Информационные технологии в сфере социальной защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:08, реферат

Описание работы

В социальной работе информационные технологии еще только начинают внедряться, скорее всего, вследствие низкого финансирования социальных служб. Однако систематизация информации, быстрый поиск, легкое изменение и управление при большом потоке информации в системе управления социальной работой невозможно без обеспечения информационными технологиями. Необходимость использования информационных технологий в управлении социальной работой очевидна.

Содержание

Введение 3
1. Понятие социальной защиты населения 4
2. Понятие информационных технологий 18
3. Информационные технологии в сфере социальной защиты населения 24
Заключение 29
Список используемой литературы 30

Работа содержит 1 файл

информационные технологии в социальной сфере.docx

— 104.01 Кб (Скачать)

Принципиально важное для современного этапа развития общества значение развития ИТ заключается в том, что их использование может оказать существенное содействие в решении глобальных проблем человечества и, прежде всего, проблем, связанных с необходимостью преодоления переживаемого мировым сообществом глобального кризиса цивилизации. Ведь именно методы информационного моделирования глобальных процессов, особенно в сочетании с методами космического информационного мониторинга, могут обеспечить уже сегодня возможность прогнозирования многих кризисных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряженности, а также в районах экологического бедствия, в местах природных катастроф и крупных технологических аварий, представляющих повышенную для общества.

 

Классификация информационных технологий. Как уже отмечалось, понятие информационной технологии не может быть рассмотрено отдельно от технической (компьютерной) среды, т.е. от базовой информационной технологии.

Аппаратные (технических) средства, предназначенные  для организации процесса переработки  данных (информации, знаний), а также  аппаратные (технические) средства, предназначенные  для организации связи и передачи данных (информации, знаний) называют базовыми информационными технологиями.

С появлением компьютеров, у специалистов, занятых в самых разнообразных  предметных областях (банковской, страховой, бухгалтерской, статистической и т.д.), появилась возможность использовать информационные технологии. В связи  с этим возникла необходимость в  определении понятия существовавшей до этого момента традиционной (присущей той или иной предметной области) технологии преобразования исходной информации в требуемую результатную. Таким образом, появилось понятие предметной технологии. Необходимо помнить, что предметная технология и информационная технология влияют друг на друга.

Под предметной технологией понимается последовательность технологических  этапов по преобразованию первичной  информации в результатную в определенной предметной области, независящая от использования средств вычислительной техники и информационной технологии.

Упорядоченную последовательность взаимосвязанных действий, выполняемых в строго определенной последовательности с момента возникновения информации до получения заданных результатов называют технологическим процессом обработки информации.

Технологический процесс обработки информации зависит  от характера решаемых задач, используемых технических средств, систем контроля, числа пользователей и т.д.

В связи с тем, что информационные технологии могут существенно отличаться в различных предметных областях и компьютерных средах, выделяют такие  понятия как обеспечивающие и  функциональные технологии.

Обеспечивающие  информационные технологии - это технологии обработки информации, которые могут  использоваться как инструментарий в различных предметных областях для решения различных задач.

Обеспечивающие  технологии могут базироваться на совершенно разных платформах. Это связано с  наличием различных вычислительных и технологических сред. Поэтому  при их объединении на основе предметной технологии возникает проблема системной  интеграции, которая заключается  в необходимости приведения различных  ИТ к единому стандартному интерфейсу.

Такая модификация обеспечивающих информационных технологий, при которой реализуется какая-либо из предметных технологий представляет собой функциональную информационную технологию.

Таким образом, функциональная информационная технология образует готовый программный  продукт (или часть его), предназначенный  для автоматизации задач в  определенной предметной области и  заданной технической среде.

Преобразование (модификация) обеспечивающей информационной технологии в функциональную может быть выполнена не только специалистом-разработчиком систем, но и самим пользователем. Это зависит от квалификации пользователя и от сложности необходимой модификации.

В зависимости от вида обрабатываемой информации, информационные технологии могут быть ориентированы на:

• обработку данных (например, системы управления базами данных, электронные таблицы, алгоритмические языки, системы программирования и т.д.);

• обработку тестовой информации (например, текстовые процессоры, гипертекстовые системы и т.д.);

• обработку графики (например, средства для работы с растровой графикой, средства для работы с векторной графикой);

• обработку анимации, видеоизображения, звука (инструментарий для создания мультимедийных приложений);

• обработку знаний (экспертные системы).

Следует помнить, что современные информационные технологии могут образовывать интегрированные  системы, включающие обработку различных  видов информации.

Технология  обработки информации на компьютере может заключаться в заранее  определенной последовательности операций и не требовать вмешательства  пользователя в процесс обработки. В данном случае диалог с пользователем  отсутствует и информация будет обрабатываться в пакетном режиме обработки.

Экономические задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются следующими свойствами:

• алгоритм решения задачи формализован, процесс ее решения не требует вмешательства человека;

• имеется большой объем входных и выходных данных, значительная часть которых храниться на магнитных носителях;

• расчет выполняется для большинства записей входных файлов;

• большое время решения задачи обусловлено большими объемами данных;

• регламентность, т.е. задачи решаются с заданной периодичностью.

В том случае, если необходимо непосредственное взаимодействие пользователя с компьютером, при котором на каждое свое действие пользователь получает немедленные  действия компьютера, используется диалоговый режим обработки информации. Диалоговый режим является не альтернативой  пакетному, а его развитием. Если применение пакетного режима позволяет уменьшить вмешательство пользователя в процесс решения задачи, то диалоговый режим предполагает отсутствие жестко закрепленной последовательности операций обработки данных (если она не обусловлена предметной технологией).

Таким образом, с точки зрения участия  или неучастия пользователя в  процессе выполнения функциональных информационных технологий все они могут быть разделены на пакетные и диалоговые.

При классификации информационных технологий по типу пользовательского интерфейса информационные технологии говорят  о системном и прикладном интерфейсе.

Системный интерфейс – это набор приемов взаимодействия с компьютером, который реализуется операционной системой или его надстройкой. Системные операционные системы поддерживают командный, WIMP- и SILK- интерфейсы.

Командный интерфейс – самый простой. Он обеспечивает выдачу на экран системного приглашения для ввода команды. Например, в операционной систем MS-DOS приглашение выглядит как C:\>, а в операционной системе UNIX - это обычно знак доллара.

WIMP-интерфейс  - расшифровывается как Windows (окно) Image (образ) Menu (меню) Pointer (указатель). На экране высвечивается окно, содержащие образы программ и меню действий. Для выбора одного из них используется указатель.

SILK-интерфейс  расшифровывается - Speach (речь) Image (образ) Language (язык) Knowledge (знание). При использовании SILK-интерфейса на экране речевой команде происходит перемещение от одних поисковых образов к другим по смысловым семантическим связям.

Прикладной  интерфейс связан с реализацией  некоторых функциональных информационных технологий.

Особое  место занимают сетевые технологии, которые обеспечивают взаимодействие многих пользователей [7].

Таким образом, информационные технологии –  это широкий класс дисциплин  и областей деятельности, относящихся  к технологиям управления и обработки  данных, в том числе, с применением  вычислительной техники. Кроме вышесказанного, информационные технологии можно различать  и по степени их взаимодействия между  собой. Они могут быть реализованы  различными техническими средствами: взаимодействие на уровне носителей, сетевое  взаимодействие; с использованием различных  концепций обработки и хранения данных: распределенные базы данных, распределенная обработка данных.

 

 

3. Информационные технологии в  сфере социальной защиты населения

 

Огромную  роль в правильности и адекватности принимаемых мер по социальной защите населения имеет своевременная  и достоверная информация. В настоящее  время возник целый ряд объективных  факторов, настоятельно требующих изменения  технологии обработки информации по социальной защите населения, удовлетворяющего новым требованиям. Основные из этих факторов:

• постоянное увеличение объемов обрабатываемой информации и необходимость сокращения сроков ее обработки вследствие частого изменения законодательства по пенсионному обеспечению и социальной защите малоимущих слоев населения, отражающего нестабильность экономической и политической обстановки в стране;

• высокая интенсивность актуализации нормативно – правовой информации как в части содержания отдельных норм, так и некоторых разделов и даже нормативных актов: объем и сложность нормативно - правовой системы растут быстрее возможностей персонала органов социальной защиты населения овладеть правилами ее практического применения;

• потребность в налаживании должного учета реальной нуждаемости всех социально незащищенных слоев населения (адресная защита);

• потребность в мощной информационно - аналитической базе, позволяющей осуществлять контроль расходуемых средств, проводить анализ текущего состояния, разрабатывать Программы - минимум и Целевые программы;

• постоянное изменение характера задач, стоящих перед органами социальной защиты населения, оперативное выполнение ими новых сложных функций;

• постоянно возрастающие требования к сотрудникам соцзащиты по повышению производительности и качества труда и вытекающая отсюда необходимость сокращения текучести и повышения престижности их профессии;

• интенсивная компьютеризация различных сфер управленческой деятельности базирующаяся на широком распространении относительно дешевых ПЭВМ с быстро прогрессирующими техническими характеристиками и средств телекоммуникации, позволяющих создавать интегрированные системы, обеспечивающие всем их пользователям оперативный доступ к распределенным базам данных и знаний, оперативную обработку больших массивов информации и выдачу результатов в удобном пользователю виде.

Указанные факторы обуславливают необходимость  введения новых информационных технологий в процессы социальной защиты населения  при выполнении следующих основных функций:

• пенсионное обеспечение населения;

• социальная защита малообеспеченных слоев населения;

• социально - бытовое обеспечение инвалидов и ветеранов;

• медицинское освидетельствование инвалидности и врачебно - трудовая экспертиза инвалидов

• жизнеобеспечение проживания пенсионеров и инвалидов в домах - интернатах;

• бухгалтерский учет и контроль;

• планирование финансирования органов социальной защиты населения.

Работы  в области автоматизации и  применения новых информационных технологий в сфере социальной защиты населения  ведутся по следующим основным направлениям:

• организация разработки, внедрение и сопровождение программно-технических комплексов локальных сетей телекоммуникаций, связанных с ведением информационных баз данных в сфере социальной защиты населения автономного округа;

• внедрение прогрессивных форм и методов обработки отраслевой информации, участие в формировании единой информационной системы автономного округа;

• осуществление методического, информационного, программного и технического обеспечения органов управления социальной защиты населения автономного округа по вопросам информатизации.

К числу приоритетных направлений автоматизации и применения новых информационных технологий в сфере социальной защиты населения относятся:

• разработка информационной модели управления процессами социальной защиты на уровне региона;

• внедрение программных средств обработки данных, обеспечивающих получение информации о социально-незащищенных группах населения;

• создание сетевой компьютерной системы сбора, хранения и обмена информацией на уровне район (город) – область в виде функциональных подсистем системы обработки информации ИС «ЗАЩИТА»;

• создание единого интегрированного банка информации по социальной защите населения региона [2].

До  передачи полномочий по назначению и  выплате пенсий Пенсионному фонду  РФ в органах социальной защиты населения  программный комплекс «Назначение  и выплата пенсий и пособий» (разработчик  ФГУП «Институт межотраслевой информатики», г. Москва) использовался в 18-ти муниципальных  образованиях автономного округа, в  результате чего были автоматизированы функции по назначению и выплате  пенсий, проводились массовые пере расчеты пенсий в связи с изменением федерального и окружного пенсионного законодательства. За последние 2 года в программный комплекс 4 раза вносились изменения в соответствии с изменением размеров доплат из средств бюджета автономного округа. Для создания и актуализации регионального банка информации в сфере социального обеспечения населения по электронной почте и на магнитных носителях в течение года проводится сбор данных получателей пенсий и пособий.

В связи с передачей базы данных получателей пенсий Пенсионному  фонду РФ перед органами социальной защиты населения Коломны остро  встал вопрос о создании единой базы данных граждан, обслуживаемых органами социальной защиты населения автономного  округа.

Информация о работе Информационные технологии в сфере социальной защиты