Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:43, реферат
Казахстан стоит сегодня на рубеже нового этапа социально- экономической модернизации и политической демократизации.
ВВЕДЕНИЕ
Казахстан стоит сегодня на рубеже нового этапа социально- экономической модернизации и политической демократизации.
Только при
наличии современной
В послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти» наиболее конкурентоспособных стран мира, от 1 марта 2006 года, во втором приоритете говорится: «Для поддержания устойчивого и динамичного роста экономики страны государство обязано стимулировать спрос на товары и услуги высокого качества, используя инструменты фискальной, денежно-кредитной политики, государственного регулирования эффективного перераспределения основных факторов производства».
В целях дальнейшей модернизации и диверсификации экономики Казахстана Н.А.Назарбаев считает, что необходимо сконцентрировать внимание и силы на следующие направления: денежно-кредитную политику, фискальную дисциплину и эффективную налоговую политику, повышение экономических взаимоотношений между государством и частным сектором на основе рыночных принципов.
Немаловажное
значение, по мнению Президента, необходимо,
уделить внимание на реализацию широкомасштабной
государственной поддержки
Сегодня нужна
новая, современная стратегия
Для достижения целей, поставленных перед Правительством и народом необходимо уделять внимание инновационному развитию экономики регионов и Казахстана в целом.
Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана направлена на проведение активной научной и инновационной политики с целью стимулирования предпринимательства на организацию конкурентоспособных и экспортированных производств. При этом система управления конкурентоспособности хозяйствующих субъектов с позиции инновационного подхода должна обеспечить трансформацию технико-технологических возможностей в конкурентные преимущества.
Основными предпосылками
реализации Стратегии, па наш взгляд, являются:
во-первых, обеспечение благоприятных
институциональных условий; во-вторых,
выявление и формирование инновационного
потенциала субъектов предпринимательства.
В настоящее время государство создает
все необходимые условия, так образованы
специальные структуры, как Казахстанский
инвестиционный фонд. Корпорация по страхованию
экспорта и Инновационный фонд. Внедрены
институциональные инструменты, стимулирующие
инвестиционную деятельность в обрабатывающей
промышленности и сельском хозяйстве.
1. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИИ
1.1 Совершенствование
механизма трансферта
инновационных процессов в Казахстане.
В основе инновационной деятельности или процесса лежит инновация (нововведение).
В мировой экономической литературе термин "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Понятие «инновация» более активно стало применяться в условиях переходной экономики страны как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный прогресс» и т.д. При этом термин «инновация» отдельными исследователями трактуется по-разному. В зависимости от объекта и предмета проводимого исследования. Инновация - это общественно-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по свойствам изделий и технологий с получением выгоды и добавочного дохода. Сущность понятия ''инновация" заключается в том, что это нечто лучшее, чем существовавшее до нее, нечто более эффективное, имеющее только положительный результат. Но также под инновацией понимается результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, организационных форм и т.д.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. В рамках этого процесса производители инноваций в целях получения прибыли создают и продвигают новшества к потребителям. Начинается он с появления идеи и заканчивается ее коммерческой реализацией.
Развитие любой страны не может идти без учета и использования, ставших мировым достоянием передовых технологий. Масштабы и интенсивность международного обмена знаниями и технологиями настолько возросли, что это явление получило название техноглобализма, обуславливая углубление международного разделения труда, специализацию и кооперацию в научных исследованиях и создании нововведений, объективно ведет к усилению роли внешних факторов технологического развития любой национальной экономики. Поэтому важным элементом мирохозяйственных связей становится межстрановой трансферт (передача) технологий.
Трансферт (от английского transfer) включает:
- во - первых, передачу невоплощенной технологии, куда входят проектно-сметная документация, патенты, лицензии, торговые марки, консультационные и маркетинговые услуги, импорт и лизинг технологического оборудования, узлов и компонентов, способствующих созданию или дальнейшему развитию производства на новой технологической основе или новых товаров и услуг, сырья, полуфабрикатов, технологические «ноу-хау», результаты НИОКР, инжиниринговые услуги по обработке информации, программное обеспечение, способствующих созданию производства на новой технологической основе другому юридическому или физическому лицу;
- во - вторых, передачу сертификата ценной бумаги с регистрацией перехода права собственности.
Трансферт технологий в настоящее время широко применяют развитые, среднеразвитые, а также развивающиеся страны, используя разнообразные формы обмена и весь возможный арсенал способов достижения своих экономических интересов. Рассмотрим подробнее основные формы трансферта технологий.
Традиционным способом, обеспечивающим трансферт технологий, "ноу-хау", передовых методов управления и маркетинга, являются прямые иностранные инвестиции. Иностранные инвестиции как источник финансирования инноваций наиболее доступны предприятиям, контролируемым иностранным капиталом.
Привлечения иностранных инвестиций, как известно, может осуществляться путем создания совместных производств, главными целями создания такого предприятия выступают: перспектива использования новых рыночных возможностей, доступ на международный рынок, распределение издержек и финансовых рисков, получение доли прибыли на внутреннем рынке или приобретение знаний и технологии для основного бизнеса. Привлечение иностранных инвестиций может так же осуществляться в реализации совместных проектов с иностранными партнерами при условии их финансирования. В отдельных случаях финансирование инновационных проектов производят сами заказчики продукции, получаемой в результате инновации.
Другой главной формой технологического обмена являются лицензионные соглашения - договоры об уступке права использования технологий на определенный срок. Ориентация на закупку лицензий имеет свои достоинства. Это прежде всего, экономия средств и времени на проведении собственных НИОКР, отталкиваясь от уровня мировых достижений, закупаемых по лицензиям, что позволяет ликвидировать отставание на отдельных направлениях научно-технического прогресса. Другим достоинством является возможность в короткие сроки удовлетворять потребность в новой технике, сокращение сроков освоения новейшей технологии. Помимо этого, возникает вероятность поддерживать высокий уровень разрабатываемой и применяемой технологии за счет обмена усовершенствования с лицензиарами и возможность приобретения "ноу-хау".
Важными формами технологического обмена являются: соглашения "под ключ" - это поручение фирме-исполнителю (подрядчику) научно-технических разработок, необходимого оборудования и т.д. От стадии проектирования до поставок и монтажа оборудования, что обеспечивает возможность приобретения определенных технических и управленческих знаний, но и обходятся заказчику дешевле, чем самостоятельное выполнение всего комплекса работ; соглашения "под готовую продукцию", заключающиеся в том, что покупатель получает предприятие в свое распоряжение только после начала производства продукции.
Следующей формой трансферта технологий является лизинг, который имеет свои преимущества. Во-первых, предприятию (лизингополучателю), у которого нет средств на модернизацию своего производства, позволяют выплачивать денежные средства периодически, а так же получить новое современное, соответствующее прогрессивным техническим укладам оборудование. Во-вторых, предприятие - производитель оборудования имеет гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является собственностью лизингодателя, финансирующего лизинговую операцию последнего платежа. В - третьих, инвестирование на лизинговой основе носит инновационный характер, и должно быть направлено на приобретение оборудования современных технологических укладов.
Другой формой привлечения технологий, получившей достаточно широкое распространение, является франчайзинг, под которым понимается передача или переуступка требований на коммерческих условиях (франшизу) разрешения, продавать чьи либо товары или услуги. При этом соглашение дает право франчайзи пользоваться всей интеллектуальной собственностью франчайзера, в том числе инструкциями, деловыми советами, "ноу-хау", товарными знаками и другими материалами, относящимися к методам управления делами фирмы.
Важной формой в трансферте технологий является инжиниринг, под которым понимается совокупность проектных и практических работ, относящихся к инженерно - технической области и необходимых для осуществления консультационных, технологических, строительных проектов. Главное отличие инжиниринга от "ноу-хау" состоит в том, что при оказании услуг подразумевается обязательное проведение конкретного, оговариваемого в контракте комплекса работ по заданию заказчика или применительно к его требованиям.
В процессе трансферта технологий главная роль отводится транснациональным корпорациям (ТНК), сочетающим в себе производственный и научный потенциал. Одной из главных черт ТНК являются значительные расходы на НИОКР, во многом это обусловлено тем, что у ТНК проще доступ к финансовым ресурсам. Доля затрат на НИОКР некоторых ТНК достигает 20% от общего объема продаж компании. Например, ежегодные расходы на эти цели General Motors, Ford, IBM составляет 2-3 млрд. долл. США, что превышает научно-исследовательские бюджеты многих стран. Основным направлением передачи технологий является создание исследовательских центров за рубежом и передача ими технологий материнской компании практически всей необходимой документацией из центра. Выгоды проникновения ТНК на местные рынки во многом связываются с благотворным влиянием передачи технологии в развивающиеся страны. Дочерние компании ТНК переводят, прежде всего, вспомогательные технологии, но не осевое производство, которое находится в головных фирмах, расположенных в индустриальных странах.
Основные формы передачи технологий делятся по своему экономическому содержанию на некоммерческие (безвозмездные) и коммерческие (возмездные).
Некоммерческие формы трансферта технологий:
- научно-технические публикации (доклады, конференции, каталоги, выставки);
- научные исследования и разработки при обмене учеными и специалистами.
Коммерческие формы трансферта технологий:
-"ноу-хау" и технический опыт в виде моделей, образцов, чертежей, подготовки кадров, секреты производства, информацию и др.;
- передача объектов промышленной собственности (патенты на изобретения, и т.п.), за исключением товарных знаков, знаков обслуживания, если они не являются частью сделок по передаче технологии.
Любое государство, преследующее цель создания современной материальной основы общества обязательно столкнется с проблемой использования зарубежных технологий. Поэтому, в мировой практике различают страны - реципиенты технологий, которые делятся на три группы: