Исследование инновационной деятельности предприятия (на примере ОАО «Тяжмаш»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Главной цель работы - анализ инновационной деятельности на предприятии ОАО «Тяжмаш».
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1.Исследование инновационной деятельности на предприятии.
2.Изучение стратегии ведения инновационной деятельности на предприятии.
3.Изучение теоретические основ оценки эффективности инноваций.
4.Анализ инновационной деятельности и оценка её эффективности на предприятие ОАО «Тяжмаш».

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования инновационной деятельности 5
1.1 Понятие инновационной деятельности предприятия 5
1.2 Стратегия инновационной деятельности и ее виды 8
1.3 Инновационная деятельность как процесс 12
1.4 Теоретические основы оценки эффективности инноваций 14
Глава 2 Анализ инновационной деятельности предприятия ОАО «Тяжмаш» 21
2.1 Краткая характеристика предприятия 21
2.2 Анализ инновационной деятельности ОАО «ТяжМаш» 24
2.3 Экономическое обоснование проведения инноваций 27
Заключение 30
Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

Савчук МО_04 курсовая Анализ инновационной деятельности.docx

— 868.19 Кб (Скачать)

 

 

 

Кафедра управления

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

По дисциплине «Исследование  систем управления»

 

 

 

Студента   4 курса  МО-04 группы

 

 

 

Савчук Ивана Ивановича

 

 

 

 

Исследование инновационной  деятельности предприятия (на примере ОАО «Тяжмаш»)

 

 

 

 

 

 

 

 

Королев 2012

 

Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретические основы исследования инновационной деятельности 5

1.1 Понятие инновационной деятельности предприятия 5

1.2 Стратегия инновационной деятельности и ее виды 8

1.3 Инновационная деятельность как процесс 12

1.4 Теоретические основы оценки эффективности инноваций 14

Глава 2 Анализ инновационной  деятельности предприятия ОАО «Тяжмаш» 21

2.1 Краткая характеристика предприятия 21

2.2 Анализ инновационной деятельности ОАО «ТяжМаш» 24

2.3 Экономическое обоснование проведения инноваций 27

Заключение 30

Список использованных источников 32 

Введение

В условиях глобальной конкуренции  и высоких темпов научно-технического прогресса выигрывают те предприятия, которые активно осуществляют инвестиции в инновации. Инновации по праву  считаются одним из ключевых факторов развития предприятия в конкурентной среде. Разработка и внедрение инновационных  решений повышает конкурентоспособность  и качество продукции, усиливает  привлекательность предприятия  для клиентов, поставщиков и инвесторов.

В процессе инновационной  деятельности формируется и новый  стиль

управления, и новые подходы  к принятию решений, пересматривается политика отношения предприятий  к выпуску конечной продукции, что  в итоге приводит к получению  дополнительных конкурентных преимуществ.

За последнее время  характер инноваций претерпел изменения  – инновации стали предусматривать  решения по совершенствованию как  производственной, так и в экономической  и социальной сфере. Одновременно с  изменением характера инновационных  решений повысились требования к  их обоснованности, оперативности принятия и оценке рисков успешной реализации. Таким образом, актуальность темы определяется необходимостью проведения исследования связанных с теорией экономического обоснования инновационных решений.

Главной цель работы - анализ инновационной деятельности на предприятии  ОАО «Тяжмаш».

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

  1. Исследование инновационной деятельности на предприятии.
  2. Изучение стратегии ведения инновационной деятельности на предприятии.
  3. Изучение теоретические основ оценки эффективности инноваций.
  4. Анализ инновационной деятельности и оценка её эффективности на предприятие ОАО «Тяжмаш».

Объектом исследования курсовой работы является ОАО «Тяжмаш».

Предметом курсовой работы является инновационная деятельность предприятия ОАО «Тяжмаш».

Задачи определены неверно

 

 

Глава 1 Теоретические основы исследования инновационной деятельности предприятия

1.1 Понятие инновационной деятельности предприятия

Инновационный деятельность - это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования.

Само по себе понятие инновационная  деятельность широкое. Его можно описать с трех позиций. Во-первых, это осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга. Во-вторых, инновационная деятельность как процесс, т.е. можно понимать как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения. В-третьих, с финансовой точки зрения его можно рассматривать как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги.

Только не стоит забывать, что  непременным свойством инновационной  деятельности и инновации является научно-техническая новизна, производственная применимость и коммерческая реализуемость. Поэтому необходимо отличать инновации от несущественных незначительных технических или внешних изменений продукта.

Основными видами инновационной деятельности являются:

  • научно-исследовательские опытно-конструкторские работы (НИОКР);
  • технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний;
  • приобретение патентов, лицензий и ноу-хау;
  • инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов;
  • сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления;
  • маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции;
  • подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности

Для того что бы реализовывать инновационные проекты на предприятии нужны ресурсы. Источниками этих ресурсов могут быть как внешние средства, так и внутренние.

Источники финансирования:

  • собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);
  • привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.;
  • заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.

Для осуществления успешной инновационной  деятельности компании нужно    учитывать совокупность ресурсов, необходимых  для её эффективного осуществления, т.е. учитывать потенциальные возможности предприятия по эффективному вовлечению новых технологий в хозяйственный оборот:

  • интеллектуальные (технологическая документация, изобретения, патенты, лицензии, полезные модели, промышленные образцы);
  • материальные (опытно-приборная база; пилотные установки; исследовательское, экспериментальное и лабораторное оборудование);
  • финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, бюджетные, грантовые); 
  • кадровые (лидер-новатор, заинтересованный в инновациях; персонал, имеющий специальное образование и опыт проведения НИР и ОКР; специалисты в сфере маркетинга, планирования и прогнозирования скрытых потребностей покупателей);
  • инфраструктурные (собственные подразделения НИР и ОКР, конструкторский отдел, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, лаборатория контроля качества продукции, патентно-лицензионный отдел);
  • дополнительные источники повышения результатов инновационной деятельности (партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами, в т.ч. зарубежными; ресурс площадей, информационный отдел, опыт управления проектами, стратегическое управление предприятием). [6, 33 c.] сноски оформлены неверно

Другими словами это можно назвать  инновационным потенциалом предприятия - его максимальные возможности генерировать высокую инновационную активность, которые проявляются в эффективном  обеспечении новых и будущих  технологий. Отсюда оценку инновационного потенциала предлагается проводить  на предмет достаточности у предприятия  финансово-экономических ресурсов для эффективного обеспечения не только стратегической инновационной, но и текущей производственной деятельности.

Но также не стоит забывать о  детерминантах инновационного развития. Детерминанты — это факторы, определяющие направления развития предприятия, возможности и интенсивность обновления продукции и производственного аппарата. Объективно существуют общие и специфические, в данном случае инновационные, детерминанты. Можно выделить следующие общие детерминанты: конкуренцию, потребителей, поставщиков, технологии, конкурентный потенциал организации, государственное регулирование, факторы макросреды. С учетом особенностей инновационной деятельности детерминантами являются:

  • научно-технический кадровый потенциал предприятия. Определяет возможности его инновационного развития за счет соответствующих трудовых ресурсов. Эта составляющая научно-технического потенциала - научно-технические и инженерные кадры предприятия;
  • опытно-эксперементальные мощности предприятия. Этот фактор имеет большое значение в машиностроении, в особенности в электромашиностроении, автомобилестроении, станкостроении и других отраслях. Наличие таких мощностей во многом определяет сроки разработки новых продуктов и процессов;
  • наличие законченных НИОКР, патентов и лицензий. Для того чтобы реализовывать в предстоящие годы определенную инновационную стратегию, нужно иметь соответствующий научно-технический задел по потенциальным инновациям. Это могут быть собственные разработки или лицензии и патенты, приобретенные на стороне;
  • структура выпускаемой продукции. Для разработки инновационных стратегий продукцию предприятия следует рассматривать по следующим параметрам: темпы роста отраслей, к которым относятся те или иные виды продукции, стадии жизненного цикла, рыночная доля;
  • наличие угроз технологического и функционального замещения. Определяет долгосрочные цели деятельности предприятия, его затраты на проведение НИОКР, выбор целевых сегментов рынка и многие другие параметры функционирования. [1, c. 283]

1.2 Стратегия инновационной  деятельности и ее виды

Принимая во внимание все  факторы, которые влияют на инновационную  деятельность предприятия. Руководство  должно принять решение какой  инновационной стратегией руководствоваться. В основе формирования стратегии  лежат социально-экономические цели и инновационные задачи организации. В целом эти стратегии можно разделить на две группы: стратегии проведения НИОКР и стратегии внедрения и адаптации нововведений. Виды стратегий указаны в рисунке 1. Рассмотрим эти стратегии подробнее.


Инновационные стратегии предприятия

Стратегии НИОКР

Стратегии внедрения  и адаптации

Лицензионная

Параллельной разработки

Исследовательского лидерства

Опережающей наукоемкости

Следования жизненному циклу

Поддержки продуктового ряда

Ретронововведений

Сохранение  технологических позиций

Продуктовой имитации

Процессной  имитации

Стадийного  преодоления

Технологической связанности

Технологического  трансферта

Следования  за рынком

Вертикального заимствования

Радикального  опережения

Выжидания лидера


Лицензионная  стратегия. В соответствии с данной стратегией предприятие основывает свою деятельность в области НИОКР на приобретении исследовательских лицензий на результаты исследований и разработок контрактных научно-технических организаций или других предприятий. Приобретаются незаконченные или завершенные разработки с целью их дальнейшей доработки и использования в процессе осуществления

Рисунок 1 - Инновационные стратегии

собственных НИОКР. При этом предприятие получает собственные  результаты в гораздо более короткие сроки и зачастую с меньшими затратами.

Стратегия параллельной разработки предполагает приобретение технологической лицензии на готовый продукт либо процесс с целью их форсированного опытного освоения и проведения с учетом такого освоения собственных разработок и дальнейшего производства технологии уже по результатам собственных разработок. Такая стратегия может быть использована при наличии цели форсированного освоения новых продуктов и процессов, при наличии разработок, которые можно купить за пределами предприятия, а также для ослабления возможностей конкурентов в освоении данных инноваций (при покупке, например, исключительной лицензии). Данная стратегия позволяет в конечном счете осуществлять инновационное развитие на собственной основе, способствует обеспечению роста доли предприятия на рынке.

Стратегия исследовательского лидерства нацелена на достижение долговременного нахождения предприятия на передовых позициях в области НИОКР в определенных направлениях.

Стратегия опережающей наукоемкости. Предприятие, использующее данную стратегию, стремится иметь наукоемкость продукции выше среднего уровня по отрасли. Эта стратегия может быть применена в условиях острой конкурентной борьбы на рынке, когда имеет значение время выхода нового продукта на рынок, в периоды, когда важно опередить другие предприятия в снижении цен и издержек.

Информация о работе Исследование инновационной деятельности предприятия (на примере ОАО «Тяжмаш»)