Инновационный менеджмент или управление нововведениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Современные инновационные процессы достаточно сложны. Для проведения анализа закономерностей их развития необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры. Их задача – способствовать продвижению инновационного процесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………стр3

1. Цели, сущность, функции инновационного менеджмента. Государственная поддержка инновационной деятельности.

1.1 Понятия «инновационный менеджмент»……………………….стр

1.2 Сущность инновационного менеджмента……………………….стр

1.3 Функции инновационного менеджмента………………………….стр

1.4 Государственная поддержка инновационной деятельности

предприятия…………………………………………………………….стр

2. Разработка и внедрение нового продукта. Инновационный цикл. Инновационный проект. Организационные формы инновационного менеджмента

2.1 Разработка и внедрение новой продукции…………………………….стр

2.2 Процесс продвижения новой продукции………………………………стр

2.3 Организационные формы инновационного менеджмента. Системы управления процессом инноваций…………………………..стр

Заключение………………………………………………………….стр

Список литературы…………………………………………………….стр

Работа содержит 1 файл

курсовая по менеджменту.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ивановская государственная текстильная академия»

(ИГТА) 
 
 
 
 
 
 

Кафедра: Менеджмента 

Дисциплина: «Менеджмент» 

Курсовая  работа 

На  тему: «Инновационный менеджмент или управление                                                                            нововведениями» 

Вариант №18    
 
 
 
 

                                                                         Выполнила: Морозова М.Г.

                                                                        студентка 3 курса ФДОСПО

                                                                        Специальность 080502

                                                                         Проверила: Фролова О.Н. 
 
 
 
 
 
 

    Кинешма 2011 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………стр3

1. Цели, сущность, функции инновационного менеджмента.  Государственная поддержка инновационной  деятельности.

1.1 Понятия «инновационный  менеджмент»……………………….стр

1.2 Сущность инновационного  менеджмента……………………….стр

1.3 Функции инновационного  менеджмента………………………….стр

1.4 Государственная  поддержка инновационной деятельности

 предприятия…………………………………………………………….стр

2. Разработка  и внедрение нового продукта. Инновационный цикл. Инновационный проект. Организационные формы инновационного менеджмента

2.1 Разработка  и внедрение новой продукции…………………………….стр

2.2 Процесс продвижения  новой продукции………………………………стр

2.3 Организационные  формы инновационного менеджмента.  Системы управления процессом инноваций…………………………..стр

Заключение………………………………………………………….стр

Список  литературы…………………………………………………….стр 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     инновационный менеджмент рынок капитал

     В научно-технической и социально-экономической  сферах наблюдаются тенденции ускорения и развития, уплотнения времени, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия функционирования фирм. Управление должно поспевать за изменениями, происходящими в действительности. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике является основой экономического развития. Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия – распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Инновационный процесс имеет циклический характер. Эти моменты необходимо учитывать при создании гибких систем организации и управления экономикой.

     Современные инновационные процессы достаточно сложны. Для проведения анализа закономерностей их развития необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры. Их задача – способствовать продвижению инновационного процесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

     Для рыночной экономики характерна конкуренция  самостоятельных фирм, заинтересованной в обновлении продукции, наличии рынка конкурирующих нововведений. Поэтому существует рыночный отбор нововведений, в котором участвуют инновационные менеджеры.

     Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах, создавая творческие коллективы, занимаясь поиском и распространением новшеств, формированием портфеля заказов на научные исследования и разработки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Цели, основные направления  инновационного менеджмента.  Инновационный потенциал  предприятия. Рынок инноваций. Государственная поддержка инновационной деятельности. 

     Увеличение  оборота и рост производства на малых  и средних предприятиях решающим образом зависят от инноваций. Предпосылкой для выживания этих компаний на рынке служат новые и улучшенные товары и услуги. Убыстряющиеся изменения запросов клиентов, меняющиеся требования к качеству, короткие жизненные циклы продукции и возрастающие темпы ее обновления приводят к тому, что производственные программы малых и средних предприятий должны быстро перестраиваться. Инновации становятся ключевым стратегическим параметром развития любого предприятия и экономики в целом.  

     1.1 Понятия "инновация" и «инновационный менеджмент» 

     К инновациям относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли  применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или  социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:

  • новые или улучшенные виды продукции (продуктовые инновации);
  • новые или улучшенные услуги (инновации услуг);
  • новые или улучшенные производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации);
  • измененные социальные отношения на предприятии (социальные или кадровые инновации);
  • новые или улучшенные производственные системы.

     Эти виды инноваций в практике предприятия  переплетаются между собой. В  условиях современных технологий технические, хозяйственные, организационные и социальные изменения в производственных процессах вообще неотделимы друг от друга.

     Определяющими для инноваций являются следующие  признаки:

  • они всегда связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных решений. В этом заключается их отличие от технических изобретений;
  • дают конкретную хозяйственную и/или социальную выгоду для пользователя. Эта выгода предопределяет проникновение и распространение инновации на рынке;
  • означают первое использование новшества на предприятии независимо от того, применялось ли оно где-либо ранее. Иначе говоря, с точки зрения отдельной компании даже имитация может иметь характер инновации;
  • нуждаются в творческом подходе и связаны с рисками. Инновации не могут создаваться и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от всех участников (руководителей и сотрудников) ясного понимания необходимости в них и творческих способностей.

     Инновационный менеджмент — это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций. Инновационный менеджмент охватывает все стратегические и оперативные задачи управления, планирования, организации и контроля инновационных процессов на предприятии. В широком смысле он должен пониматься как менеджмент, ориентированный на изменения. Такой менеджмент отличается по своей сути от процессов принятия решений в других производственных областях, поскольку инновационные решения не являются рутинными, а предполагают наличие широкого понимания проблем предприятия и творческих способностей работников. Как и для любой другой области менеджмента, для инновационного менеджмента характерны четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.

 

      Рис.1 Схема инновационного менеджмента.

       

       

        

       

       

     

       
 
 

     На  каждой стадии цикла решаются определенные задачи.

  • Планирование – составление плана реализации стратегии.
  • Определение условий и организация – определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.
  • Исполнение – осуществление исследований и разработок, реализация плана.
  • Руководство – контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений, применения новшеств.

     Особенность современного этапа развития инновационной  деятельности – образование в  крупнейших фирмах единых научно-технических  комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. В последнее время разрабатываются соответствующая систематика и инструментарий методов. Главным элементом этой систематики является разбивка инновационного процесса на фазы, а также использование техники повышения его эффективности. В принципе малые и средние предприятия для успешного осуществления инновационных проектов могут воспользоваться двумя альтернативами.

     1. Предприятия сами разрабатывают  инновационно-технические предпосылки  и реализуют на рынке полученные  результаты. Такой подход связан с большими и постоянно растущими финансовыми затратами, обусловленными научно-техническим прогрессом, и тем самым с огромными экономическими рисками. Это касается прежде всего продукции высокого технического уровня и большой сложности. Все это по силам в основном только крупным предприятиям.

     2. В рамках кооперационной стратегии  малые и средние предприятия  сотрудничают с другими компаниями. При этом кооперация может  осуществляться на всех этапах  инновационного процесса. Кооперация  малых и средних предприятий в целях повышения конкурентоспособности и снижения рисков находит все более широкое применение при крупномасштабных инновациях. Сотрудничество может проходить в самых разных формах, например в форме стратегического альянса, кооперационных исследований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Сущность инновационного менеджмента 

     Инновация является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций. Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями — инновационный менеджмент.

     Инновационный менеджмент основывается на следующих ключевых моментах:

  1. Поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации.
  2. Организация инновационного процесса для данной инновации.
  3. Процесс продвижения и реализации инновации на рынке.

     Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.

     Стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование.

     Тактика — это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.

Информация о работе Инновационный менеджмент или управление нововведениями