В философском
плане социальные инновации развиваются
как нововведения в социальной практике,
способствующие разрешению противоречий,
возникающих в условиях неоднородности
и нестабильности общества, сосуществования
различных аксиологических систем, усиления
процессов социальной мобильности, когда
многие традиционные формы и методы обеспечения
социальных гарантий оказываются несостоятельными.11
Процесс
развития общества идет посредством
обновления и обусловливает
создание предпосылок для формирования
новых нетрадиционных компонентов в социальной
сфере, инновационных способов социальной
деятельности, а нововведения являются
формой этого общественного развития.
В связи с этим необходимо конкретизировать
содержание инновации как процесса.
Под инновационным процессом понимается процесс
генерирования новой идеи, разработки,
экспериментальной апробации, ее распространения
и использования. Инновационный процесс
включает в себя инновационную деятельность,
которая понимается как деятельность,
направленная на использование научных
знаний и практического опыта с целью
получения нового или улучшения производимого
продукта, способа его производства (технология)
и совершенствования социального обслуживания.
Он состоит из таких составляющих, как
процесс поиска и разработки новой идеи,
ее экспериментальной апробации, распространения
и использования.
Период от возникновения
до практического применения нового
представляет собой инновационный цикл, продолжительность
которого может варьировать в зависимости
от многих факторов, вызывающих торможение
процесса. Среди основных факторов торможения
можно выделить социально-экономические
и психологические.
К первой группе
относятся, прежде всего, острый дефицит
финансирования нововведения, явный недостаток
профессионально подготовленных кадров,
перспектива сокращения рабочих мест
и распространение безработицы по мере
развития конкретного инновационного
процесса.
Психологические
факторы торможения обусловлены
наличием различных психологических барьеров
информационного или мировоззренческого
плана (недостаточная информированность
о сути и цели инновации или отношение
к новшествам как к кратковременной кампании).
К причинам, сдерживающим инновационный
процесс, можно отнести консерватизм мышления,
отсутствие инициативного и творческого
подхода в решении проблем в социальной
сфере.
Ученые разрабатывают
специальные программы, цель которых
- социально-психологическое обеспечение
нововведений. Их основными элементами
являются:
- критическое отношение
к предстоящим нововведениям;
- аргументация
в их пользу;
- обоснование
конечных результатов, ожидаемых
в итоге реализации нововведения;
- изучение мнения
работников организации с целью
выявления сторонников и противников
новшества и нахождения правильного
подхода к каждому заинтересованному
человеку;
- утверждение
плана внедрения нововведения
с учетом результатов обсуждений
и опроса общественного мнения.
На
основе этих программ можно разработать
механизм, способствующий ослаблению
действия факторов торможения за счет
стимулирования творчества работников:
* создание
условий для поддержания творческой
атмосферы в организации;
* стимулирование
инновационной деятельности молодых
работников;
* регулярное
проведение конкурсов инноваций;
* материальная
и моральная поддержка творческих
работников (учреждение государственных
званий, премий, направление на стажировку
в зарубежные центры и т.д.).
Социальной
базой, субъектом социальных нововведений
являются инноваторы. А.И. Пригожий предлагает
квалифицировать их по ряду оснований: по типу инновационной
деятельности - создатели (авторы
идеи и ее популяризаторы) и реализаторы
(авторы технологического процесса освоения
и внедрения новшества); по отношению к основной
специальности - профессионалы и
самодеятельные инноваторы; по количеству участвующих
- коллективные и
индивидуальные инноваторы; по предмету инновационной
деятельности - инноваторы - разработчики
новых материальных продуктов, новых технологий,
методов деятельности, новых социальных
норм и отношений.
В последние
годы инноваторами разработаны, например,
в социальной медицине -
современные методы лечения от алкоголизма,
на производстве - новые методы стимулирования
трудовой деятельности, в педагогике -
новые методы обучения, когда наряду с
традиционными, классическими формами
не последняя роль отводится инновационному
обучению. Оно не только передает социальный
опыт одного поколения другому, но и формирует
личность индивида как активно действующего
социального субъекта, способного адаптироваться
к новым условиям. Все эти нововведения,
их технологии и методы и составляют предмет
социальных инноваций.
В связи
с тем, что многие организации
и предприятия социальной направленности
вынуждены постоянно приспосабливаться
к изменяющимся обстоятельствам, развивать
традиционные или искать кардинально
новые способы решения социальных проблем,
особое развитие получила новая отрасль
знаний - социальная инноватика, исследующая
вопросы теории и практики социальных
нововведений.
Инновационные
социальные технологии представляют собой
такие методы, приемы инновационной
деятельности, которые направлены на
создание и материализацию нововведений
в обществе, реализацию таких инициатив,
которые вызывают качественные изменения в разных сферах
социальной жизни, приводят к рациональному
использованию материальных и других
ресурсов в обществе. Инновационные технологии
существуют в двух формах: в виде программ
и документов и как реально развивающиеся
в соответствии с этими программами социальные
процессы.
Все разнообразие инноваций
можно классифицировать по ряду признаков.
1. По степени новизны:
·
радикальные (базисные) инновации, которые
реализуют открытия, крупные изобретения
и становятся основой формирования
новых поколений и направлений развития техники
и технологии;
·
улучшающие инновации, реализующие
средние изобретения;
·
модификационные инновации, направленные
на частичное улучшение устаревших
поколений техники и технологии,
организации производства.
2. По объекту применения:
·
продуктовые инновации, ориентированные
на производство и использование
новых продуктов (услуг) или новых
материалов, полуфабрикатов, комплектующих;
·
технологические инновации, нацеленные
на создание и применение новой технологии;
·
процессные инновации, ориентированные
на создание и функционирование новых
организационных структур, как внутри
фирмы, так и на межфирменном уровне;
·
комплексные инновации, представляющие
собой сочетание различных инноваций.
3. По масштабам применения:
·
отраслевые;
·
межотраслевые;
·
региональные;
·
в рамках предприятия (фирмы).
4. По причинам возникновения:
·
реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы,
как реакция на нововведения, осуществляемые
конкурентами;
·
стратегические инновации – это
инновации, реализация которых носит
упреждающий характер с целью
получения конкурентных преимуществ
в перспективе.
5. По эффективности:
·
экономическая;
·
социальная;
·
экологическая;
·
интегральная.
2. ВНЕДРЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ
2.1 Инновирование социальных систем:
формы, принципы, этапы
Использование
новых методов и технологий при
решении конкретных проблем требует
их модификации и приспособления
к особенностям управления, традициям,
масштабам и уровням социальных
систем и т.д., что, в свою очередь,
обусловило создание и развитие инновационного
метода, основанного на принципиально
новых для традиционной науки идеях и
принципах и открывающего новые возможности
решения сложных комплексных задач на
всех уровнях общественной системы.
Инновационный
метод развивался в виде различных форм:
* инновационная
игра как метод исследования
и развития организаций;
* игровые
программы, предписывающие способы
и средства мыслительной работы
группы по решению проблем;
* социотехническая
игра, основанная на принципах
работы социальных технологов;
* «императивная»
форма, возникшая при разделении
инновационной игры на метод
и форму его осуществления;
* матричная
форма, сочетающая в себе правила
инновационного метода и базовой
технологии действий по исследованию,
обучению и практическим действиям.
Человек
стремится внести в окружающий его
мир определенный порядок, используя
имеющиеся в его распоряжении
образцы и программы. Этот процесс
назван «онтологическим синтезом»,
или «онтосинтезом», который становится
основой и механизмом осуществления эффективных действий.
Разрешение
кризисных ситуаций в жизнедеятельности
социальных систем реализуется способами,
разработанными в рамках инновационной
методологии, ориентированной на выработку
средств поиска и реализации принципиально
новых технологий. Одним из таких способов
является программное инновирование социальных
систем, которое строится на основе ряда
базовых принципов:
1) ориентация
на обновление и трансформацию
всей организации и ее связей
с непосредственной средой, так
как изменение лишь отдельных частей и компонентов
системы не может быть достаточно эффективным
для всей системы;
2) принцип
«предельной цели»: стратегические
цели, разрабатываемые для данной
организации ее представителями,
должны быть на пределе возможного;
3) принцип
«пульсирующего инновирования»:
программная серия инновационных семинаров,
проводящихся с небольшими перерывами,
в ходе которых происходит интенсивное
взаимодействие консультантов и членов
организации;
4) принцип
«кумулятивной мотивации»: анализ
и оценка результатов предшествующей инновационной
работы, в результате чего у представителей
социальной системы возрастает мотивация
к дальнейшим позитивным изменениям, так
как фиксация успехов дает, с одной стороны,
уверенность в собственных силах, а с другой
стороны, неудовлетворенность при отсутствии
успехов;
5) принцип
«интегративного программирования»:
формирование реальной стратегии
интегративно, с учетом реальных
результатов каждого этапа работы
и соотнесения их с концепцией
обновления;
6) принцип
«выращивания инновационного ядра»: изменение
организации за счет изменения ее сотрудников
посредством инициирования их потребности
в таком изменении; в ходе программной
работы «выращивается» инновационная
команда организации, которая готовится
выполнять функции носителя инновационной
методологии, способного самостоятельно
реализовать ее на практике.
Указанные
принципы позволяют работать не с
кризисными ситуациями как таковыми,
а формировать альтернативные системы
и отношения, содержащие механизмы,
препятствующие возникновению кризисов и конфликтов.
Возможность
влиять на социальные процессы обусловлена
рядом факторов: наличие многосторонней
информации об этих процессах, обеспечение
социальными средствами регулирования,
конструирование действенного организационного
механизма для каждого конкретного случая.
Исходя из этого заниматься инновационными
разработками в социальной и организационной
сферах могут те специалисты, которые
владеют информацией о данном объекте
и в то же время обладают практическими
знаниями о происходящем. Соответствующие
специальности получили распространение
особенно в последние годы - «социальный
технолог», «социальный инженер», «социальный
конструктор» и др. Эти специалисты разрабатывают
и обучают практиков инновационным социальным
технологиям.
Нововведения
в социальных службах,
как в нашей стране, так и за рубежом, являются
предметом научных исследований, которые
осуществляются по различным направлениям:
исследования программ, экспериментальные
социальные нововведения, исследования
в области создания методик и моделей
и т.д. Новой является модель
эволюционного исследования, которая может быть
применена к самым разным способам изучения
развития технологий социальной работы.
Модель предполагает фазы эволюционного
исследования (фазы анализа, разработки,
развития и оценки) и фазу утилизации (фаза
распространения и внедрения).
Фаза анализа подразумевает обозначение
проблемы, ее идентификацию и актуализацию.
Далее производится обзор методов решения,
после чего дается практическая оценка
предполагаемых методов развития. Успешным
завершением фазы анализа является принятие
решения о возможности или невозможности
(целесообразности) нововведения.
Фаза разработки состоит из следующих
этапов: определение целей и направленности
нововведения, установление потребности
в нововведении; определение проблем,
возникающих в ходе разработки; сбор и
обработка информации; поиск и отбор альтернативных
решений; соединение воедино компонентов
разработки; доводка нововведения в реальных
условиях; решение процедурных вопросов
его применения или описание способа использования
нововведения. Успешное выполнение каждого
этапа увеличивает вероятность того, что
нововведение будет соответствовать задачам
социальной службы, для решения которых
оно было разработано.
Фаза развития - это процесс исследования
нововведения и его пробного применения,
проверки его адекватности и (в случае
необходимости) его доводки и переработки.
Основное внимание в этой фазе уделяется
составлению плана развития, в котором
необходимо определить объем работ, состав
и последовательность операций, а также
подготовке условий для пробного использования
и тестирования. На этом завершается этап
эволюционного исследования.