Инновационная политика и методы ее выбора

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:54, реферат

Описание работы

Правовое регулирование в сфере развития инновационной деятельности в Российской Федерации. Инновационная политика на микроуровне.

Работа содержит 1 файл

инновац политика.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

2 Статья 5. Правовое  регулирование в  сфере развития  инновационной деятельности  в Российской Федерации

1. Развитие  инновационной деятельности в  Российской Федерации осуществляется  в соответствии с настоящим  Федеральным законом, иными федеральными  законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. В  целях реализации государственной политики по развитию инновационной деятельности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусматриваются:

специальные налоговые режимы, обеспечивающие для  субъектов инновационной деятельности упрощение налогообложения, налогового учета и отчетности;

ускоренную  амортизацию основных производственных фондов субъектов инновационной  деятельности;

компенсации определенных целевых затрат субъектов  инновационной деятельности в связи  с реализацией мер по развитию;

компенсации определенных целевых затрат организаций  инфраструктуры поддержки субъектов  инновационной деятельности в связи  с реализацией ими программных  мероприятий;

предоставления  субъектам инновационной деятельности услуг на безвозмездной или льготной основе;

предоставления  государственных и муниципальных  гарантий по обязательствам субъектов  инновационной деятельности;

предоставления  субъектам инновационной деятельности или организациям инфраструктуры поддержки  субъектов инновационной деятельности грантов, инвестиций и иных средств целевого финансирования;

выделения ассигнований на предоставление субъектам  инновационной деятельности кредитов и займов;

установления  для субъектов инновационной  деятельности льгот и преимуществ  при предоставлении им государственного и муниципального имущества в аренду, субаренду или безвозмездное пользование.

Помимо  видов поддержки инновационной  деятельности, предусмотренных настоящим  пунктом, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе установить дополнительные виды поддержки за счет средств соответствующих бюджетов:

особый  порядок участия субъектов инновационной  деятельности в приватизации и аренде государственного и муниципального имущества;

льготный  порядок предоставления субъектам  инновационной деятельности кредитов, займов, поручительств и банковских гарантий;

особый  порядок участия субъектов инновационной  деятельности в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

иные  меры по созданию для субъектов инновационной  деятельности благоприятных условий, в частности поддержки экспорта инновационного продукта.

3  Инновационная политика на микроуровне

Процесс формирования эффективной системы  инновационного управления зависит  от уровня инновационного потенциала предприятия - его возможности в  достижении поставленных инновационных  целей. Реализация этих целей в глобальных масштабах выступает как средство получения достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, упрочения, а затем и повышения конкурентных возможностей на рынке, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом.

Чем выше уровень инновационного потенциала предприятия, тем успешнее оно избегает возможных кризисных ситуаций. Инновационный потенциал предприятия определяется как техническими факторами, так и управленческими. К ним относятся:

сложившийся ранее уровень развития производства;

состояние механизма и системы управления;

тип и  ориентация организационной структуры;

тенденции экономической и инновационной  политики;

понимание потребности в различного рода изменениях и готовность к ним персонала  и т.д.

Все факторы, определяющие уровень инновационного потенциала, можно подразделить на следующие группы:

факторы собственно инновационного процесса как  самостоятельного объекта управления;

факторы внутренней среды;

факторы внешней среды.

Первая  группа факторов представляет собой  совокупность собственных внутренних возможностей инновационного процесса как сложной обособленной системы, определяющих ее развитие. Здесь в первую очередь выделяют такие элементы инновационного процесса, постановка целей, выработка инновационных решений, разработка проектов и программ.

Состав второй группы складывается из возможностей самого предприятия, проявляющихся в различных аспектах его финансово-хозяйственного положения, состояния организационной структуры управления, организационно-технического уровня коммуникационной системы и т.д. Инновационный потенциал предприятия определяется также величиной его ресурсов как материальных, так и информационных, и напрямую зависит от качества, профессионализма и решительности управленческих кадров.

Перечислены причины, способствующие и затрудняющие разработку нововведений в организации, инновационные способности эрой определяются не только ее размерами, величиной капитала, развитием производственной базы и др., но и уровнем научно-технического и управленческого потенциала специалистов. Отличительными признаками инновационных предприятий (фирм) являются:

1) организация  специальной группы, отвечающей  за создание новых идей;

2) поиск  этой группой разнообразных источников  информации, как внутри-, так и  внефирменных;

3) использование  разнообразной современной практики стимулирования творческой активности работников;

4) поощрение  и поддержка менеджерами инновационной  активности служащих на всех  уровнях с помощью специальных  бюджетных ассигнований;

5) поощрение  принятия решений по отбору  и внедрению нововведений на коллективной основе;

6) четкая  стратегия управления нововведениями.

Если  первые пять признаков характеризуют  организационную, направленность фирмы  на работу с персоналом, то шестой отражает необходимость существования четко  сформулированной инновационной стратегии, которая на долгосрочной основе создает необходимые условия для генерирования новых идей.

Инновационная стратегия теснейшим образом  связана с принципами предпринимательского управления, она требует от руководителя способности предвидения, личного мужества и реализма, предпринимательского подхода, воображения, инициативности и рациональности. Важное условие управления в сложных системах - способность определения приоритетов. Ответственность за инновационную стратегию, определяющую выживание предприятия, лежит на плечах управляющих. Задача высшего руководства в этой связи состоит в том, чтобы выявлять управленческий потенциал, необходимый для конкретных условий функционирования организации, систематически просматривать свои внутренние "запасы" управленческих талантов, определять масштабы и цели необходимой управленческой подготовки и выделять соответствующие ресурсы.

В литературе различают два основных типа инновационной  стратегии:

адаптивную, когда предприятие использует нововведение как ответную реакцию на изменение рыночных условий в целях сохранения своих позиций на рынке, т.е. в целях выживания;

конкурентную, когда нововведение используется в  качестве отправного пункта для достижения успеха, средства получения конкурентных преимуществ.

Адаптивную стратегию характеризует концентрация усилий на частичных изменениях, дополнительных улучшениях существующих продуктов, рынков, технологий, зачастую идущих в русле сложившихся, традиционных для данной организации путей достижения успеха. Такая стратегия лишает организацию возможности видеть и использовать новые производственные и рыночные возможности, находить новые конкурентные преимущества и, к тому же, делает ее, стратегию, весьма предсказуемой для конкурентов. Эта проблема обычно остро стоит перед теми предприятиями, которые занимали весьма прочные позиции в своей отрасли, но не смогли отказаться от привычных подходов. В практике было много примеров, когда фирма относительно успешно функционировала, но не развивалась. Между этими двумя процессами возникает противоречие, которое в случае обострения может привести к кризису. Примером тому может служить история развития таких компаний, как General Motors или IВМ, которые не смогли избежать кризиса, хотя являлись одними из преуспевающих. Одну из основных причин кризиса и возможности выхода из него они увидели в управлении.

Адаптивные  организации могут продолжать свой привычный путь, приведший их в  прошлом к успеху, лишь в той  степени, в какой конкурентные условия  остаются относительно статичными. Но когда эти условия резко меняются, адаптивный подход не дает возможности критически переоценивать методы решения проблем, в чем и состоит его опасность.

Конкурентная  стратегия, основанная на творческом подходе, предполагает как бы двойную обратную связь путем анализа инновационной среды организации, которая складывается из факторов инновационного потенциала. Эта стратегия требует постоянной инновационности, самосовершенствования организации через постоянную оценку и экспериментирование в области способов анализа и решения проблем.

4 Довольно распространена  точка зрения о  том, что малый  бизнес - инновационный бизнес, т.к. у него гораздо более подвижная организационная структура. Малые предприятия в борьбе за выживание охотнее идут на применение инновационных технологий и разработок, а существенная часть фирм прямо ориентируется на коммерциализацию технологий. Но все предприятия возникают как малые, и все в чем-то новы. Все инновационное - ново, но не все новое - инновация.Организаторы проекта TACIS предложили свое определение малого инновационного предприятия (МИП). МИП - это предприятие, у которого доля продукции старше трех лет в общем объеме выпускаемой продукции составляет не более 10%.Несмотря на то, что в инновационной сфере работает лишь около 6% от общего числа работающих в малом предпринимательстве, эту область развития малого бизнеса можно поставить по значимости для развития экономики на одно из первых мест.[8,с.43].Малые предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью (МПИД), в широких масштабах начали возникать уже во второй половине 80-х годов. Их развитие позволяло ускорить инновационный процесс, преодолеть существовавшие в плановой экономике препятствия для технического прогресса -- ведомственные барьеры, несогласованность этапов инновационного процесса, монополистическое положение отдельных участников общего процесса. На быстрый рост числа МПИД в это время повлияла и невостребованность научных работников в предшествовавшем периоде, ограниченные возможности для проявления способности в государственных академических и отраслевых научных учреждениях. Значительная часть МПИД вне зависимости от названия функционировала в сфере посреднических услуг. В области НИОКР МПИД занимались в основном разработкой программных продуктов, проектными работами, экономическими исследованиями. В начале 90-х годов МПИД попали в сложные условия быстрого свертывания спроса на научную продукцию из-за инвестиционного кризиса, вызвавшего спад инновационной активности, и роста бюджетного дефицита. В настоящее время МПИД не связаны с инвестиционным спросом, поэтому их прибыльность резко сократилась. Исследования и разработки выполняются либо на арендованном оборудовании, либо путем бесплатного его использования по месту работы. Характерная черта развития малого инновационного бизнеса в настоящее время -- его нестабильность.

Малое предпринимательство в инновационной  сфере в настоящее время формируется  несколькими путями. МПИД могут выделяться из состава крупных государственных  научных организаций. Их финансирование постоянно сокращается, и они не могут приспособиться к новым экономическим условиям. Деятельность малых фирм в этом случае направлена в основном на модернизацию и совершенствование разработанных на материнской фирме видов техники.МПИД могут создаваться как рыночные дублеры лабораторий и отделов отраслевых НИИ и заводов и заниматься как чисто научными и прикладными исследованиями, так и полным инновационным циклом.Еще один путь образования МПИД -- объединение группы разработчиков для производства конкурентоспособной и прибыльной наукоемкой продукции. Период существования таких МПИД часто ограничивается сроками реализации определенной идеи.

МПИД  могут формироваться и как  посредники для продвижения инноваций  и технологий, создаваемых специалистами  в области конкретной техники  и технологии. Роль таких фирм особенно значительна в регионах, где научно-технические и маркетинговые связи слабее, чем в центре.

Глубокий  системно-экономический кризис российской экономики подтвердил, что в основе финансовой системы и мощи государства  лежит мощь промышленного производства, и заставил обратить внимание всех заинтересованных сторон на реальный сектор экономики. В посткризисных интеграционных процессах (после августа 1998 г.) начинает превалировать промышленный капитал, обеспечивающий более тесное взаимодействие с финансовым; усиливаются процессы диверсификации, имеющие научно-технологическую, региональную и экономическую направленность. Именно его развитие посредством максимального привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, и прежде всего его инновационной сферы должно стать краеугольным камнем государственной инвестиционной и инновационной политики в России в современных условиях.

Уровни 

Классификация стратегий 

Характеристика

     Макро- 

Национальная  стратегия управления человеческими (трудовыми) ресурсами 

Государственная политика в области инноваций, образования, занятости, разработка соответствующих  законодательных актов, программ, прогнозов, формирование инновационных центров, фондов и иных структур на федеральном  уровне, государственная молодежная политика, национальные премии, стипендии в области науки и высоких технологий, система защиты интеллектуальной собственности

Информация о работе Инновационная политика и методы ее выбора