Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:54, реферат
Правовое регулирование в сфере развития инновационной деятельности в Российской Федерации. Инновационная политика на микроуровне.
Мезо-
Стратегия управления человеческими (трудовыми) ресурсами региона
Региональные программы и прогнозы по развитию образования, занятости, предпринимательской и инновационной деятельности, формирование субъектов инновационной деятельности, участие регионов в технологических цепочках, региональные премии, стипендии за достижения в области науки, техники и высоких технологий, региональные конкурсы, гранты в сфере инноваций; кроме того в районах и городах (муниципальное управление), организация профориентационной работы, выявление и поддержка одаренных детей, создание центров научно-технического творчества молодежи, пропаганда достижений новаторов производства, поддержка малого предпринимательства
Микро-
Стратегия управления персоналом предприятия
Разработка (привлечение) инновационных проектов, формирование инновационных команд, мотивация, стимулирование творческой активности работников, внутрифирменная кооперация, специализация и интенсификация труда, непрерывное образование, планирование карьеры работников с учетом их личных качеств и инновационных способностей, расширение возможностей для творчества, текущих инноваций, конкурсы мастерства
Индиивид
Стратегия самоменеджмен-та
Обучение, уровень квалификации труда и систематическое его повышение, разработка личных творческих планов, самообразование, ответственность за результаты и качество труда, стремление к продвижению по службе
1 Товарный рынок — это система субъектов и их отношений (производителей, потребителей, посредников и организаций), целью которых является обеспечение обращения товаров.
Товарный рынок также определяется как рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам, и являющийся элементом внутреннего рынка товаров и услуг.
Деятельность огромного количества хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и реализацию товаров, упорядочивается и развивается под воздействием требований рынка. Рынок составляет экономическую основу торговой деятельности.
Рынок состоит из совокупности взаимосвязанных рыночных секторов: рынка труда, рынка капиталов, фондового рынка, страхового рынка и др. Работа всех этих секторов регулируется рыночными механизмами и вместе с тем подчиняется требованиям правовой системы.
Основу рыночной экономики составляет товарный рынок, который можно рассматривать и как систему хозяйствующих субъектов и их отношений, целью которых является купля-продажа товаров. В рамках товарного рынка протекает процесс товарного обращения, совокупность взаимосвязанных актов купли-продажи массы товаров, создаваемых в различных областях хозяйственной деятельности.
Становление рыночных отношений в России требует формирования структуры товарного рынка и обслуживающей его инфраструктуры. Как мы уже отметили, инфраструктура товарного рынка — это комплекс взаимосвязанных обслуживающих организаций, обеспечивающих деятельность товарного рынка. Сама структура товарного рынка представляет собой совокупность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в продвижении товаров от изготовителей к потребителям. В Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков в РФ на 1998—2005 гг., одобренной Постановлением Правительства РФ от 15.06.1998 г. № 593, товарный рынок рассматривается как система субъектов и их отношений (производителей, потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их взаимоотношения), целью которых является обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначения.
Товарный рынок принято подразделять на различные секторы. К примеру, к потребительскому рынку относится рынок продовольствия, социально значимых товаров и лекарственных средств. Коммерческое право регулирует деятельность национального товарного рынка. Товарный рынок образуют взаимосвязанные действия изготовителей товаров, оптовых торговых и посреднических организаций по реализации товаров, а также розничных торговых и иных организаций и индивидуальных предпринимателей, приобретающих товары для предпринимательских и производственных целей либо для обеспечения собственной деятельности. Участники товарного рынка могут быть подразделены на три основные группы:
1) изготовители товара;
2) оптовые
торговые и иные
3) розничные
торговые организации и
Процесс перехода к рыночным отношениям повлек за собой изменения в целях деятельности, во внутреннем построении каждого из названных видов участников торговой деятельности.
Для производственных организаций основной целью деятельности в рыночных условиях является не просто изготовление товаров, но успешная их реализация и получение прибыли от продаж. Налаживание сбыта, максимизация дохода от реализации товаров — это новая задача для многих российских предприятий. В советский период почти вся производимая продукция распределялась плановыми органами, и проблемы сбыта фактически не существовало. Теперь же каждая производственная организация обязана совмещать функции изготовителя и продавца.
Необходимость налаживания продажи своего товара потребовала изменений во внутреннем построении производственных организаций. Такое реформирование состояло, прежде всего, в расширении и укреплении изготовителями своих сбытовых служб, в создании коммерческих (торговых), маркетинговых и рекламных подразделений, постоянно действующих демонстрационных залов, выставочных павильонов и др.
2РЫНОК РЕЛЕВАНТНЫЙ - Деловой рынок конкретного товара, построенный на принципах согласования спроса и предложения, взаимопонимания продавцов и покупателя.(Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-М., 2003) В релевантный рынок обычно включаются предприятия - производители всех товаров, которые могут выпускаться на одних и тех же производственных мощностях без больших затрат на переналадку оборудования и/или демонстрируют, с точки зрения потребителя, возможности достаточно узкой взаимозаменяемости (товары-субституты). При определении релевантного рынка учитываются также географические границы рассматриваемого рынка, возможности доступа на него "посторонних" предприятий, степень вертикальной интеграции конкурирующих производителей и т.д. От того, насколько широким будет признан релевантный рынок, зависит величина общего оборота, принимаемая во внимание при расчете долей конкретных производителей. Соответственно в зависимости от этого будет определяться, занимает ли данное предприятие, подозреваемое в монополистических действиях, доминирующее положение на рынке и подпадает ли оно под действие антимонопольного законодательства.(Экономика для всех: Попул. слов. / Сост. и ред. Т.Н. Ершова.-М., 1997) п‚ При оценке рынка сбыта необходимо определить границу рынка, на котором намеревается работать продавец. Границы рынка сбыта устанавливаются путем анализа и совмещения продуктовых границ товарного рынка и географических границ, определяемых возможностями предприятия - продавца.
Как видно
из предоставленного рисунка, продуктовые
границы рынка сбыта
Исследования
проводятся с целью установления отношения
респондентов к товарному предложению,
возможностей его хранения и использования.
Для потребительских товаров учитываются
местные традиции потребления, тип субкультуры
потребителей, влияние климатических
условий на потребление товара и т.д.
Рис. 2. Определение границ товарного рынка сбыта
Для товаров технического назначения исследуется возможность их применения в производственном процессе, на стадии сборки, эксплуатации и ремонта.
Географические границы рвения определяются, прежде всего, экономическими соображениями. В частности, издержки на транспортировку и промежуточное хранение не должны приводить к неконкурентоспособным ценам в месте потребления товара.
Более
подробно определение границ товарного
рынка сбыта приведено в Методических
рекомендациях ГК РФ по антимонопольной
политике и поддержке новых экономических
структур.
4 ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — возможность вступления в отрасль новых фирм, которая обеспечивает уже действующим в ней фирмам высокую экономическую прибыль.Потенциальная конкуренция (возможность появления в отрасли новых производителей). Если барьеры для входа в отрасль не являются непреодолимыми (а непреодолимыми могут быть лишь барьеры юридического характера, т.е. запрещение заниматься данным видом деятельности), то всегда существует возможность проникновения в отрасль новых фирм. При этом чем выше монопольная прибыль действующей фирмы, тем сильнее будет опасность потенциальной конкуренции. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка
Барьеры
входа на рынок и выхода с рынка являются
важнейшими характеристиками структуры
рынка. Барьеры входа на рынок - такие факторы
объективного или субъективного характера,
из-за которых новым фирмам трудно, а подчас
и невозможно начать свое дело в выбранной
отрасли. Благодаря такого рода барьерам,
фирмы, уже действующие на рынке, могут
не опасаться конкуренции. К таким же результатам
приводит и наличие барьера выхода из
отрасли. Если выход из отрасли в случае
неудачи на рынке сопряжен со значительными
издержками (например, производство товара
требует узкоспециализированного оборудования,
которое нелегко было бы реализовать в
случае банкротства фирмы) - следовательно,
высок риск деятельности в отрасли, - вероятность
входа на рынок нового продавца относительно
невысока.
Именно
наличие барьеров для входа в
сочетании с высоким уровнем
концентрации производителей в отрасли
дает возможность фирмам поднимать
цены выше предельных издержек и получать
положительную экономическую
Барьеры могут быть порождены объективными характеристиками отраслевого рынка, связанными с технологией производства, характером предпочтений потребителей, динамикой спроса, иностранной конкуренцией и т. д. Такие барьеры относят к нестратегическим факторам рыночной структуры. Другой тип барьеров - барьеры, вызванные стратегическим поведением фирм, действующих на рынке (стратегическое ценообразование, ограничивающее вход потенциальных конкурентов в отрасль, стратегическая политика в области расходов на исследования и инновации, патентов, вертикальная интеграция и дифференциация продукта и т. д.).
В данной главе рассмотрим именно нестратегические барьеры входа. К вопросу о стратегических барьерах входа, их типах и эффективности стратегической политики мы перейдем в четвертой главе.
Нестратегические барьеры входа на рынок.
Положительная отдача от масштаба и минимально аффективный выпуск
Положительная
отдача от масштаба создает объективные
барьеры входа для
Количество фирм, действующих в отрасли в состоянии долгосрочного равновесия, определяется отношением объема рыночного спроса по цене, равной минимальному значению долгосрочных средних издержек.
к минимально эффективному выпуску (при условии, что производственная функция и структура издержек всех фирм в отрасли идентична):
Если
в отрасли окажется число фирм,
большее n, по крайней мере часть
из них будет производить товар
с издержками, большими минимального
значения долгосрочных средних издержек,
причем ценовая конкуренция между
ними приведет к снижению цены до уровня
минимальных средних издержек, так что
ряд фирм будут терпеть убытки и будут
вынуждены прекратить производство.
Информация о работе Инновационная политика и методы ее выбора