Экономическая эффективность инновационного проекта

Автор: Надежда Солоная, 16 Октября 2010 в 08:33, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены следующие вопросы: сущность экономической эффективности, ее роль в инновационной деятельности, методы определения экономической эффективности и их краткая характеристика, основные показатели эффективности инновационного проекта, учет факторов, влияющих на повышение эффективности инновационного процесса, оценка эффективности инновационного проекта в конкретном производстве

Содержание

Введение
1. Сущность экономической эффективности и ее роль в инновационной деятельности
2. Классификация методов определения экономической эффективности и краткая их характеристика
3. Определение экономической эффективности в инновационном процессе
3.1. Коммерческая эффективность и методы их определения
3.2. Бюджетная эффективность и методы их определения
3.3. Народнохозяйственная эффективность и методы их определения
4. Учет факторов, влияющих на повышение эффективности инновационного процесса
5. Опыт повышения эффективности инновационного процесса в конкретном производстве
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курс ИМ (2).doc

— 323.00 Кб (Скачать)
  1. Учет факторов, влияющих на повышение эффективности

инновационного  процесса

      Эффективность инновационного процесса как совокупности операций, реализованных в течение определенного периода времени, зависит от ряда взаимозависимых факторов.

      Среди факторов, влияющих на повышение эффективности  инновационного процесса, выделяют следующие:

  1. инновационный потенциал организации(материально-техническая база, финансовые ресурсы, творческий потенциал, организационно-управленческие ресурсы): это показатель, который характеризует способность компании к осуществлению процессов нововведений. Это базовый критерий, определяющий результативность процесса создания и использования инноваций;
  2. направление инновационной деятельности(уровень риска, экономическая эффективность, возможности предприятия, рыночная конъюнктура): успех будущего нововведения на рынке во многом зависит от выбора правильного направления разработки. Первоначальный выбор определяет весь ход последующей инновационной деятельности (примеры неудач – запрет развития генетики, кибернетики в СССР, разработка ЭВМ компанией IBM; примеры удач – развитие космической промышленности в СССР, на западе создание персональных компьютеров). Направление инновационной деятельности зависит от целей, которые должны быть достигнуты при осуществлении нововведений:
      • сохранение позиций на рынке;
      • завоевание новых сегментов рынка;
      • структурные преобразования предприятия;
      • инновационный потенциал организации;
      • действия конкурентов;
      • темпы развития рынка и т.д.
  1. скорость осуществления инновационного процесса (скорость перехода от одного этапа к другому, одновременное осуществление разных стадий, величина инновационного лага): ее характеризует показатель инновационный лаг – это временной интервал от момента возникновения инновационной идеи до момента возврата инвестиций (получение положительной прибыли). От величины данного показателя зависит результативность всего процесса нововведений. При создании и введении новинки фирма стремится монополизировать рынок, получить максимальную прибыль от коммерциализации нововведения. Время, в течение которого предприятие-инноватор удерживает монопольно, определяется скоростью реагирования конкурентов. Таким образом, чем быстрее компания разработает новшество и выведет его на рынок, тем быстрее окупит капиталовложение и опередит конкурента;
  2. маркетинговая стратегия (конъюнктурные исследования на протяжении разработки, определение ценовой, сбытовой политики перед коммерциализацией новшества, выявление неудовлетворенной потребности (свободной рыночной ниши) на начальном этапе): маркетинговые исследования играют большую роль при проведении процесса нововведений, т.к. позволяют уменьшить риск отражения нововведения на рынке. Они осуществляются на различных стадиях. На этапе зарождения инновационной идеи выделяют задачи маркетинговых исследований:
      • анализ рыночной ситуации;
      • прогнозирование тенденций развития отрасли;
      • нахождение сегмента рынка, незанятого фирмой-кокурентом.

      На  основе полученных данных определяется направление инновационного процесса.

      На  последующих стадиях конъюнктурные  исследования позволяют своевременно, скорректировав ход процесса нововведений, адаптировать его к изменившимся условиям.

      На  заключительных стадиях маркетинговые  исследования проводятся для выявления  оптимальных форм коммерциализации, определения благоприятного момента  вывода на рынок, разработки эффективной  сбытовой политики, форм ценового продвижения. 
 

  1. Опыт повышения эффективности инновационного процесса

в конкретном производстве

Научно-технологический парк «Технопарк ИрГТУ» 

     Функционирование Технопарка ИрГТУ направлено на решение актуальных проблем предприятий Иркутска, Иркутской области и в целом Сибирского региона, посредством:

     -создания  условий для деятельности малого  инновационного предпринимательства;

     -привлечения профессорско-преподавательского состава ИрГТУ к инновационной деятельности;

     -преобразования  научных разработок университета  в конкурентоспособные и импортозамещающие  технологии, товары и услуги;

     -передачи  разработанных инновационных продуктов  предприятиям;

     -подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных кадров, способных эффективно работать в рыночных условиях.

     Такой подход позволяет существенно повысить инвестиционную привлекательность ИрГТУ на основе того, что:

     - активно развивается инновационная  инфраструктура вуза;

     - преподаватели вуза, задействованные в предпринимательской деятельности, существенно повышают свой профессиональный уровень;

     - значительно повышается качество  подготовки студентов и аспирантов  вуза,

     - повышается экономическая эффективность  научных разработок;

     - интенсифицируется международное сотрудничество, и др.

     Организационная структура определяется спецификой его деятельности и состоит из: региональных инновационных структур; предприятий наукоемкого бизнеса; IT- структур, обеспечивающих служб.

     В состав технопарка ИрГТУ входят: 7 региональных структур; 16 предприятий наукоемкого бизнеса; 12 IT-структур; 8 проблемных, исследовательских и испытательных лабораторий; 17 учебно-научно-производственных центров, 2 проектных бюро; инкубатор малого бизнеса, центр коллективного пользования и другие структуры, созданные для качественного повышения эффективности научных разработок ИрГТУ на основе их коммерциализации.

     В 2006-2009 годах построен новый корпус внедренческого центра Технопарка ИрГТУ  общей площадью 5690 м2. 

     Региональные структуры, входящие в состав Технопарка ИрГТУ

     В Технопарке ИрГТУ успешно функционируют региональные структуры. В их числе:

      - Региональный центр развития  инновационной деятельности;

      - Байкальский центр трансфера  технологий;

      - Байкальский коучинг-центр по венчурному предпринимательству;

      - Байкальская ассоциация бизнес-ангелов;

      - Региональная школа инновационного  менеджмента;

     - Региональный центр Сибирского  федерального округа по кадастру  движимого имущества;

      - Восточно-Сибирское региональное  инновационное отделение Европейского центра по качеству.

     Региональный центр развития инновационной деятельности ИрГТУ был создан 11 мая 2005 года (приказ ректора ИрГТУ №389-О) и приступил к активной работе с 27 июня 2005 года (Соглашение с администрацией Иркутской области от 29 июля 2005г.).

     Основными направлениями работы Регионального  центра развития инновационной деятельности ИрГТУ в 2008 году были:

     -содействие развитию кооперационных связей между субъектами инновационной системы Иркутской области;

     -развитие информационной, экспертно-консалтинговой и образовательной инфраструктуры инновационной деятельности в Иркутской области;

     -содействие субъектам инновационной системы области в обеспечении доступа к новейшим разработкам и введении интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

     -развитие института индустрии венчурных инвестиций в Иркутской области.

     В рамках этих направлений в 2008 году практически выполнено следующее:

     Привлечено  посредством участия в грантах  и программах 5,2 млн. рублей, из них средств муниципального бюджета – 447 000 рублей, трансфер технологий 560 000 рублей.

     За 2008 год РЦРИД ИрГТУ были проведены следующие работы:

     1. Организация и проведение Коучинг-сессий  для руководителей малых наукоёмких  компаний, заинтересованных в получении  инвестиций, а также подготовка и отбор компаний для участия в IX Российской Венчурной Ярмарке (г. Санкт-Петербург). В результате, для участия в ярмарке были отобраны 4 инновационные компании, с общим объемом запрашиваемых средств – $30 млн.

     2. В сети RTTN было размещено 8 профилей (средний показатель размещения профилей в сети составляет 10 профилей в год). Обработано более 15 запросов, в том числе и от зарубежных компаний, было получено более 25 выражений интереса на технологические профили. При содействии Центра было проведено пять встреч разработчиков и инвесторов/покупателей, подписаны соглашения о сотрудничестве. По трем разработкам («Новая экологически чистая тяжелая жидкость для процессов доводки и обогащения смеси твердых веществ», «Печь для утилизации биологических отходов и кремации умерших животных», «Технологический комплекс по очистке трубопроводов») переговоры завершились успешно, были подписаны договоры и поставлена продукция. Сумма вознаграждения за оказанные услуги составила – 560 000 рублей.

     3. В рамках муниципального контракта разработана Муниципальная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в г. Иркутске на 2009-2012 гг.». Цена контракта составила – 400 000 рублей.

     4. Подана заявка и выигран конкурс  ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы» на проведение Всероссийской научно-практической конференции «Практика и технологии успешной реализации инновационных проектов». В работе конференции приняли участие Евдокимов Евгений Иванович- управляющий директор по инфраструктурной деятельности ГК Роснанотех, Пильнов Геннадий Борисович- исполнительный директор НП "Российская сеть трансфера технологий". Участниками конференции являлись молодые ученые, представители малых инновационных компаний. Сумма государственного контракта – 1 000 000 руб.

     5. Подана заявка и выигран конкурс  ФЦП «Развитие инфраструктуры  наноиндустрии в Российской Федерации  на 2008 - 2010 годы» на выполнение  работ по теме: «Методическое,  технологическое и организационное обеспечение работ, связанных с патентно-лицензионной деятельностью в государственном научно-образовательном секторе и организациях, образующих национальную нанотехнологическую сеть по Иркутской области». Сумма государственного контракта10 200 000 рублей.

     6. Выполнение плановых работ центра: обновление каталога «Инновационный  потенциал Байкальского региона»; работа с разработчиками, представителями  малых наукоемких компаний.

     7. Выполнение функций управляющей  компании Иркутского областного инновационного инкубатора: проведение организационной, координационной и консалтинговой работы, содействие субъектам инновационной деятельности в выполнении инновационных и инвестиционных проектов. В течение года было оказано содействие 67 субъектам малого предпринимательства по вопросам управления инновационными проектами, бизнес-планированию и защите интеллектуальной собственности, проведено 20 тематических семинаров по вопросам привлечения инвестиций, продвижению наукоемкой продукции, бизнес - планированию.

     8. Проводилась методическая работа, изданы: сборник докладов «Материалы  Всероссийской научно-практической  конференции молодых учёных», «Практика и технологии успешной реализации инновационных проектов»», 5,75 п.л.; Учебное пособие по Управлению инновационными проектами, 3,25 п.л. 

     Предприятия наукоемкого бизнеса

     При университете и с его участием в структуре Технопарка ИрГТУ учреждены и активно коммерциализуют свои разработки следующие предприятия наукоемкого бизнеса:

      1. ООО НТЛ «ТОМС» - директор д.т.н., профессор Федотов К.В.;

      2. ООО «Байкалгеосервис» - директор  к.т.н., доцент Охотин А.Л.;

      3. ООО «Инновационный центр компьютерной  диагностики автомобилей» - директор  к.т.н., доцент Григорьев И.М.;

      4. АНО "Головной аттестационный  центр ВСР НАКС" - директор проф. Нестеренко Н.А.;

      5. ООО «Байкальский горно-технический  центр» - директор проф. Загибалов  А.В.;

Информация о работе Экономическая эффективность инновационного проекта