Инновационный менеджмент и стратегическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Задачей НИОКР является создание новых изделий (или услуг), которые будут являться основой производственной деятельности фирмы в будущем. При проведении НИОКР, естественно, должны учитываться производственные культура, традиции, организация, инфраструктура, технологический уровень, кадровый потенциал и т. д. Но, пожалуй, самым важным обстоятельством является то, что НИОКР, как деятельность, обращенная в будущее, тесно связаны и взаимно определяют стратегический менеджмент фирмы. Стратегия превращается в реальность только в результате разработки конкретного продукта или процесса. Затраты на НИОКР – это вложения в будущее фирмы, но в то же время они связаны с высокими неопределенностью и риском.

Содержание

Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3
1. Выбор стратегии для инновационной деятельности - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4
1.1. Выбор стратегии инновационной деятельности на предприятии - - - - - - - - - - - - - - - - 4
1.2. Аспекты развития инновационной деятельности на предприятии - - - - - - - - - - - - - - - 7
2. Виды инновационных стратегий и обоснование выбора стратегии - - - - - - - - - - - - - - 12
2. 1. Понятие и виды инновационных стратегий - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 12
2. 1. 1. Особенности инновационных стратегий - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 13
2. 1. 2. Инновационный аспект базовых стратегий роста - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 14
2. 1. 3. Классификация типов конкурентного поведения - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 16
2.2. Виды инновационных стратегий - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 17
2. 2. 1. Стратегии в сфере массового производства - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 17
2. 2. 1. 1. Роль виолентов в экономике и инновационном процессе - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 17
2. 2. 1. 2. Эволюционный путь развития - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 18
2. 2. 2. Стратегии дифференциации продукции и сегментирования рынка - - - - - - - - - - - - - - 21
2. 2. 2. 1. Эволюционный путь развития специализированных фирм - - - - - - - - - - - - - - - - - 22
2. 2. 3. Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций - - 23
2. 2. 3. 1 Эволюционный путь развития эксплерентов - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 23
2. 2. 4. Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса - - - - - - - - - - - - - - - - - - 26
2. 2. 4. 1. Эволюционный путь развития небольших фирм - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 27
3. Основные методы прогнозирования в инновационном менеджменте - - - - - - - - - - - - 29
3.1. Методы прогнозирования и планирования - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 29
3.2. Описание методов прогнозирования в инновационном менеджменте - - - - - - - - - - - - - 30
3.2.1. Метод сценариев - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 30
3.2.2. Методы экспертных оценок - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 31
3.2.3. Методы экстраполяции - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 33
3.2.4. Методы моделирования и экономико-математические методы - - - - - - - - - - - - - - - 33
3.2.5. Метод экономического анализа - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 34
3.2.6. Балансовый метод - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 34
3.2.7. Нормативный метод - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 35
3.2.8. Программно-целевой метод - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 35
4. Порядок распределения ресурсов между НИОКР в инновационном менеджменте - - - 37
4.1. НИОКР как бизнес - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 37
4.2. Стратегия НИОКР и стратегический менеджмент фирмы как субъекта рынка - - - - - - - - 38
4.3. Стратегический менеджмент инноваций - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 40

Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 43

Список используемой литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 45

Работа содержит 1 файл

Копия КР_Инновационный менеджмент.doc

— 428.00 Кб (Скачать)

 

На сегодняшний день особенно актуален тот момент, что когда речь заходит о стратегическом планировании, управляющие высшего звена реагируют скептически, аргументируя свою позицию тем, что сложно говорить о какой-то стратегии, когда каждодневные проблемы нарастают, как снежный ком, угрожая раздавить весь бизнес.

С другой стороны, нужно отметить, что элементы стратегического планирования всегда имелись в арсенале прогрессивных отечественных управленцев. Проблема состоит в том, что мало кто пытался поставить процесс планирования (в современном понимании этого термина) на предприятии на постоянную основу и собрать для этих целей команду профессионально подготовленных людей. Менеджмент высшего звена во всем мире использует действенный и отработанный на практике инструментарий стратегического планирования. Задача руководителя в сфере развития стратегии состоит в том, чтобы предвосхитить момент ее корректировки в случае изменения условий внешней среды.

При этом, обязательное участие персонала на всех иерархических уровнях в процессе внутрифирменного планирования — залог успеха компании. Хорошо сформулированная стратегия готовит компанию к будущему и имеет реальную управленческую ценность уже в настоящем:

  • создает ориентир для рядовых менеджеров в вопросах формирования стратегии отдельных структурных подразделений и постановки для них целей во взаимосвязи со стратегией и целями всей фирмы. Стратегическое планирование, с одной стороны, основывается на определенных правилах и законах, использует разнообразные средства, такие как: SWOT-анализ, элементы сетевого планирования, дерево целей, матрицу ответственности, многочисленные статистические методы, экспертные системы и т. д. С другой стороны, можно утверждать, что разработать и воплотить в жизнь стратегию — это искусство. Одной из задач стратегического планирования является развитие стратегического подхода в решении всех, возникающих на фирме, проблем. Все работники, начиная с руководителя и заканчивая рядовым исполнителем должны четко представлять, каковы цели фирмы, в каком направлении она движется;
  • формирует позицию менеджеров среднего звена и других работников по отношению к перспективным направлениям развития компании и способу ведения дел, принятого в ней;
  • снижает риск “скрытого” руководства и принятия безответственных решений; выражает цели организации и мотивы, побуждающие служащих выполнять свою работу наилучшим образом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

  1. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Пер. с нем. – М.:Прогресс, 2007.
  2. Управление инновациями, В.Н. Гунин, В.П. Баранчеев, - Москва: издательство «ИНФРА-М»,2006.
  3. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2004.
  4. Куликов Г.В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособностью. – М.: Экономика, 2002.
  5. Коробейников О. П. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента //  Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 4.
  6. Базилевич Л.А., Соколов Д.В., Франева Л.К. Модели и методы рационализации и проектирования организационных структур управления. – Л.: ЛЭФИ, 2002.
  7. Карпунин М.Г., Любинецкий Я.Г., Майданчик Б.И. Жизненный цикл и эффективность машин. –  М.: Машиностроение, 2004.
  8. Лоуэлл С. Технологически эффективное предприятие. – М.: Политиздат, 2004.
  9. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2001 г.
  10. Коробейников О.П. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом / № 4-2001 г.
  11. Основы инновационного менеджмента: теория и практика: Уч. Пособие/ Под ред. Завлина П.Н., Казанцева Л.Э. – М.: «НПО «Издательство Экономика», 2000 г.
  12. Абрамов С.И. Инвестирование. – М.: ЦЭМ, 2000.
  13. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: Дело и сервис, 2002.
  14. Бухалков М. Внутрифирменное планирование. – М.: Дело и сервис, 2001.
  15. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и инноваций – М.: «Филинъ», 2003.
  16. ВейсГ., ДерингУ. Введение в общую экономику и организацию производства. – Красноярск, 2002.
  17. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001.
  18. Дегтяренко В. Я. Оценка эффективности инвестиционных проектов. - М.: Экспертное бюро-М, 2004.
  19. Ендовицкий Д. А, Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика. - М.: Финансы и статистика, 2001.
  20. Завлина П.Н., Казанцева А.К. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – СПб.: Наука, 2002.
  21. Зайцев Н. Экономика промышленного предприятия. – М.: Инфа-М,2003.
  22. Идрисов А. Б., Картышев С. В., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. - М.: Филинъ, 2002.
  23. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2003.
  24. Ковалев В. В. Методы оценки инвестиционных проектов. — М.: Финансы и статистика, 2003.
  25. Мелкумов Я. С. Экономическая оценка эффективности инвестиций. - М.: ДИС, 2001.



Информация о работе Инновационный менеджмент и стратегическое планирование