Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:43, реферат
Казахстан стоит сегодня на рубеже нового этапа социально- экономической модернизации и политической демократизации.
К основным особенностям формирования инновационного процесса в агропромышленном производстве относятся следующие:
- множественность
видов сельскохозяйственной продукции
и
- продуктов ее переработки, существенная
разница в технологии их возделывания
и производства;
- значительная
дифференциация отдельных
- сильная зависимость технологий производства в сельском хозяйстве от природных и погодных условий;
- большая разница в периоде производства по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и продуктам ее переработки; высокая степень территориальной разобщенности сельскохозяйственного производства;
- обособленность
сельскохозяйственных
- разный социальный
уровень работников сельского
хозяйства; множественность
- отсутствие четкого и научно обоснованного организационно-экономического механизма передачи достижений науки сельскохозяйственным товаропроизводителям и, как следствие, существенное отставание отрасли по освоению инноваций в производстве.
Высокий уровень
сложности агропромышленного
По своей сущности и характеру методы реализации инновационной политики могут быть самыми разными, но их совокупность преследует одну цель - создание на всех уровнях АПК максимально благоприятных условий для успешной и эффективной инновационной деятельности с учетом полного охвата всех стадий инновационного цикла: от создания инноваций, до их освоения непосредственно в агропромышленном производстве. Поскольку этих методов достаточно много, их можно классифицировать (в основном по функциональному признаку) на организационные, экономические, законодательно-правовые и социально-психологические.
К организационным методам реализации инновационной ноли-тики следует отнести создание четкой организационно-управляемой инновационной системы, в которой каждый ее элемент будет наделен специфическими функциями, внутренними и внешними связями и станет осуществлять свою деятельность в соответствии с общими целями и задачами всей системы.
Для этого возникает необходимость формирования и развития инновационной инфраструктуры в виде различных формирований: научных, научно-технических и научно-технологических центров, технопарков, технополисов, научно-производственных объединении и систем, специализированных формирований по производству наукоемкой продукции. Инновационная инфраструктура находится в постоянном развитии: от простых форм инновационных формирований к более сложным путем проведения реструктуризации. Будут созданы комплексные научные организации, включающие экономические, маркетинговые, информационные, коммерческие подразделения. При этом важное значение имеет определенная четкость организационного механизма инновационного процесса: от планирования фундаментальных и прикладных исследований и разработок по наиболее приоритетным направлениям инновационной направленности (с учетом спроса на научную продукцию) до завершающего этапа создания инноваций и освоения их в производстве.
Институциональные преобразования научно-технической сферы АПК, кроме формирования инновационной инфраструктуры, должны быть направлены на интеграцию научных организаций с аграрными и обслуживающими предприятиями отрасли и создание структур малого бизнеса для обслуживания программ региональных и межрегиональных инновационно-технологических центров.
В условиях рынка большое значение имеют экономические методы реализации инновационной политики. К ним относятся: создание экономических условий для реализации инновационных программ и проектов, государственное финансирование инновационной деятельности, широкое привлечение инвестиций в инновационную сферу, развитие предпринимательства и коммерциализации инновационных проектов.
Не меньшее значение для реализации инновационной политики в АПК имеют финансовое оздоровление предприятий, повышение их платежеспособности и возможности приобретения инноваций и ресурсов, необходимых для их освоения.
Успешная реализация инновационной политики невозможна без формирования законодательных и нормативно-правовых механизмов, регламентирующих инновационную деятельность в АПК. Для этого необходимы разработка и принятие законов и других нормативных документов, в которых должны быть определены отношение государства к развитию инновационных процессов в отрасли, ответственность государственных организаций, направления и меры государственной поддержки по созданию благоприятных условий для инвестирования средств в инновационную деятельность.
Для успешной реализации инновационной политики должен быть выполнен ряд социально-психологических условий, это. прежде всего, понимание обществом (в частности, правительством страны и всеми товаропроизводителями) значения и роли инновационных процессов как одного из важнейших факторов экономического развития отрасли. Поэтому перед обществом стоит задача формирования активного интереса к инновациям, прежде всего у сельскохозяйственных товаропроизводителей, чему будут способствовать четко организованная информация и пропаганда достижений как отечественной, так и мировой науки.
Важное социальное значение имеет кадровое обеспечение инновационного процесса как одного из необходимых условий эффективной политики в АПК. Для современных условий необходимы специалисты и руководители предприятий, которые в совершенстве знают особенности инновационного процесса и могут успешно работать в условиях ускоренного развития научно-технического прогресса. В этих целях необходимо усилить подготовку специалистов в высших и средних учебных заведениях АПК по проблемам развития инновационных процессов, что будет способствовать постоянному совершенствованию управления творческим потенциалом и инновационным процессом на всех уровнях.
Большое значение для реализации инновационной политики в АПК имеет деятельность различных инновационных формирований, для которых характерны принципиальные отличия как по структуре, функциям, так и особенностям функционирования. Их успешная деятельность будет в значительной мере зависеть от своевременной разработки основополагающих нормативных актов, регулирующих их организацию и функционирование. Такие законодательные документы могут быть приняты как на республиканском, так и на местном уровнях. В частности необходимо принятие закона о развитии инновационных процессов в АПК. На региональном уровне, применительно к местным условиям, должны быть разработаны законодательные акты по развитию инновационных процессов в АПК региона.
Успешной реализации инновационной политики будут способствовать меры по стимулированию инвесторов, вкладывающих средства в производство наукоемкой продукции, тиражирование которой позволит ускорить развитие инновационных процессов в сельском хозяйстве. Это важно осуществлять как путем определенной поддержки инвесторов, так и путем организации временных коллективов для реализации какого-нибудь крупного инновационного проекта.
Эффективны и другие меры по стимулированию данного вида деятельности: принятие налоговых и иных льгот для субъектов, осуществляющих внедрение нововведений; совершенствование амортизационной политики с целью обеспечения возможности предприятиям и организациям увеличивать амортизационные фонды в качестве источника инвестиций; развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования и т.п.
В современных условиях исключительно важны и необходимы внешнеэкономическая поддержка предприятий (с созданием условий для ведения совместной инновационной деятельности) и консолидация усилий органов государственной власти, направленная на организацию взаимодействия с различными странами. При этом в качестве отдельного мероприятия может выступать участие таких организаций в международных конкурсах.
Перечисленные
методы и меры, несомненно, не исчерпывают
всего возможного их многообразия. В ходе
развития инновационных процессов в АПК
и, особенно, в результате взаимодействия
и связи специалистов АПК с коллегами
из развитых стран методы реализации инновационной
политики в отрасли будут постоянно обогащаться
и совершенствоваться.
2.1 Сущность
предпринимательства
Проводимая Президентом и Правительством Казахстана линия «сначала экономика, потом политика» дает свои положительные результаты. Как отметил Н. Назарбаев в Послании к народу, подобная политика не может быть реализована без ее поддержки предпринимателями, которые, в свою очередь, являются движущей силой экономики. В настоящее время Правительство республики передало на рассмотрение комиссий Мажилиса законопроект «О частном предпринимательстве». С его принятием отечественное законодательство будет соответствовать современным реалиям, упростятся административные барьеры, урегулируются взаимоотношения между государственной властью и бизнесом. На местном уровне политику государства по поддержке предпринимательства проводит акимат как представитель власти в регионе. При акиматах работают советы предпринимателей по малому и среднему бизнесу или экспертные советы, основными задачами которых являются: мобилизация потенциала малого и среднего бизнеса для развития региона, области, города и определение основных направлений развития предпринимательства; содействие консолидации государственных органов и предпринимательских структур. Их главной функцией является разработка предложений, направленных на совершенствование нормативной правовой базы и улучшение правового юридического климата в предпринимательской среде. Экспертные советы обсуждают вопросы и предложения от предпринимателей, ведут конструктивный диалог между представителями бизнеса и государства. В будущем поддержка бизнеса со стороны государства будет продолжена в направлении микрокредитования и финансирования, совершенствуются налоговое и таможенное законодательства, упростится администрирование, снизится налоговая нагрузка. На рассмотрении в Правительстве находятся запросы по снижению административных барьеров и дебюрократизации работы с бизнесменами, а также по созданию новых и развитию существующих институтов поддержки предпринимательства, в том числе созданных с участием государства.
Государственная поддержка предпринимательства закреплена в таких основополагающих документах как «Стратегия развития Казахстана до 2030 года», «Стратегический план развития экономики до 2030 года» и «План индустриально-инновационного развития до 2015 года».
Предпринимательство – это особый новаторский, антибюрократический стиль хозяйственного поведения руководителя, в основе которого лежит творческий поиск новых возможностей хозяйствования, умение привлекать и использовать в условиях конкуренции ресурсы из самых разнообразных источников. Предпринимательство означает персональную экономическую, а не коллективную и весьма расплывчатую административную ответственность за результаты работы.
Эмпирическое понятие предпринимательства – осуществление не репродуктивной (повторяющейся), а продуктивной экономической деятельности, освоение новых рынков, новых товаров и услуг, новых финансовых и материальных ресурсов, организационных новшеств.
Как социально-экономическое
явление предпринимательство
В экономическом отношении предпринимательство содержит в себе различные стороны хозяйственной деятельности. Его можно рассматривать с трех точек зрения: как экономическое отношение, как метод хозяйствования и как тип экономического мышления. Каждая из этих составляющих обладает качественными особенностями. Определим субъекты и объекты предпринимательских отношений. Субъектами предпринимательства могут быть различные участники экономической деятельности:
Следовательно, можно сказать, что существуют три формы предпринимательства: частная, коллективная и государственная.
Объектом предпринимательства является определенная деятельность. Ее
особенность состоит в том, что результаты предпринимательства
материализуются
в производимой продукции (услугах),
а также в соответствующем
доходе. Величина дохода зависит от
того, как предприниматель