Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:33, реферат
Важнейшими инновационными регионами мира остаются США, Европа и Япония – на них приходится 93% корпоративных инвестиций в исследования и разработки. В последние годы к лидерам приближаются некоторые развивающиеся страны, в основе инновационных успехов которых лежит динамичное развитие «национальных чемпионов» – крупных глобальных компаний. А вот Россия пока в числе аутсайдеров.
Группа д-ра Шетти недавно
построила еще два госпиталя:
раковый центр на 1400 мест и глазной
госпиталь на 300 мест. Все они пользуются
единой службой поддержки, включая
лабораторию и банк крови. Д-р
Шетти открывает аналогичные
«медицинские города» и в других
районах страны. В следующие пять
лет его компания планирует довести
число мест в клиниках до 30 тыс. и
стать крупнейшей частной медицинской
группой в Индии, что придаст
ей новые возможности в
В основе инновационных успехов развивающихся стран лежит динамичное развитие «национальных чемпионов» – крупных глобальных компаний. Это развитие, несомненно, связано с высокими темпами роста экономики. Согласно прогнозам, доля развивающихся стран в глобальном ВВП, увеличившись с 36% в 1980 г. до 45% в 2008 г., достигнет 51% к 2014 г. В 2009 г. темпы роста Таиланда, например, составили 15%, Тайваня – 18%, в то время как развитые страны продолжают бороться с последствиями кризиса. По мнению многих экономистов, в ближайшие пять лет темпы роста развивающихся стран будут на четыре процентных пунктов выше, чем развитых.
Благодаря такому динамизму многие «национальные чемпионы» из развивающихся стран выросли в глобальных игроков практически с нуля за последние два десятка лет. В 1990 г. Mittal была никому не известным производителем стали. Сегодня ArcelorMittal – крупнейшая металлургическая компания мира. Lenovo, которой не существовало в 1990 г., пять лет назад купила бизнес по производству персональных компьютеров корпорации IBM и в настоящее время занимает четвертое место в мире в этой области.
Профессор Н. Кумар из Лондонской школы бизнеса полагает, что быстрому росту «национальных чемпионов» способствовали два фактора: деньги и гибкость. Сочетание быстрого роста и интенсивной внутренней реструктуризации принесли компаниям большие объемы свободной денежной наличности. Норма прибыли (10%) в два раза превышает этот показатель у западных компаний. А поскольку собственность высоко концентрирована, компаниям легче принимать на себя инвестиционные риски. Семейные компании с контролирующими акционерами также стремятся получить дивиденды от высоких темпов роста экономики и не боятся потерять контрольный пакет акций.
У компаний из развивающихся
стран другой подход к сделкам
по слияниям и поглощениям, чем у
западных корпораций. Они в меньшей
степени интересуются проблемами сокращения
издержек, повышения эффективности
и сокращения персонала, поскольку
могут встраивать эффект от слияний
в низкозатратное производство у
себя на родине. Их больше интересуют проблемы
приобретения профессионально опыта,
брендов и каналов дистрибуции,
что позволяет им присоединиться
к клубу превоклассных
Почти все «национальные чемпионы» – это высоко диверсифицированные конгломераты. Например, индийская Tata Group, на долю которой приходится 6% всего ВНП страны, имеет филиалы в автомобилестроении, производстве минеральных удобрений, телекоммуникациях, консультационных и туристических услугах. Конгломерат Reliance Industries охватывает широкий спектр деятельности – от производства нефтепродуктов до свежих продуктов питания. Многие из этих гигантов являются государственными компаниями. Подобные организации выглядят своеобразными «гибридами», не встречавшимися ранее в мировой экономической практике. Наибольшее сходство они имеют с европейскими торговыми компаниями XVI–XIX вв., такими как Британская Ост-Индская компания. Они не являются старомодными национализированными компаниями, управляемыми государством и предназначенными для контроля над крупными кусками национальной экономики. Но не являются и классическими частными публичными компаниями, которые могут свободно разоряться в периоды кризисов. Это – своеобразные «амфибии», способные существовать и в море и на суше. Они занимают деньги у государства по субсидированным ставкам для своего развития и одновременно выходят на глобальные рынки. Наиболее характерны такие компании для Китая и России. Тысячи китайских компаний поддерживают тесные связи с центральным правительством или местными органами власти. В России также существует большая группа государственных компаний, пользующихся различными привилегиями. Однако, в отличие от китайских государственных компаний, российские аналоги пока не очень-то заметны в области инноваций. Так, по данным Минэкономразвития, доля затрат на НИОКР в крупнейших российских государственных корпорациях редко превышает 1% от продаж (табл. 4).
Таблица 4. Затраты на НИОКР российских государственных компаний в 2010 г., % к продажам
Компания |
Затраты на НИОКР |
Рус Гидро |
0,02 |
ФСК ЕЭС |
1,19 |
Роснефть |
0,21 |
Газпром |
0,22 |
Транснефть |
0,21 |
Аэрофлот |
0,00 |
ОАК |
9,08 |
Совкомфлот |
0,22 |
РЖД |
0,40 |
ОСК |
0,09 |
АвтоВАЗ |
1,02 |
НПО машиностроения |
0,17 |
Связьинвест |
0,0 |
АЛРОСА |
0,14 |
Источник: Минэкономразвития РФ, Ведомости 1 февраля 2011 г.
Частично это можно объяснить тем, что государственные корпорации создавались в России прежде всего в низкотехнологичных добывающих отраслях экономики, связанных с экспортными поставками. В наукоемких же отраслях таких компаний еще очень мало. Но даже у АвтоВАЗА и НПО машиностроения этот показатель на порядок ниже, чем в других развивающихся странах.
В России самый низкий в Европе показатель удельного веса компаний, занимающихся технологическими инновациями. Он составляет в нашей стране лишь 11%, в то время как в Великобритании – 45%, Швеции – 55%, Австрии – 58%, Ирландии – 61%, Германии – 74%. Даже в бывших социалистических странах он значительно выше: в Болгарии – 18%, Венгрии – 21%, Польше – 26%, Чехии – 42% (табл. 5).
Таблица 5. Удельный вес компаний, осуществлявших технологические инновации (2008 г.), %
Страна |
|
Россия |
10,9 |
Болгария |
18,2 |
Чехия |
41,7 |
Германия |
74,0 |
Ирландия |
61,4 |
Австрия |
57,5 |
Польша |
26,2 |
Швеция |
54,9 |
Великобритания |
44,6 |
Источник: Европейский Союз и Россия. 1995-2005. Росстат, 2007.
Китайские же наукоемкие гиганты,
находящиеся в собственности
государства, такие как China Telecom и Lenovo,
являются глобальными лидерами в
своих сегментах рынка. Проф. Тарум
Кханна из Гарвардской бизнес-школы
считает, что подобные государственные
диверсифицированные корпорации весьма
эффективны в условиях ограниченности
производственных ресурсов – капитала
и квалифицированной рабочей
силы. Tata Group, например, может использовать
ресурсы уже имеющихся
С одной стороны, такие
гигантские государственные организации,
как China Mobile, выглядят шагом назад, в
более ранние периоды экономического
развития, но с другой – это попытка
«оседлать» более динамичную, чем
западная, экономику, придать ей эволюционный
характер. Многие на Западе рассматривают
диверсифицированные
Путь к настоящей
эффективной приватизации является
длительным, а последние финансовые
потрясения мало способствовали тому,
чтобы правительства
Диверсифицированные государственные
компании часто подвергались критике
на Западе за более низкую эффективность
по сравнению с западными
Сознавая свое отставание от развитых стран в бизнес-образовании, развивающиеся страны значительные средства направляют в создание бизнес-школ. И это дает свои плоды. Последнее исследование «Financial Times» показало, что в двадцать ведущих мировых бизнес-школ вошли три из развивающихся стран: Hong Kong University of Science and Technology Business School (14-е место), Indian School of Business (16-е место) и China Europe International Business School (15-е место). Развивающиеся страны стараются также не отставать в оказании высококачественных консультационных услуг. Здесь лидируют индийские компании. Tata Consultancy Services, например, имеет офисы в 42 странах мира, оборот в 6 млрд долл. и является признанным лидером в реверсных инновациях.
Показательно, что одна
из немногих действительно инновационных
российских компаний – «Ситроникс»
– создает свой исследовательский
центр не в Сколково, где «будут
лучшие в мире поля для гольфа»
и где она не видит возможности
уже сегодня развивать
Инвестиционный климат – не главное
Развивающиеся страны, и особенно Россию, часто упрекают за «плохой инвестиционный климат» и отсутствие необходимых институтов. У многих экономистов это стало своеобразным «пунктиком» их идеологической доктрины. Однако последние статистические данные свидетельствуют, что «плохой климат» и отсутствие эффективных (западных) институтов вовсе не мешает развивающимся странам успешно и быстро развивать свою экономику и осуществлять инновации (табл. 6).
Таблица 6. Основные факторы, воздействующие на ведение бизнеса в разных странах (ранжирование по 183 странам)
Факторы |
Китай |
Бразилия |
Индия |
Россия |
Организация нового бизнеса |
151 |
128 |
165 |
108 |
Получение разрешений на строительство |
181 |
112 |
177 |
182 |
Регистрация прав собственности |
38 |
122 |
94 |
51 |
Источник: The 2010 Doing Business, World Bank 2011.
Как свидетельствуют последние данные Мирового банка, Россия не только не отстает от ведущих развивающихся стран по условиям ведения бизнеса, но, например, по организации нового бизнеса занимает значительно более высокое (108-е) место, чем Китай (151-е), Индия (165-е) и Бразилия (128-е).
Следовательно, дело не в
отсутствии «хорошего климата» и
институтов, ав эффективности государственной
поддержки компаниям и
За минувшее десятилетие
среднегодовые темпы роста
Для достижения этих целей
правительство использует четыре группы
инструментов. Во-первых, оно предлагает
налоговые льготы компаниям, включая
ускоренную амортизацию инвестиций
в НИОКР и освобождение от налогов
прибыли от венчурных инвестиций
в технологические стартапы. Во-вторых,
правительство резко увеличило
инвестиции в 17 регионах страны, где
сотрудничают государственные
Информация о работе Компании и инновации: локальный взгляд на глобальные изменения