Инновационная деятельность Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 09:58, доклад

Описание работы

Инновационная деятельность Казахстана, базирующаяся на внедрении новых идей, научных знаний, технологий и видов продукции в различные области производства и сферы управления обществом, относится к числу важнейших факторов развития экономики республики.
На расширение масштабов инновационной деятельности в Казахстане направлены основные положения Закона Республики «Об инновационной деятельности» и «Программы по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005 – 2015 годы». Уполномоченным органом, осуществляющим реализацию государственной политики в области инновационной деятельности, является Министерство образования и науки Республики Казахстан.

Работа содержит 1 файл

иновации.docx

— 105.45 Кб (Скачать)

Инновационная деятельность Республики Казахстан

Инновационная деятельность Казахстана, базирующаяся на внедрении новых идей, научных  знаний, технологий и видов продукции  в различные области производства и сферы управления обществом, относится  к числу важнейших факторов развития экономики республики.

На расширение масштабов инновационной деятельности в Казахстане направлены основные положения  Закона Республики «Об инновационной  деятельности» и «Программы по формированию и развитию национальной инновационной  системы Республики Казахстан на 2005 – 2015 годы». Уполномоченным органом, осуществляющим реализацию государственной  политики в области инновационной  деятельности, является Министерство образования и науки Республики Казахстан.

Закон Республики Казахстан  «Об инновационной  деятельности» регулирует отношения в сфере инновационной деятельности и определяет основополагающие принципы, направления и формы реализации государственной инновационной политики. При этом особое внимание обращается на быстроразвивающиеся направления, в частности информационно-телекоммуникационные технологии и электронику.

Целью «Программы по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005 – 2015 годы» является формирование инновационной системы открытого типа, обеспечивающей создание конкурентоспособного конечного продукта на основе использования отечественного и зарубежного научного потенциала.

Национальная  инновационная система включает 4 основных элемента – научный потенциал, инновационные предпринимательство, инновационную и финансовую инфраструктуры.

Программа предусматривает  введение системы грантового финансирования НИОКР на конкурсной основе за счёт средств государственного бюджета. Это касается вопросов финансирования приоритетных технологий, как в рамках научно-технических программ, так и отдельных тем и проектов.

Для законодательного обеспечения реализации Программы  НИС был принят Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности», предусматривающий меры государственного стимулирования инновационной деятельности. Законом установлены основные цели, принципы, направления и формы государственной поддержки инновационной деятельности, регламентируется участие государства в создании специализированных субъектов инновационной деятельности, таких как технопарки, технологические бизнес-инкубаторы и инновационные фонды.

В рамках развития финансовой инфраструктуры в 2003 году создан и функционирует Национальный инновационной фонд, основной целью которого является повышение инновационной активности и содействие в развитии высокотехнологичных и наукоёмких производств. В настоящее время Фонд входит в состав государственного холдинга АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», основной задачей которого является управление системой государственных институтов развития Республики.

Институты развития осуществляют финансирование проектов на всех стадиях проектного цикла, а  также оказывают информационную и институциональную поддержку:

  • Центр маркетингово-аналитических исследований обеспечивает информацией о рынках, мировых тенденциях, изменениях внешней и внутренней конъюнктуры по конкретным товарам, отраслям, видам производств; проводит ряд исследований с авторитетными и опытными международными консалтинговыми компаниями в целях улучшения бизнес-среды, повышения уровня факторов, влияющих на конкурентоспособность экономики страны.
  • Центр инжиниринга и трансферта технологий оказывает консультационные, информационные, юридические и иные услуги при трансферте технологий, проводит маркетинг внешнего и внутреннего рынков технологий и анализ мировых тенденций развития в данной сфере, управляет формированием системы национальных и региональных технопарков как центров инновационного развития.
  • Фонд развития предпринимательства «Даму» осуществляет поддержку малого и среднего бизнеса.

Для эффективного функционирования механизма коммерциализации НИОКР в Казахстане создаётся  сеть национальных и региональных технопарков. Целью их создания является формирование производственных комплексов в важнейших перспективных отраслях экономики и создание производств с высокой добавленной стоимостью, основанных на использовании передовых технологий и инноваций.

В республике формируется  двухуровневая система технопарков  – национальные научно-технологические  парки и региональные технологические  парки. Национальные технопарки ориентированы  на создание в Казахстане новых отраслей, которые должны способствовать обеспечению  будущей конкурентоспособности  казахстанской экономики.

Отличительной особенностью национальных технопарков  является наличие режима Специальной  экономической зоны с льготным налогообложением. К национальным научно-технологическим паркам относятся, например, Парк информационных технологий (пос. Алатау), Национальный индустриальный нефтехимический технопарк (г. Атырау), технопарк ядерных технологий «Токамак» (г. Курчатов), технопарк космического мониторинга (Алматы, Астана и Приозёрск).

Региональные  технопарки, среди которых Алматинский технологический парк (Алматы), Технопарк «Алгоритм» (Уральск), технопарк «Бизнес-Сити» (Караганда), создаются с целью определения, раскрытия и развития инновационного потенциала, инновационной способности региона, обеспечения потребности экономики региона в инновационных продуктах. На региональном уровне системообразующими составными частями технопарков являются промышленные предприятия регионов, научные и академические организации. Региональные технопарки обеспечивают поэтапное повышение технологического уровня экономики и создают условия для малого и среднего наукоёмкого и технологичного бизнеса.

Дальнейшее развитие технопарков в Казахстане призвано решить задачи укрепления связей науки  с производством, внедрения современных  технологий, повышения производительности труда в промышленности и, как  следствие, производства высокотехнологичной  и конкурентоспособной продукции.

Введение   

Программа по развитию перспективных направлений туристской индустрии Республики Казахстан  на 2010 - 2014 годы разработана в целях  реализации Государственной программы  по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958, и в соответствии со Стратегическим планом  развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 . 

Программа направлена на устойчивое развитие индустрии туризма  путем создания и развития инфраструктуры, формирования имиджа Казахстана для  повышения его привлекательности  как туристского направления.  

1. Анализ текущей  ситуации  

Динамика развития туристской отрасли характеризуется  неустойчивым  ростом показателей индустрии туризма. Так, общее число посетителей по итогам 2009 года по сравнению с 2008 годом увеличилось на 4,1 %, выездной туризм вырос на 22,3 %, однако количество посетителей внутреннего туризма уменьшилось на 4,7 % и составило 4 055,7 тыс. человек.

Общий объём  оказанных услуг в туристской отрасли по сравнению                        с 2008 годом уменьшился на 0,4 % и составил 65,8 млрд. тенге. Для сравнения, рост соответствующего показателя 2008 года к 2007 году составил 22,6 %                       (с 53,8 млрд. тенге до 66,0 млрд. тенге).

Снижение основных показателей обусловлено ситуацией  в мировой экономике.

Экономический и финансовый кризис негативно отразился  и на въездном туризме, где количество обслуженных посетителей за последние  два года снизилось с 5,3 млн. до 4,3 млн. туристов или на 18,9 %.

Данные статистики въездного туризма показывают также  снижение таких показателей как  распределение посетителей по целям  поездок, в том числе для досуга и отдыха по сравнению с 2008 годом - 19,8 % или на 1541 человек. Вместе с  тем, сократилось и количество реализованных  путевок на  3 242 ед. или на - 44 %.

В течение 2007 - 2010 годов развитие отрасли основывалось на реализации Государственной программы  развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2007 - 2011 годы, утвержденной Указом Главы Государства от 29 декабря 2006 года № 231.

В этот период проводилась  работа по усовершенствованию нормативной  правовой базы. В 2008 году были внесены  изменения в некоторые законодательные  акты по вопросам туристской деятельности и утверждены приказы Министерства туризма и спорта Республики Казахстан                                  (далее - Министерство) по вопросам туризма.

Следует отметить, что Министерством на постоянной основе проводится работа по формированию имиджа, в том числе информационной пропаганды туризма Казахстана за рубежом. Основными инструментами являются создание и трансляция рекламных  видеороликов на ведущих телеканалах  мира, участие на крупнейших международных  туристских выставках.

Главным имиджевым событием в 2009 году стало проведение в г. Астане в октябре 2009 года 18-й сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации (ЮНВТО), в работе которой приняли участие более 700 делегатов из 146 государств, действительных членов организации ЮНВТО, а также представители зарубежных мировых  СМИ.

По итогам работы Генеральной Ассамблеи ЮНВТО  были приняты важные документы, имеющие  стратегическое значение для мирового туризма: 

1. Астанинская декларация по развитию туризма на Шелковом пути.

2. О поддержке  инициативы Президента Республики  Казахстан                   Н.А. Назарбаева об объявлении 29 августа - Всемирным Днем, свободным от ядерного оружия.

Благодаря предпринятым мерам, о Казахстане, наконец, заговорили  как о стране с огромным туристским потенциалом,  уникальной природой и богатым историко-культурным наследием.

В целях выявления  основных проблем и причин, сдерживающих развитие туризма на местах, в течение  с июня 2008 по июль 2009 года были проведены  исследования Корейского агентства  по международному сотрудничеству и  в декабре 2009 года, разработан мастер - план «Создания национального туристского  кластера вдоль международной скоростной автомагистрали «Западная Европа - Западный Китай».

Рекомендации  мастер-плана создали основу для формирования дальнейшего видения развития туризма в рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы.  

Анализ  сильных и слабых сторон, возможностей и угроз 

в туристской отрасли  

Сильные стороны Слабые стороны
Внедрение ВСТ, который позволяет оценить  реальный вклад туризма в экономику

Наличие инфраструктуры туристской индустрии

Законодательная и нормативно-правовая основа для  развития туристской отрасли

Высокий интерес  к экотуризму на международном рынке (8,9 млн. человек или 63 % от общего потенциала), для развития которого в Казахстане имеется потенциал:

- действует Информационный  Ресурсный Центр Экологического  туризма в г.Алматы;

- создаются гостевые  дома;

- действуют ГНПП.

Уникальная культура и история Казахстана позволяющая  развивать культурно-познавательный туризм

Природные условия  для развития горнолыжного туризма

Обеспеченность  кадровыми ресурсами

Практически вся  инфраструктура расположена в городах  и крупных населенных пунктах

Несоответствие  инфраструктуры международным требованиям

Отсутствуют условия  для многодневного пребывания туристов на объектах, представляющих интерес

Отсутствие механизма  дотаций, преференций и налоговых  льгот инвесторам

Не сформированы подходы и политика экотуризма в Казахстане

Низкое качество/отсутствие подъездных дорог к туристским объектам

Программа подготовки кадров не соответствует реальным потребностям рынка     
 
 

Возможности Угрозы
Создание  новых рабочих мест, в том числе  и в сельской местности

Высокий уровень  узнаваемости Казахстана на международном  рынке туристских услуг, что обеспечит  приток инвестиций и дохода в бюджет

Создание национального турпродукта

Увеличение туристских потоков по въездному и внутреннему  туризму

Увеличение  количества однодневных маршрутов

Снижение объемов  туристских потоков

Низкий уровень  инвестиционной активности

Формирование  образа Казахстана как страны, неблагоприятной  для туризма, а также снижение ее инвестиционной привлекательности.

Информация о работе Инновационная деятельность Республики Казахстан