Информационные технологии в сфере социальной защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:08, реферат

Описание работы

В социальной работе информационные технологии еще только начинают внедряться, скорее всего, вследствие низкого финансирования социальных служб. Однако систематизация информации, быстрый поиск, легкое изменение и управление при большом потоке информации в системе управления социальной работой невозможно без обеспечения информационными технологиями. Необходимость использования информационных технологий в управлении социальной работой очевидна.

Содержание

Введение 3
1. Понятие социальной защиты населения 4
2. Понятие информационных технологий 18
3. Информационные технологии в сфере социальной защиты населения 24
Заключение 29
Список используемой литературы 30

Работа содержит 1 файл

информационные технологии в социальной сфере.docx

— 104.01 Кб (Скачать)

В качестве программной оболочки для  создания такого банка была выбрана  автоматизированная система обработки  информации «Адресная социальная помощь» (разработчик ПКТИ АСУ, г. Тула), используемая в 53-х регионах России. В данной системе автоматизированы все основные виды работ, связанные с учетом граждан и членов их семей, обращающихся в органы или учреждения социальной защиты населения, а также виды работ, связанные с оказанием им различных видов социальной помощи и услуг, предоставлением льгот, а также способы составления различных списков, отчетов, выплатных документов.

Целью программной системы «Адресная  социальная помощь» является:

• создание единого банка данных, содержащего информацию социально-экономического и социально-демографического характера о той части общества, которую ставят на учет в органах и учреждениях социальной защиты населения;

• обеспечение адресности социальной помощи, услуг и льгот;

• обеспечение принятия оптимальных решений при оказании различных видов помощи, услуг и льгот с учетом социально-экономического потенциала семьи;

• предоставление специалистам или руководителям объективной информации о населении, состоящем на учете в органах социальной защиты;

• получение аналитических и отчетных данных о результатах социального обслуживания населения за любой период времени (около 350 выходных экранных и печатных форм).

Автоматизированная  система обработки информации «Адресная  социальная помощь состоит из шести  основных программных комплексов:

• адресная социальная помощь;

• предоставление социальных услуг;

• прогнозирование ресурсов для социального обслуживания населения;

• анализ результатов социального обслуживания населения;

• формирование социально-демографического портрета района и региона

• начисление и выплата социальных пособий (ПКТИ АСУ и Всероссийский Центр уровня жизни (ВЦУЖ)).

Пользователями  системы являются специалисты районных (муниципальных) органов и учреждений социальной защиты населения.

В системе автоматизированы все основные виды работ, связанные с учетом граждан  и членов их семей, обращающихся в  органы или учреждения социальной защиты населения, а также, связанные с  оказанием им различных видов  социальной помощи и услуг, предоставлением  льгот и с составлением различных  списков, отчетов, выплатных документов.

На  основе законодательных актов, федеральных  социальных программ и методических материалов Министерства труда и  социального развития РФ (ранее Министерства социальной защиты населения РФ) разработаны  общесистемные справочники, которые  позволяют классифицировать:

• категории семей (социально-демографические типы семей);

• индивидуальные признаки учета в органах социальной защиты (в т.ч. и льготные категории) граждан или семьи в целом;

• потребности и заявки граждан в различных видах социальной помощи, услуг и льгот;

• виды социальной помощи и услуг, оказываемых гражданам;

• виды льгот, предоставленных гражданам по законодательству;

• источники финансирования;

• причины отказа в социальной помощи.

Используя вышеперечисленные справочники, пользователь имеет возможность осуществить  настройку программной системы  на особенности своего региона, учесть свои социальные программы, местные  законодательные акты и региональные методические материалы.

Все комплексы работают с единым банком данных, который создается в программном  комплексе «Адресная социальная помощь».

Автоматизированная  система «Адресная социальная помощь»  состоит из программных модулей, написанных на языке FoxPro 2.6. Работает на ПЭВМ типа IBM PC 80386 и выше в среде операционных систем MS DOS версии 6.2 и выше. Каждый комплекс работает как в автономном режиме, так и в локальной сети NOVELL NetWare версии 3.11 и выше.

Система сопровождается и постоянно дорабатывается по предложениям и замечаниям функциональных управлений Министерства труда и  социального развития РФ и регионов РФ.

Система «Адресная социальная помощь» работает в четырех уровнях: территориальном, муниципальном, региональном и федеральном.

В состав каждого комплекса входит система запросов, которая дает возможность  пользователю осуществить выбор  данных из информационных баз по различным  критериям и показателям. Эти  показатели могут быть объединены различными логическими условиями.

Система поставляется с набором автоматизированных рабочих мест, которые отражают функциональные и должностные обязанности специалистов учреждений и органов социальной защиты населения районного (муниципального) и регионального уровня. Кроме  того, в системе разработаны специальные средства, которые позволяют создавать свои автоматизированные рабочие места. Все они взаимосвязаны между собой и позволяют работать в сетевом режиме с общим банком данных.

Для активизации работы по внедрению и сопровождению этого автоматизированного программного комплекса было предпринято следующее:

• проведена опытная эксплуатация программного комплекса «Адресная социальная помощь» на базе Управления социальной защиты населения Коломны;

• составлен примерный план-график внедрения комплекса в органах социальной защиты населения муниципальных образований;

• на базе Центра переподготовки и повышения квалификации организованы курсы повышения квалификации «Использование автоматизированного комплекса «Адресная социальная помощь» в деятельности органов социальной защиты населения».

В связи со слабой обеспеченностью  органов социальной защиты населения  нормативно-правовыми актами в сфере  социальной защиты населения, в муниципальные  образования была направлена «Информационно-правовая система «Региональное законодательство», разработанная ПКТИ АСУ г. Тула.

Система содержит информационную базу законов, указов и других нормативных актов  из 77 регионов Российской Федерации, регулирующих предоставление социальных льгот, субсидий, выплат и компенсаций различным  категориям граждан, принятых органами власти субъектов РФ и местного самоуправления и рекомендована для использования  в органах соцзащиты Министерством  труда и социального развития РФ.

Продолжается  работа по созданию макета портала, который позволит обеспечить информационный обмен и координацию усилий всех ведомств, служб, общественных организаций и граждан, видящих свои задачи в работе с населением, семьями и детьми, а также хозяйствующих субъектов округа, создающих материальную базу активной социальной политики в области материнства, детства и семьи [3].

Одним из динамично развивающихся направлений  информатизации сферы социальной защиты населения является телекоммуникационная система органов социальной сферы  автономного округа. В настоящее  время 100% территориальных органов  Департамента социальной защиты населения  активно используют средства телекоммуникаций в целях оперативного обмена информацией, рассылки инструктивно-методических материалов.

 

 

Заключение

 

Социальная  защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Интенсивность использования современных информационных технологи в сфере социальной защиты населения является одним из показателей уровня развитости данного социального института.

 

Список используемой литературы

 

  1. Жуков В.И., Займышев И.Г. и др. Теория и методика социальной работы. В 2 томах. – М.: Союз, 1994.
  2. Использование информационных технологий в социальной сфере // Вестник связи. - 2006. - № 11. - С. 10-11
  3. Кузнецова А.Р. Развитие информационных технологий в системе управления социальной сферы // Информационные ресурсы России. - 2005. - № 5. - С. 12.
  4. Роик В.Д. Социальная защита: содержание понятия // Человек и труд. М.,2000.- №11, с.42-44
  5. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2003.
  6. Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.
  7. Чагин К.Г. Новые технологии управления в сфере социальной помощи и социального обслуживания населения // Журнал исследований социальной политики. - 2005. - Т. 3. - № 4. - С. 465-478.

Доможилкина Марина Александровна

ОЗО СПФ Социальная работа 2 курс

Доможилкина Марина Александровна

ОЗО СПФ Социальная работа 2 курс


Информация о работе Информационные технологии в сфере социальной защиты