Инновационный процесс. Этапы, сущность, содержание. Жизненный цикл инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 10:59, контрольная работа

Описание работы

Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах (академии наук, вузы, научные общества, исследовательские организации, конструкторские бюро, производственные и торговые фирмы, предприятия сферы услуг, и др.), выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространения новшеств, формирование портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного менеджера и ученого исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений.
Целью выполнения данной работы является рассмотрение инновационного процесса.
1.Рассмотрение нововведения как объект инновационного менеджмента
2. Охарактеризовать этапы, сущность, содержание инновационного процесса

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты инновационной деятельности
1.1. Нововведения как объект инновационного менеджмента
1.2. Этапы инновационного процесса. Новизна продукции
1.3. Эффективность инновационной деятельности предприятия
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

инновационный процесс. Этапы сущность содержание. Жизненный цикл инноваций Ольга КАмпи.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

    Содержание

 

     Введение

    Актуальность  темы данной работы «Инновационный процесс. Этапы, сущность, содержание. Жизненный  цикл  инноваций» обусловлена тем, что разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для  фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.

    Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства  традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

    Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер.

    Инновационные менеджеры могут действовать  в различных организационных  структурах (академии наук, вузы, научные общества, исследовательские организации, конструкторские бюро, производственные и торговые фирмы, предприятия сферы услуг, и др.), выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространения новшеств, формирование портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного менеджера и ученого исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений.

    Целью выполнения данной работы является рассмотрение инновационного процесса.

    1.Рассмотрение  нововведения как объект инновационного  менеджмента 

    2. Охарактеризовать этапы, сущность, содержание  инновационного процесса

 

     1. Теоретические аспекты инновационной деятельности

    1. Нововведения  как объект инновационного менеджмента
 

    Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического  управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компанией. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

    Главное внимание в инновационном менеджменте  уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления ее развития. Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:

    • разработку планов и программ инновационной  деятельности;

    • наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;

    • рассмотрение проектов создания новых  продуктов;

    • проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;

    • обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;

    • обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;

    • создание временных целевых групп  для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до серийного производства продукции.

    Научно-техническая  политика

      Разрабатываемая в производственном  отделении научно-       техническая политика выступает,  во-первых, как средство

    реализации  общей хозяйственной политики фирмы  и, во-вторых, как средство реализации оперативно-хозяйственных задач, решаемых в производственном отделении.

    Она ориентирует деятельность производственного  отделения по тем направлениям, которые могут обеспечить повышение эффективности производства путем создания и выпуска продукции, отвечающей спросу и потребностям потребителей, укреплению экономического потенциала фирмы.

    Научно-техническая  политика решает следующие основные задачи:

    • быстрая и четкая адаптация производства к постоянно меняющимся условиям конкретных рынков;

    • внесение соответствующих корректив в текущие и среднесрочные планы;

    • минимизация затрат в связи с  изменением планов.

    Обычно  научно-техническая политика разрабатывается  по трем важнейшим направлениям: ориентация производства на выпуск новых товаров; ориентация производства на быстрое техническое обновление выпускаемой продукции и ориентация производства на выпуск традиционных-товаров, явно устаревших, но пользующихся спросом на отдельных рынках.

    Разработка  научно-технической политики предполагает обоснованное решение следующих  вопросов.

    1. Выпуск принципиально новой продукции,  не имеющей на рынке аналогов  по назначению. Такая политика  ориентирована на создание новых  изделий с показателями высокой технико-экономической эффективности и активным воздействием на потребителя. Реализация такой политики требует больших затрат на НИОКР, наличия серьезных заделов в научно-технической деятельности, достижений в области фундаментальных и прикладных наук, опытно-конструкторской работе, возможностей быстрого освоения продукции и внедрения ее в массовое производство. Характерной особенностью современного этапа является то, что конкуренция фактически начинается еще на этапе НИОКР и разработки новой продукции.

    2. Выпуск новых для данной фирмы  видов продукции, имеющих аналоги  и коммерческий успех на рынке. В качестве выбора стратегии предполагается ориентация на завоевание рыночной доли, принадлежащей лидеру, либо ориентация на следование за лидером. В том и другом случае решается вопрос о создании продуктов-аналогов с более высокими технико-экономическими показателями либо имитация продукции, предлагаемой лидером.

    3. Ориентация производства на техническое  обновление выпускаемой продукции предполагает решение таких вопросов, как целесообразность внесения изменений и усовершенствований с целью модернизации продукции и достижения технико-экономических показателей продуктов-аналогов, выпускаемых конкурирующими фирмами.

    4. Ориентация производства на выпуск  традиционных товаров, явно устаревших, но пользующихся спросом на отдельных рынках, требует решения вопроса о целесообразности сохранения (и на какой срок) налаженного производства продукции по традиционной технологии или перехода на новую технологию. При этом важное значение имеет определение степени морального старения конкретных видов продукции, стадии жизненного цикла одного и того же продукта на различных рынках.

    Результаты  разработки технической политики кладутся в основу планирования НИОКР, показатели по которым входят как в тактические, так и в стратегические планы  фирмы.[4; c. 145-147]

    Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова «введение новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества. (4, С. 145-147)

    Таким образом, с момента принятия к  распространению новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом. 

    1.2. Этапы инновационного процесса. Новизна продукции

    Товар с новыми свойствами, производство и сбыт которого добавляются к  существующему ассортименту, обычно называют новым продуктом. Простые усовершенствования существующих изделий сюда не входят. Новые изделия могут быть или принципиально новым продуктом или комбинацией новых приспособлений, механизмов, без изменения самого продукта.

    Инновационная деятельность составляет органическую часть маркетинговой деятельности фирмы. В особенности это относится к фирмам, занятым производством наукоемкой продукции. Их службы НИОК тесно взаимодействуют со службой маркетинга.

    Главное в инновационной политике фирмы - формулирование основной цели НИОКР, определение срока их проведения, оценка результатов в виде конкретных практических целей, сокращение сроков внедрения новых продуктов.

    Основные  этапы  процесса инновации  

    Этап 1. Систематизация поступающих идей: информации о технологических изменениях на рынке, нововведениях, поступающих  из подразделений НИОКР, служб маркетинга производственных отделений, сбытового аппарата фирмы, торговых посредников, конечных потребителей (пожелания, требования, рекламации); сбор информации о потенциальных возможностях фирмы в отношении разработки и освоения продукции, определение степени и размеров риска; сбор информации о целевых рынках и долгосрочных тенденциях их развития.

    Этап 2. Отбор выявленных идей и выработка  идей нового продукта:

    определение возможностей и практической реализации идей; выяснение степени технологической общности новых и традиционных изделий; соответствие новой продукции имиджу фирмы и стратегии развития; определение патентной чистоты будущего изделия.

    Этап 3. Анализ экономической эффективности  нового продукта, разработка программы  маркетинга

    Этап 4. Создание нового продукта                       

    Этап 5. Тестирование на рынке

    Этап 6. Принятие решения о внедрении  нового изделия в производство (массовое, серийное) на основе программы маркетинга по продукту, отражающей.

    Существуют  различные методы оценки эффективности разрабатываемого нового продукта: экспертные суждения; определение ожидаемой нормы прибыли; вероятностный подход; оценка динамики ожидаемой прибыли или использование шкалы оценок с учетом ряда факторов; многомерные критерии оценок: притягательность отрасли, возможности проникновения в нее конкурентов, влияние на конкурентоспособность нового продукта и фирмы в целом, возможности использования разработок для усовершенствования уже производимых товаров, влияние производства и сбыта нового товара на финансовое положение фирмы.

    Один  из важнейших факторов стимулирования нововведений - привлечение потребителей к разработке новой продукции. Наибольшее распространение это явление получило в фирмах авиационной, станкостроительной, автомобильной отраслей промышленности, а также в приборостроении практически во всех странах. Здесь потребители - заказчики новой продукции - оказывали существенное влияние на научно-исследовательские и производственные программы фирм - поставщиков оборудования.

    Конечная  цель инновационного процесса - коммерческое освоение новой продукции и ее рентабельное массовое серийное производство.

    Разработка, внедрение в производство новой  продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами. Например, в отраслях общего машиностроения, автомобильной промышленности, приборостроении продукция обновляется на 60% и более в течение пятилетнего периода. В электронной промышленности новая продукция появляется каждые один-два года (14, С. 78-79).                  

Информация о работе Инновационный процесс. Этапы, сущность, содержание. Жизненный цикл инноваций