Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:52, курсовая работа
Актуальность темы исследования связана с тем, что на данный момент социологи считают, что кризис социологического знания как следствие глобального кризиса современной цивилизации может быть преодолен совместным интеллектом планеты, в том числе социологов, которые способны не только понять причины деградации социума, но и продолжить программно-стратегические пути его оздоровления, развития духовно-творческого потенциала мирового сообщества, конкретных государств, социальных организаций и каждого человека. Таким образом, речь идет о новой парадигме — управленческой социальной инноватике.
Инновационная диагностика происходит в три этапа:
1) – до реализации
нововведения (фиксация всех возможных
проблем, которые могут возникн
2) – во время его
осуществления конструктивное
3) – после него (через
сопоставление целей и
2.2 Внедрение инноваций в социальную сферу России
Современные организации и учреждения, осуществляющие свою деятельность в социальной сфере должны адаптироваться к изменяющимся реалиям окружающего мира, предвидеть тенденции грядущих изменений. В ходе решения этой задачи разрабатываются и внедряются различные нововведения в социальной сфере нашего общества. Именно они все чаще определяются учеными как социальные инновации.
Социальные инновации
имеют ряд особенностей по сравнению
с материально-техническими. Если первые
являются, как правило, результатом
коллективного творчества, то в материалах
технических преобладает
Россия - страна со сложной медико-демографической ситуацией, высокой средней долей пожилых людей в составе населения (на уровне 20,8%), превышающей долю детского населения, существенными региональными различиями уровня и качества жизни пожилых людей. Научиться жить в условиях, когда структура населения по полу и возрасту изменилась, когда необходимо согласовывать интересы всех возрастных групп, когда обеспечение благополучия детей и пожилых людей потребует стабильно высоких затрат ресурсов всех видов, - это непростая задача трансформирующегося общества. Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно технической деятельности и региональных инновационных систем.
1. Направленность на практическое использование результатов НИОКР;
2. Проведение исследований для определения направлений внедрения инноваций;
3. Создание инновационной инфраструктуры в социальной сфере;
4. Стимулирование частных инноваторов за счет льгот и грантов.
В трансформирующемся обществе инновационный процесс способствует достижению практических результатов по таким приоритетам, как:
- соблюдение прав и
обеспечение безопасных
- повышение качества жизни;
- оказание эффективной поддержки семьям, предоставляющим пожилым людям и инвалидам семейный уход;
- налаживание партнерства на всех уровнях.
Можно выделить следующие
особенности инноваций в
· высокая неопределенность последствий крупных инноваций;
· сложность оценки эффекта инновации;
· комплексность инновации
Качественное изменение
характера инновационных
· Обострением социальных проблем в условиях ограниченности бюджетного и внебюджетного финансирования.
· Ужесточением требований к качеству услуг предприятий и организаций социальной сферы в условиях развития рыночных отношений и конкуренции, глобализации бизнес-процессов.
· Стремлением к созданию
открытого информационного обще
Основными особенностями инновационной деятельности в социальной сфере России сегодня являются:
· расширение круга субъектов социальной деятельности, вовлечение в процесс решения социальных проблем широких слоев населения, что приводит к увеличению социальной активности и социальной самодеятельности, а также к социальному самообслуживанию населения;
· возможность создания
оптимальных условий для
· индивидуализация социальных услуг, отход от массового производства;
· появление новых организационных форм и технологий удовлетворения социальных потребностей.
В период глобализации бизнес-процессов такие проблемы, как обеспечение социальных гарантий населения, преобразование социальной сферы в регионах России, приобретают особое значение, а методы и способы их решения весьма существенно влияют на материальное и социальное положение преобладающей части населения страны, а также на политические решения. Предоставление населению более широкого круга социальных прав и гарантий служит одним из проявлений прогресса цивилизации. Следовательно, от успеха в управлении процессом развития социальной сферы во многом зависит результативность проводимых государством социально-экономических реформ. Однако до сих пор проблема государственного регулирования развития социальной сферы рассматривалась исключительно в плоскости оптимизации перераспределения ограниченных ресурсов между социально уязвимыми слоями граждан, поскольку действующая отечественная государственная модель социально-экономического развития предполагает относительно автономное существование производственной и социальных сфер с отведением последней роли надстройки над рынком. Этим определяется традиционное рассмотрение социальной сферы как затратной, отвлекающей ресурсы от инвестирования в основной капитал объектов производственной сферы.
Для обеспечения
Развитие системы
Этапы внедрения инноваций в социальную сферу:
1. Инициация государством конкуренции в инновационной сфере;
2. Формирование законодательства,
поддерживающего инновационное
3. Заключение контрактных
отношений государственных и
негосударственных структур, а также
использования потенциала
4. Внедрение инноваций в образовательную сферу:
4.1. Компьютеризация
4.2. В среднем образовании
формирование «электронных
4.3. Оn-line конференции для общения с научными деятелями, представителями власти;
4.4. Создание открытой общей электронной библиотеки, где в открытом доступе будут находиться учебные и методические пособия;
5. Внедрение инноваций в сферу здравоохранения:
5.1. Прохождение обязательных
on-line курсов по повышению
5.2. Стимулирование государством
развития частных клиник, поддержание
конкуренции в этой области,
контроль за честностью
5.3. Проведение ежегодных конкурсов инновационных проектов в сфере здравоохранения с присуждением грантов;
5.4. Создание общей
базы публикаций кандидатов и
докторов наук в сфере
5.5. Передача всех услуг,
требующих дорогостоящего
6. Внедрение инноваций в сферу культуры:
6.1. Исследования, посвященные
выявлению аналитических
6.2. Формирование
6.3. Исследования реальных культурных потребностей населения;
6.4. Максимальное приближение
политики в сфере культуры
к удовлетворению реальных
Ведущие страны мира достигли
успехов в области научно-
2.3 Современные проекты социальных инноваций
В настоящее время активно развивается проектное управление социальными инновациями. На уровне страны, регионов, муниципльных образований существуют проекты, направленные на использование социальных инноваций.
Рассмотрим один из проектов Центр социальных инноваций. Центр создан по инициативе депутата Госдумы Галины Кареловой как постоянно действующая презентационная площадка инновационных социальных программ, проектов технологий регионов, муниципальных образований, гражданского общества, бизнеса. Аккумулируя новые социальные технологии, Центр социальных инноваций будет участвовать в разработке законопроектов, которые позволят обновить законодательную базу и заполнить существующие пустоты в социальном законодательстве. Кроме того, он станет еще одной экспертной площадкой для выявления проблем, сдерживающих обновление социальной сферы в стране, обмена мнениями и опытом различных экспертных групп, занимающихся социальной проблематикой.
Центр социальных инноваций намерен активно работать в регионах, чтобы запустить механизм включенности институтов гражданского общества, экспертов, профессиональных сообществ в процесс формирования и реализации социальных программ и законов, востребованных обществом.
Основные тематические направления Центра:
- новации в социальной политике регионов;
- новации в подготовке социальных работников;
- новые технологии в социальном обслуживании
населения;
- новые технологии в развитии социальных
услуг, разработка законопроекта "О
развитии социальных услуг в России";
- новые технологии
и проекты решения социально-
- опыт и технологии решения социальных
проблем бизнес-сообществом.
В Мероприятиях, проводимых в 2009-2012 учебных годах приняло участие свыше 9000 представителей из всех регионов Российской Федерации, стран-участниц Содружества Независимых Государств, а также Испании, Италии, Польши, Словакии, Финляндии и Швеции.
Проекты были поддержаны Администрацией Президента РФ, Советом Федерации и Государственной Думой ФС РФ, Общественной палатой РФ, Общественным советом ЦФО РФ, целым рядом научных и образовательных учреждений, общественных организаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Время, в которое мы живем – это время постоянных изменений и поиска ответов на вновь возникающие вопросы в условиях неопределенности в окружающем нас мире.