внимание тот факт, что ведущие инновационные  сектора мировой экономики практически  не представлены в российской структуре  хозяйства. А важнейшие отрасли, определяющие лицо современной России (нефтегазодобыча, пищевая промышленность, финансовый сектор, сфера услуг), являются инновационными аутсайдерами. Непонятно, каким образом, не меняя нынешнюю отраслевую структуру российской экономики, можно выстроить инновационную  структуру хозяйства страны. Даже аэрокосмическая промышленность, на которую в настоящее время  делается инновационная ставка, занимает в мировом табеле о рангах лишь седьмое место.

Именно поэтому в  региональной структуре глобальных инвестиций в НИОКР России не находится  места (табл. 2, рис. 3). 

Таблица 2. Региональная структура инвестиций в НИОКР

Регион

Объем инвестиций в НИОКР, млрд долл.

Доля, %

США

193,0

38,3

Европа

161,8

32,1

в том числе:

   

Германия

53,8

10,7

Франция

29,7

5,9

Великобритания

22,6

4,5

Швейцария

22,1

4,4

Япония

113,7

22,6

Остальные страны мира

34,9

13,1

в том числе:

   

Южная Корея

13,1

2,6

Тайвань

7,0

1,4

Китай

6,5

1,3

Всего

503,4

100


Рассчитанопо: The Global Innovation 1000, Issue 61, winter 2010; The EU Industrial R&D Investment Scoreboards 2010. Eropean Comission. 

Рис. 3. Важнейшие инновационные регионы мира и их доля в глобальных НИОКР, %  

 

1 – США; 2 – Европа; 3 – Япония; 4 – остальной мир

Рассчитано по: HowtheTopInnovatorsKeepWinning. TheGlobalInnovation 1000. Issue 61, Winter 2010. 

Крупнейшими инновационными регионами по-прежнему остаются США, Европа и Япония. На них приходится 93% всех мировых корпоративных инвестиций в исследования и разработки. В  последние годы к этим лидерам  старается приблизиться ряд развивающихся, прежде всего азиатских, стран. Так, в 2009 г. прирост инвестиций в НИОКР  в Китае составил 40%, Индии – 27%, Южной Корее – 9%, Тайване – 3%.

В число пятидесяти крупнейших инновационных компаний мира входят 19 американских, 18 европейских и 12 японских корпораций. Развивающиеся страны представлены в этом списке лишь одной – южнокорейской Samsung Electronics, занимающей двенадцатое  место в мире по объемам инвестиций в НИОКР. В списке двадцати крупнейших инновационных корпораций – 9 американских, 7 европейских и 3 японские компании (табл. 3). 

Таблица 3. Крупнейшие глобальные инновационные компании, 2009 г.

Компания

Страна

Отрасль

Объем инвестиций в НИОКР, млрд долл.

Интенсивность НИОКР, %

1

Roche Holding

Швейцария

Фармацевтика

9,1

20,1

2

Microsoft

США

Программное обеспечение, компьютерные услуги

9,0

15,4

3

Nokia

Финляндия

Производство вычислительной техники и компьютерного оборудования

8,2

14,4

4

Toyota

Япония

Автомобильная

7,8

3,8

5

Pfizer

США

Фармацевтика

7,7

15,5

6

Novartis

Швейцария

Фармацевтика

7,5

16,9

7

Johnson & Johnson

США

Фармацевтика

7,0

11,3

8

Sanofi - Aventis

Франция

Фармацевтика

6,4

15,6

9

GlaxoSmithKline

Великобритания

Фармацевтика

6,2

13,9

10

Samsung Electronics

Южная Корея

Электронная промышленность

6,0

5,5

11

General Motors

США

Автомобильная

6,0

5,7

12

IBM

США

Производство вычислительной техники и компьютерного оборудования

5,8

6,1

13

Intel

США

Производство вычислительной техники и компьютерного оборудования

5,6

16,1

14

Merck

США

Фармацевтика

5,6

20,5

15

Volkswagen

Германия

Автомобильная

5,4

3,7

16

Siemens

Германия

Электронная промышленность

5,3

5,1

17

Cisco Systems

США

Производство вычислительной техники и компьютерного оборудования

5,2

14,4

18

Panasonic

Япония

Электронная промышленность

5,1

6,4

19

Honda

Япония

Автомобильная

5,0

5,4

20

Ford

США

Автомобильная

4,9

4,1


Рассчитанопо: The Global Innovation 1000, Issue 61, winter 2010; The EU Industrial R&D Investment Scoreboards 2010. EropeanComission. 

В списке ведущих глобальных инновационных компаний – 7 фармацевтических и 5 автомобильных. Представители электронной  промышленности и производители  компьютерного оборудования занимают более скромные позиции, чем мог  бы предположить неискушенный читатель. Современное значение фармацевтики особенно подчеркивается тем фактом, что 6 из 10 крупнейших инновационных  компаний мира относятся к этой отрасли.

Эксперты отмечают три  главные причины (фактора), по которым  компании стремятся не сокращать  инвестиции в инновации даже в  периоды кризисов.

Во-первых, инновации стали  ключевым компонентом всей корпоративной  стратегии. Если учесть ожесточенную конкуренцию  последних лет на мировых рынках, сокращение инновационных инвестиций было бы сродни одностороннему разоружению  во время войны.

Во-вторых, компании в большей  части отраслей экономики обычно вовлечены в процесс разработки продуктовых инноваций, цикл которых  составляет несколько лет и значительно  превышает длительность экономической  рецессии. Срок разработки нового инновационного продукта варьируется от отрасли  к отрасли, но всегда составляет годы, а не месяцы. Например, на разработку модели нового автомобиля требуется, как  правило, четыре года, нового лекарства  – более десяти лет. В то же время  экономическая рецессия в среднем  длится не более одного года. Это  соотношение всегда выступает существенным фактором сохранения объемов инвестиций в НИОКР во время финансово-экономических  кризисов (рис. 4). 

Рис. 4. Сроки разработки различных инновационных продуктов и длительность экономических рецессий, мес.  

  

Источник: The Global Innovation, Booz & Co. Winter 2009.

 

Например, в производстве компьютерного оборудования и электронных  систем длительность разработки новых  продуктов часто превышает жизненный  цикл самого продукта на рынке, что  требует новых подходов к инновационному процессу. По данным McKinsey, чем более  инновационной является компания, тем  более оптимистично она смотрит  в будущее: свыше 82% опрошенных компаний, работающих в наукоемких отраслях экономики, завили, что окажутся успешнее своих  конкурентов в ближайшие два  года [5]. Если такие компании являются поставщиками товаров и услуг, они, как правило, заключают длительные контракты с производителями  на разработку новых моделей и  продуктов. Если же компании продают  свои инновационные продукты напрямую потребителям, потеря темпа в инновационном  цикле может означать полное выбытие  из игры.

Информация о работе Компании и инновации: локальный взгляд на глобальные изменения