Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:43, реферат
Казахстан стоит сегодня на рубеже нового этапа социально- экономической модернизации и политической демократизации.
К одному из основных направлений государственной экономической политики на перспективу относится модернизация отечественной экономики. Другими словами, всемерное использование лишь сырьевого фактора имеет все же больше негативных последствий, нежели позитивных. Модернизацию национальной экономики следует ориентировать по следующим направлениям:
1) изменение структуры ВВП;
2) исходя из
первого следует необходимость
обеспечения роста
3) рост удельного веса производства товаров и услуг с высокой конечной стоимостью. В основе реализации данных направлений, на наш взгляд, заложена идея кластеризации национальной экономики как одно из условий успешного экономического развития. Уровень экономического развития можно определить по двум показателям:
а) величине ВВП на душу населения;
б) размерам и развитости частного сектора и бизнеса, другими словами, количеством национальных компаний, имеющих передовые позиции на мировых рынках товаров и услуг.
ВВП на душу населения в республике с учетом дефлятора доллара США составлял в 2004г. порядка $2300-2400. По данному показателю Казахстан находится на уровне Южной Кореи (52568 в 1985-1986 гг.), Тайваня ($2310 в 1980г.), Японии ($2181 - 1970г.), США ($2151 в 1954-1955 гг.). В 1995г. В Южной Корее ВВП на душу населения составил $10000. Относительно второго сравниваемого показателя следует сказать, что республика соответствует уровню Южной Кореи и Тайваня 70-х годов 20 в. Так, численность компании Самсунг в 1980г. составляла 75 тыс. чел. Производство продукции (в ценах 1996г.) достигало $6,34 млрд., причем, на долю экспорта приходилось $3,32 млрд. Экспорт в 1995г. достиг $100 млрд. В настоящее время страна занимает 5-е место в мире по производству автомобилей, 2-е - по производству судов, 3-е - по экспорту текстиля.
В условиях Казахстана
обеспечение устойчивой конкурентоспособности
национальной экономики возможно на
основе внедрения передовых
К основным особенностям кластеров следует отнести:
1) осознание
юридическими лицами
2) финансовую
независимость участников
3) достижение интересов каждого участника в единой цепочке создания новой добавленной стоимости;
4) наличие в кластере сети формальных и неформальных связей между участниками, основанной на рыночных отношениях;
5) наличие необходимых факторов и условий для производства и реализации готовой продукции, т. е. обеспечение всего жизненного цикла товара и др.
Долгосрочная специализация страны в несырьевых отраслях базируется на развитии отраслевых кластеров. Из анализа 150 секторов национальной экономики с учетом критериев привлекательности рынка, спроса, предложения и перспектив развития выделено семь приоритетных направлений кластеризации. Согласно рекомендаций JAA и EGG 121, из данных направлений кластеризации мы рассматриваем кластеры горно-металлургического комплекса и туризма. Поскольку первый представляет «локомотив» экономического роста на кратко- и среднесрочную перспективу, сырьевой двигатель экономики, а второй - представляется одним из опорных двигателей не сырьевого сектора, который сыграет решающую роль при диверсификации и модернизации отечественной экономики. В основном предлагаемые направления кластеризации имеют ориентацию на экспорт. Это, прежде всего, предполагает расширение рынка, внедрение передовых технологий, соответствие производимой продукции и услуг мировым стандартам и, в конечном итоге, повышение конкурентоспособности национальной экономики. Поэтому продвижение экспорта представляется одним из критериев успешного экономического роста. Следующая проблема заключается в продуманной, корректной оценке данного кластера. Далее необходимо разработать программу действий по кластерам горной металлургии и туризму.
Эффективность кластеризации зависит от правильной государственной экономической политики. При этом активизируется роль государства (предприятиям должна быть предоставлена возможность получения льготных кредитов: кредиты по низким ставкам процентов). Однако кроме макроэкономических инструментов: фискальная политика, регулирование предложения денег и ставка процента предлагается совершенствование управления на микро и мезоуровнях. Необходимо совершенствование управления для повышения конкурентоспособности экономики в части оптимизации взаимоотношений и взаимосвязей между следующими участниками: государство (регион) - бизнес - отраслевые ассоциации - НИИ и ВУЗы. Кроме того, успешная кластеризация обусловливает широкое использование стимулирования: субсидирование, льготное налогообложение, льготное кредитований, а также отрицательных методов воздействия: прекращение предоставления услуг инфраструктуры, отмена льготного налогообложения, отзыв кредитов и др. Кстати, в республике предусмотрены льготные кредиты для развития кластеров.
Наглядным примером
отрицательных методов
Аналогично и в секторе туризма. Туристская фирма в соответствии с программой развития туризма в Казахстане получает лицензию на занятия туроператорской деятельностью в области внутреннего туризма (в связи с этим ею были получены права на льготное налогообложение), однако по этой лицензии фирма занималась нелегальной деятельностью. В связи с этим усиливается роль государственного регулирования за выдачей лицензий и их использованием по назначению. Таким образом, один аспект проблемы состоит в выделении средств и выдаче разрешительных документов, а другой аспект заключается в необходимости контроля за их использованием, обусловливающего планирование и включение административных средств государственного регулирования. Причем, в этом случае особое значение имеет мониторинг не столько промежуточных показателей деятельности, сколько планирование и контроль, в частности, окончательного результата. Поэтому, если речь идет об экспортоориентированной подотрасли, то правомерно говорить об объеме экспорта продукции и предоставлении услуг в целом.
Для успешной кластеризации юридическим лицам необходима поддержка государства. Данные субъекты могут относиться к секторам экономики, в которых большую часть представляют государственные предприятия (коммунальная сфера, тяжелая промышленность, транспортный и энергетический секторы и др.). Данные отрасли могут быть представлены естественными монополиями, объектами военно-промышленного комплекса, а также отраслями, для которых характерны принципы и посылки теории экономии масштаба. В этих условиях особое значение отводится государственному регулированию экономики, в частности, стратегическому планированию и мониторингу за выполнением намеченной программы.
Учитывая основные положения концепции кластеров, для республики в деле кластеризации главная проблема состоит, во-первых, в трансформации акцента с ресурсодобывающих отраслей на недобывающий сектор, во-вторых, в росте производительности в недобывающих отраслях и, в-третьих, в росте производства и экспорта продукции со значительной долей добавленной стоимости.
Минерально-сырьевой
сектор экономики страны имеет основные
предпосылки для
Объемы добычи минерально-сырьевых ресурсов характеризуются тенденцией стабильного роста. При этом отметим следующее;
1) данная тенденция
практически не зависит от
колебаний внешнего и
2) поскольку
наша страна не имеет влияния
на изменение ситуации на
В горно-металлургическом комплексе, прежде всего, ставится вопрос не только о добыче и первичных процессах обогащения и передела. В частности, в золоторудной подотрасли диверсификация предусматривает добычу и производство золота, производство сплавов, то есть законченный цикл: от руды до готовых ювелирных изделий. При этом предполагается сотрудничество с производителями российских алмазов, а также иностранными специалистами по изготовлению ювелирных изделий. Таким образом, региональный кластер трансформируется в трансграничный. В республике возможно эффективное развитие кластеров: нефтехимического (АО «Разведка Добыча «Казмунайгаз»), кластеры по информационным технологиям (технопарки) и др.
Что касается сектора туризма, следует отметить, единая технологическая цепочка, заключающаяся в реализации туристского продукта (путевка, транспортные, страховые услуги и др.), в данной сфере предполагает объединение, координацию усилий, по обеспечению предоставления потребителю полного спектра рекреационных услуг. В частности, в буферной зоне Аксу-Жабаглинского природного заповедника в настоящее время имеются все предпосылки для организации экологического и экстремального туризма: гостевые дома на основе местных сообществ, услуги гида-экскурсовода, организация охоты, фотоохоты, альпинизма и т.д.
В целом кластер
объединяет сеть поставщиков, производителей,
потребителей, инфраструктуры, НИИ, ВУЗов,
взаимодействующих и
При этом собственно
экономическое развитие представляется
как объективный результат
Кластеризация обусловливает значительные возможности для интеграции республики в мирохозяйственное сообщество. Поскольку речь идет не только об обмене ресурсами, технологиями и «ноу-хау», но также и о создании:
1) устойчивых
субконтрактинговых схем в
2) формирование трансграничных кластеров.
Однако для этого необходимы:
1) благоприятный
инвестиционный климат в
2) создание совершенной конкуренции;
3) создание единого информационного пространства.
Два последних фактора формируют успешный деловой климат в стране для организации международного сотрудничества. Конкурентоспособность экономики обусловливается определенным кругом факторов и особенностей: экономических (на макро- и микроуровне), социальных, экологических, исторических, этнических, культурных и т.д. Для нашей республики формирование кластеров, в частности, в горно-металлургическом секторе и туризме на наш взгляд, должно осуществляться по классической схеме.
Согласно теории кластеров, конкурентоспособные на мировом рынке фирмы определенной отрасли должны концентрироваться в одном регионе.
При этом роль государственного регулирования усиливается, поскольку создание кластеров обусловливает участие многих юридических лиц, действия которых должны быть взаимоувязаны и согласованны. Действия и поведение субъектов бизнеса в развитой рыночной экономике регулируются
конкуренцией. В
странах с развивающейся